Прогностичекая медицина и этические проблемы моделирования жизни

Медицина, работающая сегодня на молекулярном уровне, все более становится «прогностической». Французский иммунолог и генетик Ж. Доссе полагает, что прогностическая медицина «поможет сделать жизнь человека долгой, счастливой и лишенной болезней». Но только одно «но», с точки зрения Ж. Доссе, стоит на пути этой светлой перспективы. Это – «лицо или группа лиц, движимых жаждой власти и нередко зараженных тоталитарной идеологией». Прогностическую медицину еще можно определить как бессубъектную, безличностную, т.е. способную к диагностированию без субъективных показателей, жалоб пациента. Она действительно способна превратиться в реальный и беспрецедентный рычаг контроля и власти, как над отдельным человеком, так и над отдельными народами, этническими группами и даже регионами. Эти процессы высвечивают, почему в 60-70-х годах ХХ века формулируется такая форма медицинской этики как биоэтика, которая начинает рассматривать медицину в контексте прав человека.

Исследования и открытия в области генетики человека, происходящие сегодня, носят практически революционный характер. Речь идет о возможности создания «карты генома человека» или «патологической анатомии генома человека» с установлением на длинной спирали ДНК местонахождения генов, ответственных за наследственные болезни. Эти возможности лежат в основании идеи генной терапии как совокупности методов лечения или протезирования дефектных генов.

Вторжение в строение и функционирование генетических систем человека может быть осуществлено на двух уровнях соматическом и эмбриональном. В связи с этим возникли новые разделы медицины – ДНК-технологии, эмбрио и цитотерапия, т.е. внутриутробная диагностика и лечения на стадиях эмбриона или плода. Манипуляции с эмбриональным материалом имеют непосредственное воздействие на наследственность, т.е. способны передаваться по наследству из поколения в поколение. Далее генетическая диагностика перерастает в генетическую прогностику, определяя основания революционных изменений в медицине, которая получает возможность задолго до появления «клинической картины болезни» человека, даже до его рождения определить, какие заболевание ему грозят. Данная ситуация фиксируется понятием «прогностическая медицина».

Формирование прогностической медицины связано с появлением новых, в частности, медико-биологических, рычагов управления и власти над человеческой жизнью, и, следовательно, с новым набором средств ограничения человеческой свободы. Но биологическое ограничение свободы – это наиболее эффективное ее ограничение, связанное с возможностью ее необратимой утраты. Этим определяется острота этической рефлексии современных биогенетических исследований.

Сегодня исследователи генома человека говорят о блестящих перспективах генной диагностики и терапии. Тем не менее, не имея опыта отрицательных последствий, они все же признают степень риска своей деятельности. Профессор Жан Доссе, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине (1980 г.) констатирует: «В области генетики человека неразумное использование новых технологий может привести к катастрофическим последствиям».

Силуянова И.В. (1997) отмечает, что генетические манипуляции с эмбрионами позволили «перейти из сферы простого рабского подражания природе в куда более увлекательный мир человеческой изобретательности, где «мы предопределяем и приспособляем, формируем» подготовленность к жизни людей в заданных нами кастах и одновременно «прививая любовь к их неизбежной, выбранной нами социальной судьбе». Немало этических проблем возникло перед человеческим сообществом в целом и перед медицинской общественностью, в частности, в связи с проведением медико-генетических исследований, особенно широко развернутых в последние десятилетия.

В 1988 г. профессор З. Банковский, работавший в ВОЗ, писал: «Проводимые в настоящее время исследования по основным аспектам биологии чело-генетической основе жизни превращают начало новой научной эры, своего рода революции в медицине ХХI в. Они открывают возможность изменить функции определенных генов с целью предупреждения или лечения многих заболеваний и нарушений, которые заложены в наших клетках с момента зачатия. Однако такой технологией, способной внести коренные изменения в судьбу человечества, злоупотреблять нельзя. Надо охранять человеческие ценности и человеческое достоинство. Общество должно следить за тем, чтобы не нарушались хрупкие границы этического применения этих новых мощных возможностей.

В сентябре 1992 г. ВМА приняла Декларацию «О проекте «Геном человека», в которой отмечалась: Проект «Геном человека» основан на предположении о том, что знание информации содержащейся в геноме человека, позволяет диагностировать множество генетических заболеваний до момента зачатия и, соответственно, помогут людям сделать правильный выбор. Ключом к пониманию генетических заболеваний являются идентификация и определение генов после мутации. Соответственно можно говорить о том, что понимание биологической природы человека связано с идентификацией 50 000-100 000 генов, содержащихся в хромосомах человека. Проект «Геном человека» может помочь идентифицировать и определять характеристики генов, связанных с генетическими заболеваниями, например, такими, как сахарный диабет, шизофрения и болезнь Альцгеймера. Гены определяют лишь предрасположенность к этим заболеваниям, а разрешающий фактор негенетический. Выявление предрасположенности к таким заболеваниям помогло бы их профилактизировать путем изменения образа жизни, диеты и периодических осмотров.

Во второй половине ХХ века произошла «концептуальная революция»,- о болезнях стали думать в терминах биохимии. Сегодня мы являемся свидетелями новой революции, которая отождествляет ген с программой всех биохимических процессов в клетках тела. С этической точки зрения важно как можно быстрее получить информацию о геноме, поскольку она сулит лучшее понимание этиологии и патогенеза многих заболеваний. Вместе с тем, эта информация может оказаться бесполезной до тех пор, пока общественность и индивид не будут информированы о возможностях выбора лучшего пути использования этой информации.

Этические проблемы, связанные с воплощением проекта «Геном, человека», обусловлены не столько технологией его реализации, сколько правильным ее использованием. В связи с этим, прежде чем приступать к работе над проектом, необходимо проанализировать все этические, юридические и социальные вопросы, связанные с применением новых технологий. Определенная озабоченность возникает из-за опасения, что исследователь занятый работой по проекту, может взять на себя роль своеобразного «бога» или попытается вмешаться в действие законов природы. Только освободившись от предвзятости по отношению к проекту «Геном человека», мы сможем правильно оценить этические проблемы, связанные с его реализацией, как это имеет место в случаях с оценкой новых методов диагностики и лечения. Другими словами, как и в последних случаях, основными критериями оценки проекта являются уважение личности человека, его автономии и принципа невмешательства в его частную жизнь, а также сравнительная оценка риска и пользы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: