Схема 1

Структура «Курса политической экономии, или Изложения начал, обусловливающих народное благоденствие» А.К.Шторха

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Теория народного богатства
Том 1
Введение. Размышления об основании и пользе Поли –тической Экономии Книга 1 О производстве богатств Книга 2 О накоплении богатств, или об имуществах Книга 3 О первоначальном распределении годового произведения, или о доходах
Том 2
Книга 3 (Продолжение) Книга 4 О вторичном распределении годового произведения, или о доходах
Том 3
Книга 5 О деньгах Книга 6 О кредите
Том 4
Книга 6 (Продолжение) Книга 7 О потреблении Книга 8 Успехи в увеличении народного богатства
ЧАСТЬ ВТОРАЯ Теория цивилизации
Том 5
Введение Книга 1 Элементы цивилизации, или о внутренних благах Книга 2 Естествен- ные успехи цивилизации Заключение
Том 6
Дополнения к курсу по –литической экономии О платежном балансе России

В первой части (1 – 4 тт.), которая на­зывается «Теория народного богатства» анализиру­ются фундаментальные проблемы рыночного хозяйства на уровнях микро-, макро- и мировой экономики.

К числу важнейших вопросов, исследуемых микроэкономикой, Шторх относил ценность благ и ценообразование. Теория ценности благ Шторха синтезировала в себе концепции полезности товаров и издержек их производства, предвосхитив научную разработку этого вопроса зарубежными учеными. Цена, как отмечал Шторх, представляет собой «результат предложения и спроса, т. е. она равномерно определяется тем и другим... Цена, устанавливаемая таким об­разом, называется рыночною ценою»[19]. Такой подход к ценообразованию

осуществляется и в современных курсах экономической теории.

В «Теории народного богатства» исследуются также проблемы

про­изводства годового общественного продукта и его распределения,

денежного обращения, финансов и кредита, влияния социально-экономического строя общества «на успехи народного богатства».

Вторая часть «Курса» (5 – 6 тт.) посвящена «теории цивилиза­ции». Суть этой теории заключается в доказательстве российским акаде­миком «совершенного сходства между народными капиталами

веществен­ными и невещественными, т. е. между физическими и нрав-

ственными закона­ми, определяющими благоденствие народа». Под «цивилизацией» Шторх понимал «внутренние блага (ценности)», или «все нематери­альные продукты природы и человеческого труда», имеющие «полезность и образующие моральную собственность человека»[20].

Внутренние блага ученый делил на первичные и вторичные. К первичным благам он относил спо­собности людей и все, что служит непосредственно для их развития: зд­оровье, образование, культуру и нравственность человека, то есть все то, что объединяется понятием «человеческий капитал».

Проблема человеческого капитала, которой большое внимание уделял первый российский академик-экономист, стала активно разрабатываться в экономической науке спустя многие десятилетия после Шторха, - лишь во второй половине ХХ века. Наиболее существенный вклад в ее решение внесли такие зарубежные и российские ученые, как Т.Шульц, Г.Беккер, Дж.Минцер, Э.Богданов, А.Добрынин, С.Дятлов, А. Корицкий, В.Марцинкевич, И.Соболев, Е.Цыренова и др.

Концепция человеческого капитала, разработанная Всемирным банком, используется сегодня для оценки национального богатства тех или иных стран. В соответствии с методологией Всемирного банка, в структуре национального богатства начал доминировать человеческий капитал, составляющий в среднем 2/3 его величины, причём в странах Северной и Центральной Америки, Западной Европы и Восточной Азии он достигает 3/4 национального богатства[21]. Это свидетельствует о том, что человеческий капитал (и прежде всего его интеллектуальная составляющая) в конце ХХ - начале ХХI вв. стал главным фактором общественного производства.

В соответствии с воззрениями Шторха, первичные невещественные блага также накапливаются и обращаются, как вещественные блага. Отсюда труд тех, кто создает невещественные блага (например, учителей, врачей, литераторов, чиновников), следует считать в такой же степени производительным, как и труд земледельца и фабричного рабочего. Если, по Смиту, все занятые в сфере услуг живут за счет труда наемных рабочих и крестьян, то с одинаковым основанием, – подчеркивает Шторх, – можно сказать, что земледельцы и промышленные рабочие живут за счет тех, кто дает им знания и заботится об их здоровье.

Вторичные блага, по Шторху, не имеют прямого отношения к человеческим способно­стям, но совершенно необходимы для сохранения и развития последних; это - безопасность в обществе и досуг человека, без которых невозможно существование первичных благ.

Что касается понятия «безопасность», то она, по мнению Шторха, «со­стоит в удалении всего того, что может поколебать или стеснить свободное использование как личных способностей гражданина, так и вещей, нахо­дящихся в его собственности, иными словами, это гарантия его естествен­ных и приобретенных прав»[22]. Как видно, безопасность сводилась автором «Курса политэкономии» к гарантиям личной свободы и частной собствен­ности граждан. Отсюда его поддержка мер по обеспечению национальной безопасности, акцентирование внимания на огромной важности государственной власти, которая должна охранять правопорядок в обществе. Рассуждения Шторха о роли и значении общественной безопасности перекликаются со словами М. В. Ломоносова: «Благополучие, слава и цветущее состояние государства происходят прежде всего от внутреннего покоя, безопасности и удовольст­вия подданных»[23].

Теория цивилизации Шторха получила широкое распространение в российской и зарубежной экономической литературе ХIХ – начала ХХ вв. К ней обращались в своих работах Т.Ф.Степанов, А.И. Бутовский, И.К.Бабст, И.Я.Горлов, И.В.Вернадский, Н.Г.Чернышевский, Ф.Лист, Дж.Ст.Милль и др.

«Курс политической экономии» Шторха хорошо знали в Запад­ной Европе (в 1816–1820 гг. он был издан К.Рау в Германии, в 1823 – 1824 гг. Ж.Б.Сеем во Франции). Он признавался одним из лучших источников по по­литической экономии в России не только в первой четверти ХIХ в., но и на последующих этапах развития отечественной экономиче­ской науки вплоть до Октябрьской революции 1917 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: