Принцип профессиональной автономии. Коллегиальность и корпоративность. Проблема коррупции в медицине

Истоком профессионально-этической позиции медицинского работника, его моральным кредо является сознание профессионального долга. В современных условиях, с нашей точки зрения, наиболее общим недостатком, присущим немалой части медицинских работников, является нравственная индифферентность – недооценка ими моральных аспектов, выдвигаемых повседневной практикой врачевания. Нравственная индифферентность – это неумение (и нежелание) выделять собственную моральную детерминанту. Речь идет о начальной и как бы еще пассивной форме «нравственно отклоняющегося» поведения. Именно на этой основе возникают нормы групповой «морали» – суррогата нравственности. Воинствующую аморальность откровенных противоправных действий (например, поборы и взятки) можно считать заключительным звеном той моральной деградации, начальной формой которой является нравственный индифферентизм. Нравственная индифферентность некоторых медицинских работников в известной степени обусловливается объективными тенденциями усложнения работы клинических учреждений, где традиционное отношение «врач – больной» все более превращается в сложную систему отношений «медики – специалисты – больной». Тезис о некоей коллективной ответственности за судьбу больного, к сожалению, лишь прикрывает фактическую персональную безответственность отдельных врачей. Личная безответственность отдельных медицинских работников может маскироваться также своеобразным бюрократизмом, при котором некий «больничный порядок» противоречит, например, элементарным нормам лечебно-охранительного режима, а то и просто здравому смыслу. Подчас тот или другой неэтичный профессиональный поступок медицинского работника объясняют складывающимися объективными обстоятельствами, ссылка на которые у части медицинского персонала постепенно вытесняет потребность оценивать свои поступки с принципиальных морально-этических позиций. Нет таких обстоятельств, которые могли бы оправдать неэтичный поступок. Неэтичность поведения характеризует не обстоятельства, сложившиеся для человека, а собственный выбор личности, когда он противоречит нравственному закону (предпочтение добра и уклонение от зла). Проанализируем теперь поведение пациента. При принятии профессиональных решений врачу принадлежит преимущественно активная роль, а пациенту – преимущественно пассивная. Однако в нравственном отношении пациент отнюдь не пассивен. Он хорошо знает, что главной целью профессиональной деятельности медицинского работника является благо больного. Очень важен доверительный характер отношений между врачом и пациентом, имеющий следующее этическое содержание: долг медицинских работников – оказывать, во что бы то ни стало помощь больному, на которую больной человек отвечает полным доверием. Врачевание осуществляется путем слаженного взаимодействия врачей, среднего медицинского персонала и других работников здравоохранения. Анализируя синкретизм межколлегиональных связей в клинической практике, медицинская этика должна выделить именно моральные аспекты взаимоотношений специалистов, работающих в медицине. Методологически ключевую роль при этом играет этическая категория коллективизма.

В современных условиях медицинская профессия стала, как нигде ранее, массовой. Структура медицинской деятельности непрестанно усложняется, – выделяются все новые и новые специальности. Но одновременно с этим прежние жесткие, иерархические внутри профессиональные взаимоотношения демократизировались и упростились, например отношения врачей и среднего медицинского персонала. Да и друг к другу в целом врачи стали менее требовательны и взыскательны. Дело не только в том, что теперь мы реже слышим уважительное «коллега» при обращении медицинских работников друг к другу. Но и в том, что, к сожалению, упростились и субординационные взаимоотношения медицинского персонала.

Медицинская этика должна исследовать коллегиальность, во-первых, морально-этическую среду воспитания профессионализма врача (каждого медицинского работника), во-вторых, как конкретные морально-этические предпосылки врачевания в условиях современной высокоспециализированной медицины. И, конечно, медицинская этика должна не только освещать образцовые межколлегиальные взаимоотношения (сферу должного), но и критически исследовать соответствующую атмосферу отношений (сферу, сущего), имеющую сегодня место в медицинских учреждениях. Забота о принципиальности, чистоте отношений, коллегиальности среди медиков имеет решающее значение и для формирования атмосферы критического отношения к «врачебным ошибкам», и в разрешении возможных конфликтов, и в подготовке молодой смены врачей, среднего медицинского персонала. Коллегиальность воплощает непрерывность и обновление традиций врачевания, коллегиальность есть та культурная среда, через которую от учителей к ученикам передаются элементы медицинских научных знаний, накопленный опыт, ценности и нормы медицинской этики. Кроме того, в коллективе каждого медицинского учреждения формируются взаимоотношения медицинского персонала друг с другом (а также с представителями различных учреждений).

Коллегиальность – это взаимоподдержка медиков, помогающая им выполнять до конца их трудный профессиональный долг, но одновременно – это обязательная взаимная требовательность. Профессиональное достоинство врача собирательно характеризует его нравственные качества. Исполняя профессиональный долг, возлагая на себя ответственность, личность трансформирует социальные требования в мотивы своего поведения. Самостоятельность, свобода нравственных решений – вот слагаемые личного достоинства человека.

Существуют специфические правила поведения медицинских работников, в которых немалую роль играют прямые запреты, – что и как непозволительно делать медицинскому персоналу. Огромное воспитательное значение имеет пример старших коллег. Поведение врача во всем должно быть высокопрофессиональным. Если каждое действие врача несет на себе печать врачебного достоинства, это будет самым верным путем щажения достоинства больного, так как он убеждается в том, что доверился не случайному лицу.

Рассмотрим нравственное содержание ситуации, когда больной делает подарок врачу. Совершенно правильно газета «Правда» в свое время писала, что в этом непростом социальном явлении может отражаться как добро, так и зло. Какого содержание «добра» в этом случае? Труд врачей, среднего медицинского персонала «нянечек» по своей природе таков, что закономерно вызывает в людях ответное чувство благодарности. Это естественное нравственное чувство часто достигает у больных или их родственников поистине огромной силы.

Можно провести такую аналогию: при обследовании психического статуса больных, которым была сделана пересадка почки от «живых доноров» (брата, сестры, матери и т.д.), было выявлено, что некоторые из реципиентов испытывают какое-то неутолимое чувство благодарности, причем оно их гнетет, лишает покоя. Конечно, в трансплантологии зависимость всей жизни одного человека от другого достигает наивысшей степени. Однако похожие чувства вполне естественно возникают и по отношению ко многим представителям других медицинских специальностей, поскольку они в буквальном смысле спасают людям жизнь, даруют счастье материнства, избавляют от тяжких страданий и т.д.

Каково же тогда содержание «зла» в «подарке» медицинскому работнику? К сожалению «зло» в этих случаях многолико. И оно не только нередко заслоняет собой «добро», но и в большинстве случаев вовсе вытесняет его. Если больной стремится таким путем достичь преимущества, каких-то льгот по сравнению с другими, то врач, сделавший «шаг навстречу» такому больному (его родственникам), вряд ли отдает себе отчет, сколько пагубных последствий для медицины, для общественной морали вытекает из этой ситуации, определяемой известной формулой «ты мне – я тебе».

Во-первых, это прямое нарушение требований, вытекающих из категории «равенство» – ключевой категории коммунистической морали в целом и медицинской этики в частности. Чем в большей степени отношения между больными и медицинским персоналом будут строиться в соответствии с формулой «ты мне - я тебе», тем сильнее будет меняться психология самих больных: в отношении друг друга у них будут развиваться чувства неприязни, зависти, подозрительности. Но главное - у больных закономерно будет снижаться уважение к медицине вообще, к отдельным ее работникам в особенности. Сами медицинские работники не сознают в достаточной мере урона своего профессионального достоинства, профессионального авторитета, который они наносят принятием всякого рода «презентов». Попадая в материальную зависимость от больного, врач в той или иной мере утрачивает свободу выбора профессиональных решений. Необходимость «расплачиваться с долгами» рано или поздно может вступить в противоречие с исполнением профессионального или служебного долга врача. Когда больной, так или иначе, диктует свою волю врачу, извращается морально-нравственное содержание их взаимоотношений, унижается личное и профессиональное достоинство врача.

В капиталистических странах медицина по существу превращена в объект торговли, где медицинский работник выступает в качестве предпринимателя. С развитием империализма медицинская этика в капиталистических странах становится еще более реакционной в связи с применением новых средств уничтожения людей, оставляющих тяжелые последствия в будущем, (удушающие газы, атомная бомба, бактериологическое оружие и др.). Медицинская этика по существу выражается в корпоративную мораль медицинских обществ, в центре внимания которых стоят интересы частнопрактикующих медицинских работников. Профессионально-корпоративные организации медицинских работников активно действовали и во многих губерниях России в XIX – начале ХХ вв. и имели свои кодексы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: