1. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам.
Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь: что делала девочка? Что делал мальчик?»
| женский род | мужской род | ||
| девочка | мыла | мальчик | мыл |
| пела | пел | ||
| играла | играл | ||
| поливала | поливал | ||
| писала | писал |
2. Изменение числа глагола.
Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь: кто? что делает? кто? что делают?»
| Единственное число | Множественное число |
| Человек... стоит | Люди... стоят |
| Певец... поет | Певцы... поют |
| Птица... летит | Птицы... летают (летят) |
| Ученик... читает | Ученики... читают |
| Ребенок... рисует | Дети... рисуют |
3. Согласование глагола и местоимения в настоящем времени.
Инструкция: «Ответь: что делаю? что делают? Я, ты, он, она, они, мы, вы».
| Я - | рисую самолет | - | леплю снеговика |
| Ты - | … | - | … |
| Он - | … | - | … |
| Она - | … | - | … |
| Они - | … | - | … |
| Мы - | … | - | … |
| Вы - | … | - | … |
V. СОГЛАСОВАНИЕ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО С ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫМ МЕСТОИМЕНИЕМ
1. Составление словосочетаний: имя существительное с притяжательным местоимением.
Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь на вопрос: о каких из нарисованных предметов можно сказать - мой, моя, моё, мои?»
| Мой | Моя | Моё | Мои |
| Самолёт | Книга | Полотенце | Очки |
| Нос | Рука | Пальто | Сапоги |
| Шарф | Шапка | Зеркало | Трусы |
| Трактор | Машина | Ружьё | Кубики |
Критерии оценки - см. V этап обследования.
2. Составление предложений на согласование имени существительного с притяжательным местоимением.
Инструкция: «Составь предложение с местоимениями (словами) «мой», «моя», «моё», «мои» с опорой на предметные картинки».
Кубики (мои) - … - мои кубики лежат на полу
Пальто (моё) - … - …
Кружка (моя) - … - …
Рисунок (мой) - … - …
Лыжи (мои) - … - …
VI. СОГЛАСОВАНИЕ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО И ЧИСЛИТЕЛЬНОГО
1. Именительный падеж.
Инструкция: «Посмотри на картинки и назови количество предметов на картинке».
| Стул | Стула | … | … | Стульев |
| Диван | … | … | … | Диванов |
| Ручка | ... | … | … | Ручек |
| Дерево | … | … | … | Деревьев |
| Зеркало | … | … | … | Зеркал |
| Книга | … | … | … | Книг |
| Кукла | ... | … | … | Кукол |
2. Родительный падеж
Инструкция: «Посчитай на столе карандаши. Сколько их? Пять. Логопед будет прятать карандаши, а ты ответь: сколько карандашей не хватает?»
1 - Одного карандаша.
2 - Двух карандашей.
3 - Трех карандашей.
4 - Четырех карандашей.
5 - Пяти карандашей.
Для иллюстрации использования системы обследования, предложенной в учебном пособии, приводим график № 6 профиля развития грамматического строя речи ребенка со стертой дизартрией. На графике прослеживается структура дефекта. Отражены минимальным баллом несформированные языковые навыки, а наивысшими баллами - наиболее сформированные. См. график № 6.






