Художественная культура и мистическая традиция арабо-мусульманского Востока

Художественная культура арабо-мусульманского Востока ассоциируется, прежде всего, с классической поэзией. Поэтическая форма была основной формой существования бедуинской культуры доисламской Аравии. С другой стороны, вольнолюбивая мысль средневекового Востока находила себе гораздо лучшее убежище в поэзии, нежели в прозе. В стихотворной форме автору было гораздо легче выразить себя через поэтические вольности, полунамеки, сложные и туманные образы. В XI в. в восточных областях халифата возник суфизм – мистико-аскетическое течение внутри ислама (''суфий'' в переводе с арабского означает ''носящий власяницу''). Свое учение суфии излагали не только в специальных трактатах, но и в поэтической форме. Так возникла суфийская поэзия – поэзия созерцания и изощренной чувственности, со своим совершенно особым символическим стилем. Суфийские стихи двуплановы: за видимым ''земным'' планом (воспеванием любовных страстей, чувственного восторга, блаженства опьянения) кроется глубокий мистический смысл (стремление к слиянию с божественной истиной, восторг мистического озарения с присущим ему состоянием экстаза). В этом взаимопроникновении земного и мистического – секрет особого обаяния лучших образцов суфийской лирики. Суфизм сообщил ей ту неотразимую ''смесь чары и отравы'', которая впоследствии властно притягивала к себе умы и сердца многих ярких представителей культуры Запада и России. Под влиянием суфизма, художественная культура мусульманского Востока получила некое двойственное, истинно демоническое освещение: ''ни день, ни ночь – ни мрак, ни свет''.

Влияние исламской художественной традиции

Тема борьбы созидающего, животворящего и разрушительного, идея Любви и Разума как главных движущих сил общественного развития, тема особой роли поэтического слова и поэта-пророка, составившие основное содержание поэзии мусульманского Востока, в сочетании с отточенностью художественной формы превратили восточную поэтическую традицию в одухотворяющий фактор для художественной культуры последующих веков. Следы ее влияния можно обнаружить не только на Востоке, но и в других культурных традициях: в поэзии вагантов и старопровансальских трубадуров в средневековой европейской культуре, у А.С. Пушкина и Дж. Байрона, в творчестве С.А. Есенина и К.Леонтьева.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: