Знанием которого должен владеть обучаемый. Личность, индивид, социальный тип личности, диспозиционная структура личности, социальная потребность

Личность, индивид, социальный тип личности, диспозиционная структура личности, социальная потребность, мотив, ценностная ориентация, стимул, установка, социальная роль и социальный статус, социальный характер, теории социализации (Ч. Кули, Дж. Мид, Р. Линтон, З. Фрейд), интернализация, ресоциализация, идентификация, имитация, отклоняющееся поведение и девиация, образ жизни личности, социальный контроль, аномия.

Список первоисточников

1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. – М., 1995.

2. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологические этюды. – М., 1994.

3. Кули Ч. Социальная самость // Американская социологическая мысль: Тексты / Сост. Е.И.Кравченко. Под ред. В.И. Добренькова. – М., 1994. – С. 316 – 330.

4. Личностно-ориентированная социология. – М., 2004.

5. Маркузе Г. Одномерный человек / Пер. с англ. А.А. Юдина. – М., 2003.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т. 3. – С. 18, 25, 26 – 30, 37, 45, 61, 69 – 75, 282, 426, 440, 441.

7. Мид Дж. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль: Тексты / Сост. Е.И. Кравченко. Под ред. В.И. Добренькова. – М., 1994. – С. 224 – 227.

8. Сорокин П.А. Самоубийство как общественное явление. // Социс. – 2003. – № 2. – С. 104 – 114.

9. Фрейд З. Психология бессознательного. Сб. произведений. – М., 1989.

10. Фромм Э. Душа человека: Пер. с англ. – М., 1992.

11. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1998.

Список литературы

1. Артемьев А.И. Социология личности. – М.: ООО “Арба Т-ХХ1”, 2001. – 256 с.

2. Егорова В.К. Использование теорий личности в социологии и социальной психологии // Некоторые проблемы современной зарубежной социологии. – Кн. 1. – М., 1979. – С. 100 – 136.

3. Кон И.С. Социология личности. – М.: Политиздат, 1967. – 383 с.

4. Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 1994. – С.197 - 243.

5. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Добросвет, Книжный дом “Университет”, 1998. – 596 с.

Контрольные вопросы

1. Чем обусловлено исследование личности как объекта и субъекта социальных отношений на различных уровнях ее взаимодействия с окружающей средой?

2. Дайте объяснение статусно-ролевой концепции личности как интегративного показателя положения личности в системе социальных связей и отношений.

3. Какие подходы к типологизации личности Вам известны?

4. Через какую социологическую категорию раскрывается процесс становления личности, усвоения ею ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе?

5. Что представляет содержательно процесс ресоциализации?

6. Какую социологическую категорию имеют в виду, когда говорят о способах, формах и условиях индивидуальной и коллективной жизнедеятельности человека, типичных для конкретно-исторических социально-экономических отношений?

7. Каково соотношение понятий «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность»?

8. В чем состоит механизм социализации индивида?

9. Что означает понятие «девиация»?

10. В чем состоит сущность теории аномии Э. Дюркгейма?

11. Каковы основные типы отклоняющегося поведения в концепции Р. Мертона?

12. Как соотносятся между собой понятия «социальная норма», «социальный порядок», «социальный контроль»?

13. Каковы функции социального контроля?

14. Каковы элементы и механизмы социального контроля?

15. Что такое социальные санкции?

16. Какие Вы знаете теории, объясняющие причины отклонений?

17. Чем отличаются конструктивные и деструктивные девиации?

Тесты промежуточного контроля по теме 7.

1. Личность по отношению к обществу

а) выступает в качестве объекта

б) является субъектом

в) является и субъектом, и объектом

г) не является ни субъектом, ни объектом

2. Что нельзя назвать приписываемым статусом?

а) пол

б) национальность

в) рост

г) гражданство

3. Что является приписываемым статусом, а не достигнутым?

а) студент

б) инженер

в) дворянин

г) офицер

4. Процесс вхождения индивида в общественную жизнь, в ходе которого им усваиваются социальные нормы данного общества – это:

а) воспитание

б) специализация

в) социализация

г) адаптация

5. Ресоциализация – это:

а) неудачная социализация

б) овладение новыми ценностями и ролями для замены ранее недостаточно усвоенных

в) социализация в преклонном возрасте

г) социализация в раннем детстве

6. Каждый статус определяет:

а) несколько ролей

б) одну роль

в) две роли: положительную и отрицательную

г) не имеет отношения к роли

7. Социология личности – это:

а) научная парадигма

б) теория среднего уровня

в) самостоятельная наука

г) метод исследования

8. Д. Рисмен, один из приверженцев концепции «социального характера», выделял три типа социального характера:

а) ориентированный на общество, ориентированный на государство, ориентированный на другого

б) ориентированный на семью, ориентированный на себя, ориентированный на другого

в) ориентированный на традицию, ориентированный на себя, ориентированный на другого

г) ориентированный на власть, ориентированный на достижение успеха, ориентированный на другого

9. Принято выделять три стороны образа жизни:

а) уровень жизни, качество жизни, стиль жизни

б) уровень жизни, продолжительность жизни, стиль жизни

в) уровень жизни, качество жизни, способ жизни

г) уровень жизни, продолжительность жизни, спутника жизни

10. Интернализация – это:

а) тесное общение с представителями других национальностей

б) стажировка за границей

в) дополнительное образование

г) усвоение индивидом норм и ценностей, принятых в его группе



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: