Этические проблемы межпрофессиональных отношений в медицине

Врачевание осуществляется путем слаженного взаимодействия врачей, среднего медицинского персонала и других работников здравоохранения.

Анализируя синкретизм межколлегиональных связей в клинической практике, медицинская этика должна выделить именно моральные аспекты взаимоотношений специалистов, работающих в медицине. Методологически ключевую роль при этом играет этическая категория коллективизма.

Этической нормой взаимоотношений медработников между собой являются терпимость и взаимоуважение. Этого требуют интересы общего дела, от этого зависит выполнение задач, стоящих перед коллективом. Надо уметь терпимо относиться к личностным и характерологическим особенностям своих сотрудников. Следует по-деловому реагировать на замечания врачей и старших коллег и неуклонно их выполнять. Отсутствие разумной терпимости к замечаниям старших по работе, излишнее самомнение, чрезмерное самолюбие, нежелание прислушаться к полезному совету являются показателями низкой общей культуры медработника, результатом недостаточного нравственного воспитания. Взаимное уважение, приветливость помогают медработнику найти свое место в коллективе, быть готовым к взаимной заменяемости, когда этого требуют интересы дела, развивать чувство ответственности, товарищества и взаимопомощи. Хорошая организация труда и отлаженная производственная дисциплина в медицинском коллективе занимают важное место в формировании деловых, здоровых взаимоотношений между его членами.

Решительного осуждения заслуживают попытки отдельных средних медработников переложить свою вину и упущения в работе на других или обвинять других медработников в неправильности и нерациональности предписанного врачами лечения. Такое поведение не только подрывает авторитет медработника, но и внушает больному неверие в проводимое лечение. Средние медицинские работники (сестры, фельдшера, акушерки, лаборанты, фармацевты) составляют наиболее многочисленную часть коллектива любого медицинского учреждения.

В больницах и поликлиниках это в основном медицинские сестры. Их взаимоотношения между собой, а так же с врачами и санитарками во многом определяют как трудовой настрой, так и нравственный климат всего коллектива медицинского учреждения в целом. Медицинские сестры призваны четко и с высоким профессиональным мастерством выполнять большой объем лечебно-диагностической работы и обеспечивать хороший уход за больными. Они обязаны изучать сложную медицинскую аппаратуру, инструменты и приборы умело пользоваться ими. Вот почему высокое профессиональное мастерство и хорошая деонтологическая подготовка медицинской сестры во многом будут определять ее деловые качества и готовность выполнять сложнейшие функции по лечению больных [3].

Медицинская деонтология – это не только наука о высоком профессиональном долге медицинского работника по отношению к больному. Предметом медицинской деонтологии является и личность медицинского работника, основные черты которой могут и должны быть важным лечебным фактором в стенах медицинского учреждения. Причем личностные черты медработника – это не наследственные, а приобретенные путем длительной терпеливой воспитательной работы.

Выдержанность медицинской сестры нужна во всех случаях трудовой жизни, в общении с врачами, коллегами, санитарками, при разговоре с больными и родственниками. Выдержанность перекликается с вежливостью, которая предусматривает обращение с сослуживцами и больными на «Вы» и по имени отчеству, умение в приемлемой форме сделать замечание другой сестре или санитарке. Честность неотъемлемая черта личности медицинской сестры, которая должна проявляться во всем и всегда, касается ли это ошибки, допущенной в ведении медицинских документов, в выполнении врачебных назначений, или это относится к взаимоотношениям с сотрудниками.

Взаимоотношения врача с коллегами и всем медицинским коллективом – одна из важных и трудных разделов медицинской этики, требующих от врача больших знаний и подготовки, культуры поведения и выдержки, воспитания и самовоспитания. Врач должен развивать в себе способность относится ко всем медицинским работникам с максимальной справедливостью. Давно известно, что лучшие члены любого коллектива (не только медицинского) – это те, кто с самих себя спрашивают наиболее строго и без всякого снисхождения. С коллег можно требовать меньше, чем с себя, то, что можно другим прощать, нельзя прощать себе. Кстати, в любом медицинском коллективе при разборе этической стороны любого дела наиболее весомо мнение людей, строго судящих себя (а не выгораживающих себя и обвиняющих всех вокруг); чаще именно такие люди и бывают формальными лидерами медицинских коллективов, их душой и совестью. Итак, входя в любой коллектив как в дружную семью единомышленников, делающих общее и очень трудное дело, врач должен быть, открыт и доступен общению, доброжелателен и справедлив, свободен от исходной недоверчивости, подозрительности или настороженности, не держать «камень за пазухой», должен глубоко и прочно подружиться с товарищами по труду.

Уровень медицинского обслуживания в огромной степени зависит от профессиональных знаний, опыта, чуткости и душевной теплоты врача, медицинской сестры, санитарки к каждому, кто нуждается в помощи. Необходимо, чтобы органы здравоохранения, коллективы медицинских учреждений уделяли неослабное внимание повышению квалификации и воспитанию высоких моральных качеств, без которых немыслима благородная профессия медика. Медицина – особая сфера человеческой деятельности, где нравственные отношения играют ведущую роль, по крайней мере, не меньшую, чем профессиональная грамотность и мастерство. Еще вернее – они взаимно обогащают, дополняют друг друга. Ведь уже в самом отношении врача к больному заложен определенный лечебный эффект. Рамки медицинской этики и деонтологии постоянно расширяются. Объектами деятельности врача в силу профилактического направления медицины становятся не только больной и болезнь, но и здоровье, и здоровые люди.

Сознательно и добровольно вверяя врачу самое дорогое, что дается природой, - свое здоровье и жизнь, больной человек вправе рассчитывать на искреннее желание врача помочь избавлению от страданий, на его профессиональные знания, чуткость, высокие нравственные черты характера. «Важность миссии врача составляет его отличие от всех прочих граждан», - писал Андре Моруа о профессиональной деятельности врача. Такие отношения между врачом и больным, выражающие специфику врачебной деятельности, вызвали появление на свет особых этических начал и правил поведения – врачебную этику и врачебную деонтологию.

Врачебная этика – это совокупность принципов и норм поведения врача, обусловленных спецификой его деятельности и положением в обществе. Врачебная этика рассматривает вопросы нравственности врача в широком понимании этого термина, т.е. его моральные качества, чувство профессионального долга, совести, чести, достоинства, такта, его интеллект и общую культуру, физическую и моральную чистоплотность, гражданственность, призвание и клиническое мышление. Этими качествами в основном и определяются отношения врача с больными, их родственниками, с коллегами и помощниками по работе, со всем коллективом и, наконец, с обществом.

Медицинская этика – понятие более широкое, так как здесь рассматриваются аналогичные принципы и правила поведения не только врача, но и медицинских сестер, фельдшеров, лаборантов, младшего медицинского персонала, всех медицинских работников. Вместе с тем именно врачебная этика занимает центральное место, так как она регулирует нормы поведения врача, по выражению М.И. Калинина, главного мастера, кудесника медицинского дела среди огромного количества персонала медицинских работников.

Составной частью медицинской этики является деонтология. Врачебная деонтология - это учение о юридических, профессиональных, моральных обязанностях и правилах поведения врача по отношению к больному. Видный Советский ученый Н.Н. Петров писал, что под медицинской деонтологией мы, в условиях советской медицины, должны разуметь учение о принципах поведения медицинского персонала не для достижения индивидуального благополучия и общепризнанной почтенности отдельных врачей и их сотрудников, но для максимального повышения суммы общественной полезности и максимального устранения вредных последствий неполноценной медицинской работы. Сформулированные Н.Н. Петровым деонтологические принципы актуальны и сохраняют свое значение и в наши дни для представителей всех медицинских специальностей. Наряду с этим происшедшие за последний период в социалистическом обществе изменения, научно-технический прогресс оказали существенные позитивное влияние на социальную сущность и специфику медицинской этики и врачебной деонтологии, что незамедлительно нашло свое проявление во взаимоотношениях (социальных системах) врач – больной, врач – коллеги, врач – общество и т.д.

Важнейшей особенностью врачебного труда является то, что ни в какой другой профессии не имеют столь серьезного, а порой и рокового значения последствия недобросовестности или невежественности. Брак в работе врача в лучшем случае наносит моральный ущерб самому врачу, его авторитету и задерживает выздоровление больного. Но ошибки и неудачи могут причинить непоправимый урон больному: инвалидность или смерть. Поэтому-то и предъявляются столь высокие требования к профессиональной подготовке врача и его моральному облику. Врачебное искусство требует постоянной готовности выполнить врачебный долг независимо от наличия или отсутствия желания, вдохновения или усталости, поэтому столь важное значение придается созданию оптимальных условий для надлежащего выполнения врачебных обязанностей.

Среди различных нравственных проблем медицинского коллектива очень важны взаимоотношения врачей со средним и младшим медицинским персоналом и прежде всего с медицинскими сестрами. Вопросы этики и культуры медицинской сестры – это больная тема. Высшей обязанностью медсестры в отношении своей профессии является поддержание сияния того духовного пламени, которое освещало работу великих медсестер во все времена. Высокие моральные качества, высокая духовность были неотделимы в общественном сознании от профессии сестры милосердия и определяли уважительное отношение к ней в обществе и в тех коллективах, где эти сестры работали. «Практика показывает, насколько важными являются хорошие отношения между врачом и сестрой, врачей между собой. Напряженность в отношениях между членами лечащего коллектива ведет к возникновению беспокойства у больных, даже к ухудшению их состояния. Между врачом и сестрой должны быть отношения коллег по работе, специалистов, работающих над одной проблемой. Гуманность, чувство призвания должны находить отклик, служить основой гармонии в работе, которая проявляется в едином стиле, едином поведении в отношении больных. В отношениях между врачом и сестрой не должны быть места заносчивости, презрению, постоянному подчеркиванию своего преимущественного положения в работе, приказному тону, однако не менее вредны излишняя фамильярность, такая непосредственность отношений, которая уже мешает работе. Споры в присутствии больных, громкие замечания в палатах, презрительность тона, нотации вредны во всех отношениях. Большой ошибкой в работе многих отделений до сих пор является то, что работу сестер там все еще считают механической, думают, что для исполнения порученных им задач достаточно лишь одних навыков, опыта. А ведь давно доказано, какую огромную роль играет сестра в лечебной деятельности, в уходе за больными. Нужно постоянно напоминать об этом всем сестрам, работающим в коллективе, помогать им как можно полнее раскрывать свои способности» – пишет известный венгерский психотерапевт И. Харди в своей монографии «Врач, сестра, больной». Сиделки, санитарки, младшие медсестры, как бы их ни называли, тоже являются членами медицинского коллектива, от их работы в немалой степени зависит успех лечения, и они заслуживают уважительного к себе отношения. Залогом правильных взаимоотношений в медицинском коллективе является строгое и неукоснительное соблюдение всеми медицинскими работниками деловой субординации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: