Вопросы и задания. 1. Дайте характеристику устной и письменной речи детей с ЗПР

1. Дайте характеристику устной и письменной речи детей с ЗПР.

2. Назовите приемы обследования учителем устной речи детей с ЗПР.

3. Раскройте основные направления коррекционной работы по развитию речи детей этой категории.

Глава 8. Мотивация учебной деятельности и ее диагностика

При организации учебной деятельности ничто так сильно не интересует и не заботит опытного педагога, как учебная мотивация школьников, так как, по справедливому наблюдению психолога В.Н. Мясищева, результаты деятельности чело­века на 20-30% зависят от интеллекта и на 70-80% —от мотивов. Для того чтобы личность начала действовать, она должна войте в особое психическое состояние активности, то есть чем-то побуждаться. Побуждение — двигательные им­пульсы, эмоционально-волевое устремление личности к чему-ли­бо, которое в психологии получило название мотива.

Сформированная мотивация — одна из основных движущих сил учения ребенка. В младшем школьном возрасте (в норме) ведущими учебными мотивами являются: освоение новой соци­альной позиции школьника с постепенным осознанием необходи­мости учиться; положительно окрашенное отношение к ведущей учебной деятельности и ситуации обучения, постепенное разви­тие познавательного интереса, прорастающего из детской любо­знательности. Отсутствие любого из мотивов ослабляет учебную мотивационную сферу, снижает успешность учения.

У детей с ЗПР учебная мотивация резко снижена. Это од­но из самых слабых мест развития данной категории детей. Для них ведущей деятельностью продолжает длительное время оставаться игра в ее элементарных детских формах: дети из­бегают приближающихся к учебным сложных игр сюжетно-ролевого характера, с правилами, запретами. Позиция школьни­ка ими поздно осознается и длительное время не принимает­ся, не имеет личностно значимого смысла. Интеллектуальное отставание сильно тормозит развитие познавательного интере­са. Чтобы избежать непосильной и неприятной для них ситуа­ции учения, интеллектуального напряжения, они прибегают к защитному отказу от заданий, от посещения школы, то есть неярко выраженные положительные учебные мотивы еще бо­лее ослабляются защитным механизмом — отрицательным мо­тивом избегания, уклонения. Учитывая ослабленность мотивационной сферы детей с ЗПР, учитель должен понимать, что одна из магистральных педагогических задач на уроке — формирование учебных мотивов. Даже небольшой положитель­ный сдвиг в мотивации ребенка — большая победа учителя. Динамику развития учебных мотивов учитель может просле­дить при помощи предлагаемых ниже методик.

Методика «Позиция школьника»

При помощи данной методики можно выявить уровень осознанности младшим школьником значимости, необходимости учения и наличие мотивационного конфликта между должным и приятным, между «надо» и «хочу».

Школьнику предлагается выполнить две серии заданий.

1-я серия. Перед испытуемым выкладывается набор из 9 карточек с названиями видов деятельности: учусь, сижу на уроке; выполняю домашнее задание; читаю книгу; отдыхаю, играю на перемене; гуляю во дворе; помогаю по дому; смот­рю телевизор; иду в школу; играю дома, отдыхаю один.

Инструкция. «Внимательно прочти все карточки и выбери самое важное, нужное занятие». Затем предлагается из остав­шегося набора вновь выбрать самое важное, нужное и т.д.

2-я серия. Ребенку предлагаются те же карточки, но дает­ся другое задание: «Выбери самое интересное, приятное для тебя дело».

Обработка результатов. Анализируется иерархия видов де­ятельности в графах ДОЛЖНОЕ и ПРИЯТНОЕ. Затем каж­дому виду учебной деятельности (учусь, сижу на уроке; иду в школу; выполняю домашнее задание; читаю книгу) в зави­симости от того, какое место он занял в той и другой графе, присваивается определенный балл по следующей оценочной шкале:

Оценочная шкала

Количество баллов

Место Должное Приятное

1 +1 +2

2 +1 +2

3 +1 +2

4 0 0

5 0 0

6 0 0

7 -1 -1

8 -1 -1

9 -1 -1

Рассмотрим процедуру присвоения баллов на примере.

Ученик А. Беляев распределил виды деятельности следую­щим образом:

Место Должное Баллы Приятное Баллы
  учусь, сижу на уроке +1 играю, отдыхаю дома
  отдыхаю, играю на перемене Пе­ремене смотрю телевизор
  помогаю по дому отдыхаю, играю на пе­ремене
  смотрю телевизор гуляю во дворе
  выполняю домашнее задание   помогаю по дому
  гуляю во дворе иду в школу  
  иду в школу -1 учусь, сижу на уроке -1
  играю, отдыхаю дома выполняю дома-шнее задание -1
  читаю книгу -1 читаю книгу -1

Таким образом, позиционная формула А. Беляева будет выглядеть следующим образом:

Фамилия, имя учащегося Характер переживания позиции школьника (в баллах)
Положительный Нейтральный Отрицательный
А. Беляев +1   -5

Из данной формулы следует, что позиция школьника у А. Беляева не сформирована, имеет отрицательную направлен­ность, хотя зачатки этой позиции уже имеются (урок значим для школьника). Проанализировав у Беляева распределение учебных дел в графах, мы обнаруживаем, кроме того, силь­ный мотивационный конфликт между должным и приятным.

Методика «Отношение к учению»

Школьнику предлагается опросник, в котором в самых раз­нообразных версиях и поворотах описывается эмоционально окрашенное отношение к учебным и неучебным ситуациям.

Опросник.

Инструкция: «Выслушай (прочитай) высказывания о школе. Если ты согласен с высказыванием, поставь «плюс», если согласен наполовину - "нулик", если не согласен - "минус".

1.В школе так же хорошо и интересно, как дома.

2.В школе всегда веселей, чем дома.

3.На перемене интереснее, чем на уроке.

4. Я хожу на уроки и занимаюсь, потому что заставляют родители.

5. Моя учительница мне очень нравится.

6. Если бы можно было, я вместо школы сидел бы дома, занимался своими делами.

7. Мне нравится работать на уроках, думать, отвечать на вопросы.

8. Гораздо интереснее проводить время на улице, чем си­деть в школе.

9. На уроках мне часто скучно, неинтересно.

10. Лучше быть маленьким, чем школьником.

11. Иногда я испытываю в школе чувство страха.

12. На уроках я узнаю много нового, интересного.

13. Если бы я был учителем, я разрешил всем детям ухо­дить с уроков, когда хочется.

14. Лучше все время играть,чем учиться, считать, писать.

Обработка результатов. Пользуясь ключом, определяем, насколько выражено (в баллах) положительное, нейтральное, отрицательное отношение школьника к учебной деятельности. Для этого складываем отдельно положительные числа, отрица­тельные числа, а также подсчитываемколичество нулей.

Ключ

Номера суждений Баллы за ответы
да (+) нет (-) Согласен на нанаполовиу (0)
  +2 -I  
  +1 -1  
  -1 +1  
  -1 +1  
  +1 -1  
  -2 +2  
  +2 -1 +1
  -2 +2  
  -2 +2 +1
  -1 +2  
  -1 +1  
  +2 -2 +1
  -1 - +1  
    -1 +1  
           

Скажем, А. Беляев ответил на вопросы следующим обра­зом: «за» на вопросы № 3,4,5,6,8,13,14; «нет» на вопросы № 10,11,12; «согласен наполовину» на вопросы № 1,2,7,9. Зна­чит, его индивидуальная формула отношения к учению выгля­дит следующим образом:

Фамилия, имя учащегося Отношение к учению
Положитель-ное Нейтральное Отрицательное
А. Беляев +5   -8

Из нее видно, что отношение к учению у А. Беляева далеко не однозначно, это противоречивая гамма эмоциональных оттенков, где преобладают две доминанты: положительная и отрицательная. Можно говорить о том, что психологическая база для учебной деятельности (пусть в виде пока противоре­чивого состояния) все же имеется, и при индивидуальном подходе можно усилить у ребенка положительные эмоциональ­ные установки в ситуации обучения.

Методика «Составьрасписание»

Эта методика помогает изучить познавательно-интеллекту­альные предпочтения школьников в информационном про­странстве школы, а следовательно, судить о степени развития познавательных интересов: если интеллектуально насыщенные предметы (математика, родной язык, окружающий мир, рассказы по истории, родная литература) окажутся «за бортом» детского расписания, то есть основание предположить, что по­знавательный интерес развит слабо.

Инструкция: «Представь, что ты стал учителем, и тебе на­до составить расписание на три дня. На 1-й день поставь са­мые интересные, увлекательные предметы, на 2-й день — не очень интересные предметы, на 3-й день оставь самые скуч­ные, неинтересные предметы».

Ребенку дается 10 карточек с названиями предметов, изучае­мых в данном классе: родной язык, родная литература, художе­ственный труд, рисование, музыка, окружающий мир, физкультура, математика, рассказыпо истории.

Обработка результатов. Интеллектуально насыщенные предметы, оказавшиеся врасписании 1-го дня, получают +1балл, во 2-м дне — 0 баллов, в 3-м дне получают– 1 балл.

Например, А. Беляев составил расписание следующим обра­зом:

1-й день Балл 2-й день Балл 3-й день Балл
Ознакомление сокружающ. ми­ром +1 Физкультура   Математика -1
Литература +1 Труд   Рисование -1
История +1 Русский язык      

Таким образом, выясняется, что у мальчика заметно выра­жены познавательные интересы (несмотря на несформирован­ную позицию школьника, на противоречивое отношение к учению).

С определенной мерой условности можно количественно выразить характер познавательных установок следующим обра­зом:

Фамилия, имя учащегося Характер познавательных установок
положительный нейтральный отрицательный
А. Беляев +3 1. -1

При анализе интеллектуальных предпочтений учитель дол­жен обязательно иметь в виду, что на этих предпочтениях может сказаться не только степень развитости познавательного интереса, но и объективное, качество преподавания предметов (личность учителя, занимательность уроков и т.д.). Поэтому целесообразно провести дополнительную методику, определяю­щую познавательный интерес по направленности школьника на различные этапы урока и виды деятельности на уроке.

Методика " Приятная остановка"

Перед ребенком кладется красочно оформленная твердая (для многоразового пользования) полоска, на которой едут вагончики. Полоска разделена на перегоны со станциями, от­ражающими разные этапы урока и видыдеятельности (см. об­разец).

Бланк для методики «Приятная остановка»

Вок-зал              
  Слушаю, как учитель объясня-ет Сам решаю задачу Переписы-ваю в тет-радь с доски, с учебника Отве-чаю с места Отве-чаю у доски Аккурат-но пишу буквы, черчу по линейке Занима-юсь своими делами

кармашек для вагончиков прорези для вагончиков

Инструкция: «Останови вагончики на тех станциях, кото­рые нравятся тебе больше всего на уроке. Если тебе ничего не нравится, оставь вагончики на вокзале».

Обработка результатов. Учащийся получает один балл за каждую «познавательную» остановку (№№ 1, 2, 4, 5).

Так, А. Беляев поставил вагончики на станции 1, 3, 6. Значит, он получает один дополнительный положительный балл за познавательный интерес, который добавляется (сумми­руется) к его познавательной формуле (см. предыдущую мето­дику).

Итоговая обработка результатов по комплексной диагностике учебной мотивации

После того как проведены все четыре обследования, учи­тель обобщает, сводит воедино полученные данные, суммируя положительные, нейтральные, отрицательные баллы в отдель­ности. Так, в нашем примере обобщенная мотивационная формула ученика А. Беляева будетвыглядеть следующимоб­разом:

Структура мотивационной направленности Характер мотивационной направленности
Положительный Нейтральный Отрицательный
Позиция школьника +1   -5
Отношение к учению +5   -8
Познавательный интерес +4   -1
Итого +10   -14

Обнаружив детей с ослабленной учебной мотивацией (отри­цательной, противоречивой, нейтральной), учитель строит ра­боту с ними по трем основным направлениям: формирование активной позиции школьника, положительного отношения, по­знавательного интереса.

1. Формирование позиции школьника

Учитель приемами словесного внушения систематически, в единстве с семьей «выращивает» у ребенка чувство должного, важного в отношении к школе, к учению.

Учитель активизирует у ребенка состояние субъекта учеб­ной деятельности при помощи таких приемов:

— организации ситуации личного выбора задачи, упражне­ния. Учитывая ограниченные интеллектуальные возможности детей с ЗПР, предлагаются несложные основания выбора, та­кие как: тема задачи (какую задачу будешь решать: про яб­локо или про домики?); степень сложности задачи (даются два конверта с надписями «легкая задача», «интересная, но трудная задача»); количество задач (сколько задач ты берешь­ся решить: одну или две?);

— создание ситуации активного влияния в совместной дея­тельности или в игре «Я– учитель» (ученик ставится в по­ложение учителя и «получает право» проверить у товарища по парте задание), внедрение различных вариантов взаимокон­троля, взаимопомощи;

— выбор партнера для совместной учебной деятельности. Детям предлагается самим разбиться на пары для совместного выполнения заданий (например, описать птицу, сделать апп­ликацию и т.д.).

2. Формирование положительного отношения к учению. Можно выделить следующие направления в работе учителя:

— прежде всего, учитель заботится о создании общей по­ложительной атмосферы на уроке,снижает тревожность детей, исключая все оттенки отрицательногоподкрепления (упреки, выговор, иронию, насмешку, угрозы и т.д.), тем самым сни­жается или полностью исключается страх школьника перед риском ошибиться, забыть,смешаться, неверно ответить;

— создаёт ситуацию успеха в учебной деятельности, формирующую удовлетворённость, уверенность в себе, высокой самооценки и радости

— опирается более широко, чем в обычном классе, на иг­ру как ведущую деятельность ребенка с ЗПР. Учитель насыщает педагогический процесс интеллектуальными играми с правилами, активно использует игротехнику на каждом этапе урока, делает игру не запретным для школьника делом, а естественной формой организации быта детей на уроке и в группе продленного дня;

целенаправленно эмоционально стимулирует детей на уроке. Для этого он, во-первых, предупреждает опасные для учения чувства скуки, серости, монотонности (за счет переме­ны видов работы, занимательности, личной эмоциональности); во-вторых, возбуждает интеллектуальные эмоции удивления, новизны, сомнения, достижения; в третьих, формирует внут­ренний оптимистический настрой у детей, вливая уверенность, давая установку на достижение, преодоление трудностей.

3. Развитие познавательныхинтересов.Для решения этой цели учителю необходимо:

— избегать в своем стиле преподавания появления «анти­стимулов», таких как: бедность, будничность, серость, моно­тонность сообщаемой информации; отрыв содержания обучения от личного опыта ребенка; учебные перегрузки, переутомление и одновременно низкая плотность режима работа («ничегоне­делание», паузы, простои);

— использовать содержание обучения как источник стиму­ляции познавательных интересов, в том числе: новизну ин­формации (в соотношении со скудным личным опытом детей), заострение противоречия между житейскими представлениями школьников и новым знанием, непосредственную практиче­скую значимость знания в ближайшей зоне развития ребенка (в быту, в работе на природе, в саду, в спорте, в труде и т.д.);

— стимулировать познавательный интерес с помощью тех­нологии обучения; включающей многообразие приемов занима­тельности (иллюстрации, игра, кроссворды, драматизация, шутка, занимательные задачи и т.д.); специальное обучение приемам умственной деятельности и учебной работы; исполь­зование проблемно-поисковых методов обучения.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте мотивацию учения детей с ЗПР.

2. С помощью предложенных методик проведите самостоятельное обследование по выявлению особенностей учебной мотивации у детей этой категории.

3. Каковы основные направления коррекционной работы учителя по формированию учебной мотивации у детей с ЗПР?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: