Структура «Курса политической экономии, или Изложения начал, обусловливающих народное благоденствие» А.К.Шторха
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Теория народного богатства | |||
Том 1 | |||
Введение. Размышления об основании и пользе Поли –тической Экономии | Книга 1 О производстве богатств | Книга 2 О накоплении богатств, или об имуществах | Книга 3 О первоначальном распределении годового произведения, или о доходах |
Том 2 | |||
Книга 3 (Продолжение) | Книга 4 О вторичном распределении годового произведения, или о доходах | ||
Том 3 | |||
Книга 5 О деньгах | Книга 6 О кредите | ||
Том 4 | |||
Книга 6 (Продолжение) | Книга 7 О потреблении | Книга 8 Успехи в увеличении народного богатства | |
ЧАСТЬ ВТОРАЯ Теория цивилизации | |||
Том 5 | |||
Введение | Книга 1 Элементы цивилизации, или о внутренних благах | Книга 2 Естествен- ные успехи цивилизации | Заключение |
Том 6 | |||
Дополнения к курсу по –литической экономии | О платежном балансе России |
В первой части (1 – 4 тт.), которая называется «Теория народного богатства» анализируются фундаментальные проблемы рыночного хозяйства на уровнях микро-, макро- и мировой экономики.
|
|
К числу важнейших вопросов, исследуемых микроэкономикой, Шторх относил ценность благ и ценообразование. Теория ценности благ Шторха синтезировала в себе концепции полезности товаров и издержек их производства, предвосхитив научную разработку этого вопроса зарубежными учеными. Цена, как отмечал Шторх, представляет собой «результат предложения и спроса, т. е. она равномерно определяется тем и другим... Цена, устанавливаемая таким образом, называется рыночною ценою»[19]. Такой подход к ценообразованию
осуществляется и в современных курсах экономической теории.
В «Теории народного богатства» исследуются также проблемы
производства годового общественного продукта и его распределения,
денежного обращения, финансов и кредита, влияния социально-экономического строя общества «на успехи народного богатства».
Вторая часть «Курса» (5 – 6 тт.) посвящена «теории цивилизации». Суть этой теории заключается в доказательстве российским академиком «совершенного сходства между народными капиталами
вещественными и невещественными, т. е. между физическими и нрав-
ственными законами, определяющими благоденствие народа». Под «цивилизацией» Шторх понимал «внутренние блага (ценности)», или «все нематериальные продукты природы и человеческого труда», имеющие «полезность и образующие моральную собственность человека»[20].
Внутренние блага ученый делил на первичные и вторичные. К первичным благам он относил способности людей и все, что служит непосредственно для их развития: здоровье, образование, культуру и нравственность человека, то есть все то, что объединяется понятием «человеческий капитал».
|
|
Проблема человеческого капитала, которой большое внимание уделял первый российский академик-экономист, стала активно разрабатываться в экономической науке спустя многие десятилетия после Шторха, - лишь во второй половине ХХ века. Наиболее существенный вклад в ее решение внесли такие зарубежные и российские ученые, как Т.Шульц, Г.Беккер, Дж.Минцер, Э.Богданов, А.Добрынин, С.Дятлов, А. Корицкий, В.Марцинкевич, И.Соболев, Е.Цыренова и др.
Концепция человеческого капитала, разработанная Всемирным банком, используется сегодня для оценки национального богатства тех или иных стран. В соответствии с методологией Всемирного банка, в структуре национального богатства начал доминировать человеческий капитал, составляющий в среднем 2/3 его величины, причём в странах Северной и Центральной Америки, Западной Европы и Восточной Азии он достигает 3/4 национального богатства[21]. Это свидетельствует о том, что человеческий капитал (и прежде всего его интеллектуальная составляющая) в конце ХХ - начале ХХI вв. стал главным фактором общественного производства.
В соответствии с воззрениями Шторха, первичные невещественные блага также накапливаются и обращаются, как вещественные блага. Отсюда труд тех, кто создает невещественные блага (например, учителей, врачей, литераторов, чиновников), следует считать в такой же степени производительным, как и труд земледельца и фабричного рабочего. Если, по Смиту, все занятые в сфере услуг живут за счет труда наемных рабочих и крестьян, то с одинаковым основанием, – подчеркивает Шторх, – можно сказать, что земледельцы и промышленные рабочие живут за счет тех, кто дает им знания и заботится об их здоровье.
Вторичные блага, по Шторху, не имеют прямого отношения к человеческим способностям, но совершенно необходимы для сохранения и развития последних; это - безопасность в обществе и досуг человека, без которых невозможно существование первичных благ.
Что касается понятия «безопасность», то она, по мнению Шторха, «состоит в удалении всего того, что может поколебать или стеснить свободное использование как личных способностей гражданина, так и вещей, находящихся в его собственности, иными словами, это гарантия его естественных и приобретенных прав»[22]. Как видно, безопасность сводилась автором «Курса политэкономии» к гарантиям личной свободы и частной собственности граждан. Отсюда его поддержка мер по обеспечению национальной безопасности, акцентирование внимания на огромной важности государственной власти, которая должна охранять правопорядок в обществе. Рассуждения Шторха о роли и значении общественной безопасности перекликаются со словами М. В. Ломоносова: «Благополучие, слава и цветущее состояние государства происходят прежде всего от внутреннего покоя, безопасности и удовольствия подданных»[23].
Теория цивилизации Шторха получила широкое распространение в российской и зарубежной экономической литературе ХIХ – начала ХХ вв. К ней обращались в своих работах Т.Ф.Степанов, А.И. Бутовский, И.К.Бабст, И.Я.Горлов, И.В.Вернадский, Н.Г.Чернышевский, Ф.Лист, Дж.Ст.Милль и др.
«Курс политической экономии» Шторха хорошо знали в Западной Европе (в 1816–1820 гг. он был издан К.Рау в Германии, в 1823 – 1824 гг. Ж.Б.Сеем во Франции). Он признавался одним из лучших источников по политической экономии в России не только в первой четверти ХIХ в., но и на последующих этапах развития отечественной экономической науки вплоть до Октябрьской революции 1917 г.