Большинство проблем российской экономической науки на новом этапе получили концентрированное выражение в «Опыте о народном богатстве» Бутовского. Посвятив, - как он сам говорит, - несколько лет своей жизни изучению вопросов о народном хозяйстве с «надеждой сделать что-либо полезное для своего отечества», целью его «было представить в сколь можно ясном и простом изложении, естественные законы производства, обращения, распределения и потребления богатства народного, и те логические условия этого движения, от которых наиболее зависит степень общественного благосостояния».[162]
В предисловии автор высказывает свое отношение к предмету и методу экономической науки, ее взаимосвязям с философией, политикой, правом, историей, естествознанием, статистикой. Экономическую науку он относит к «нравственно-политическим дисциплинам» и заявляет о необходимости соблюдения в ней «морально-этических принципов». Политическая экономия, - пишет Бутовский, - не должна «начинать с фальшивого взгляда на природу человека», «посягать на созданное Богом: нет, она берет человека, как он есть, с его слабостями и нуждами, с его силами и способностями, и с миром, его окружающим, так точно, как зоолог или ботаник, берет животное или растение, предстоящее его исследованиям».[163]
|
|
В 1-м томе. называющемся «Производство богатств», рассматриваются: потребности человека и производительные силы общества (природа, труд, капитал, предпринимательство), обеспечивающие их удовлетворение; сущность народного богатства; отраслевая структура материального производства; порядок и формы образования предприятий; виды деятельности по созданию «невещественных благ». Значительное внимание уделено категории «ценности», которую автор связывает с суждениями покупателя о полезности и стоимости товаров, и продавца - об издержках производства и качественных характеристиках его товара. По сути дела, - писал Бутовский, - «порядок образования ценностей, причины их колебаний - вот те предметы, на которые должно обращаться внимание экономиста».[164]
2-й том. «Обращение и распределение богатств», включает в себя главы об обмене, собственности, деньгах, кредите, доходах основных классов общества и механизме их формирования, наследстве, «охранительной системе» (защите государством своих национальных интересов) и др. Бутовский подчеркивает: «Наблюдение фактов - вот единственный ключ к открытию истины как в науках физических, так и в науках нравственно-политических. Общества зиждутся не по законам, нами придуманным, а по законам силы вещей, от нас не зависящим. Мы можем только изучать, исследовать эти законы и связь, между ними существующую».[165]
|
|
3-й том «Опыта о народном богатстве», озаглавленный «Потребление богатства», посвящен анализу: валового внутреннего продукта и национального дохода; фондов накопления и потребления; налогам; государственным займам; погашению государственного долга; благотворительности.
Теоретическая экономика
Бутовский, Бабст, Вернадский, Горлов и другие политэкономы главными задачами «теоретической экономии» считали:
1) исследование «двоякого проявления свободно-разумной деятельности» человека: «начало одного в личном интересе, в сознании пользы частной; начало другого в интересе государственном, в признании необходимости уважать чужие интересы. Там только, где равновесие водворяется между этими двумя началами, или, по крайней мере, где оно принимается за основание, можно предполагать даль -
нейшее развитие человеческой деятельности».[166]
2) анализ фактов хозяйственной жизни, выступающих результатами действия человеческой природы;
3) формулирование «общих заключений», в которых отражались бы «естественные законы развития народной деятельности в ее стремлении к благосостоянию». «Теория была бы жалкою и бесплодною отвлеченностью, - отмечал Горлов, - если бы она, изучая «естественные законы экономии народов», «отвращалась от явлений современности... В объяснении именно этих явлений лежит практическое значение теорий, излагаемых в науке»;[167]
4) раскрытие механизма действия основного экономического закона - закона спроса и предложения, или, «закона меновой ценности, составляющего первое звено науки экономической»[168]; «политическая экономия, как наука, в настоящий момент своего развития, есть по преимуществу теория ценности»;[169]
5) углубление знаний о деньгах как измерителе ценности (цены) товаров, средстве обращения, платежа и накопления, и как следствие - обоснование путей рациональной организации денежного обращения, деятельности банков, которые «упрощают обмен, сближают запрос и предложение», выступая посредником «между ними, и тем споспешествуя торговле, содействуют улучшению народного хозяйства и промышленности»;[170]
6) развитие теории распределения факторных доходов. В экономике существует «много разных промыслов и в каждом из них получаются свои выгоды или доходы, - указывал Горлов. - Но чтобы изучить теорию доходов, нет надобности каждый промысел рассматривать в отдельности; в них всех заключаются общие начала, управляющие величинами получаемых доходов, и эти общие начала долж –
ны быть выведены из наблюдений над фактами»;[171]
7) исследование проблем нарушений рыночного равновесия. Как отмечал Бунге в работе «Экономический кризис 1857 года», посвященной анализу первого мирового экономического кризиса, затронувшего экономику США и ряда западноевропейских стран, «минувшая буря была, быть может, последнею не коснувшеюся России».[172]
Проблемы экономической политики
в трудах российских экономистов
Российские ученые высказывали вполне реалистические взгляды на соотношение экономической теории и экономической политики.. «Из общих законов», открываемых и исследуемых экономической наукой, в соответствии с которыми «люди стремятся к обеспечению своего благосостояния в жизни общественной, образуется ее теория; в умении прилагать эти законы к самой деятельности общественной... заключается искусство государственного управления; главные черты этого искусства» составляют «политическую экономию прикладную», или экономическую политику. «Теория должна служить основанием»[173] мероприятий экономической политики.
Комплекс проблем экономической политики государства рассматривался в работе профессора Московского университета А.И.Чивилева (1808-1867) «Наука народного хозяйства и ее порицатели» (1848). Поводом к написанию работы явилось желание автора разобраться в реалистичности социально-экономических проектов К.Сен-Симона, Ш.Фурье и Р.Оуэна.
|
|
«Наука в новейшее время, - отмечает Чивилев, - подверглась нападениям романтиков-социалистов, которые существующий порядок вещей хотят заменить совершенно новым социальным устройством собственного изобретения». Главное обвинение науки заключается в том, что она, «потеряв из виду существенную ее цель - общее благосостояние, совершенно пренебрегает участью огромного большинства - класса работников, а если и обращает иногда внимание на их бедствия, то не предлагает никаких средств для их облегчения, или же предлагает только паллиативные и недействительные».[174]
Другой упрек науке состоит в том, что она проповедует свободу экономических отношений, приводящую к эксплуатации труда капиталом. Мысль об антагонизме между капиталом и трудом произошла, вероятно, из-за того, «что в производстве материальном промышленниками могут сделаться только те из работников, которые располагают некоторым капиталом, или отличаются особенными способностями; все же прочие должны довольствоваться платою, которая редко позволяет улучшить их положение, Но этот факт нисколько не доказывает, что интересы капиталистов и людей, способных только к простой работе действительно противоположны; напротив, те и другие связаны крепкими узами взаимности».[175]
Свободная конкуренция, «содействуя успехам промышленности, доставляет выгоды всем ее деятелям, как и вся масса потребителей обязана ей понижением цены и усовершенствованием произведений... Напряженные усилия, бдительность, расчет и соображения миллионов людей, движимых личным интересом, производят естественный порядок, который никакая человеческая мудрость, никакая человеческая власть не в состоянии заменить организацией искусственной и произвольной».
|
|
Итак, - делает вывод Чивилев, - «свободное соперничество есть главное начало общественного механизма... При широком и искреннем применении этого начала распределение произведенного между отдельными членами общества бывает самое ровное, т.е. самое справедливое»[176].
Однако, нельзя не признать того факта, что в действительности существует весьма не равный уровень благосостояния людей. «Наука принимает это суровое начало потому, что не верит в возможность чудесного преобразования нашего существа, и почитает благосостояние общества неверным, если бы оно не имело никакого другого обеспечения, кроме доблести (отречения от личных экономических интересов. - В.П.) его членов».
На самом деле существует «бедственное положение тех, которые, при естественном разделении общей массы произведений, не получают вовсе ничего, или получают только слишком скудные доли. При системе свободного соперничества каждый сам отвечает за себя, и каждый получает столько, сколько производит... Свободная конкуренция, конечно, не имеет ни сердца, ни религии».[177]
Поэтому государство должно стремиться к выравниванию уровня жизни людей, - чем оно всегда занималось и должно заниматься. Не секрет, что «начало свободного соперничества - laissez faire et laissez aller - никогда и нигде не существовало вполне на самом деле, и даже наука, его открывшая, не принимает его безусловно. Напротив, она требует для него ограничений не только из уважения ко всякому праву, но и вообще во всех тех случаях, где своекорыстие является в противоречии с общею пользою; даже предполагает особенные меры» для разрешения этих противоречий. Именно это составляет предмет практической части политической экономии, или теории экономической политики, не занимающейся «исключительно пауперизмом, но излагающей средства, какими можно содействовать успехам народного хозяйства и совершеннейшему достижению его конечной цели - удовлетворению нужд всех и каждого».
Роль государства в этих условиях - содействовать «успешному развитию всего организма»; это - самое действенное средство для «устранения неправильностей в отдельных его отправлениях». Все, что способствует народному хозяйству, «в большей или меньшей мере противодействует бедности».[178]
Наука же, - отмечал Чивилев, - со своей стороны:
1) «показывает способ ускорить благотворительность рационально для того, чтобы предполагаемая цель достигалась тем полнее и вернее»;
2) излагая меры для призрения бедных, в то же время «указывает и на средства, которые нельзя назвать паллиативными, потому что они более или менее подавляют зло в самом его источнике. Главнейшее из этих средств есть воспитание».[179]
Критическое отношение российских ученых к идеям социалистов о необходимости радикального изменения социально-экономических устройства общественной жизни объясняется тем, что, в соответствии с взглядами отечественных политэкономов, общество «основывается на природе человека. Изменяются учреждения гражданские, внешние формы общественной жизни, постановления государственные в течение времени принимают новый вид. Но есть одно, что никогда не изменяется; это человеческое сердце: среди всех переворотов оно остается одно и то же с его могуществом и слабостью... В нем-то заключается самое полное обеспечение против пре -образований, которых желают социалисты».[180]
Чивилев доказывает, что если «порождения праздного воображения системы социалистов когда-нибудь и осуществились бы, то неминуемо произвели в человечестве движение вспять»,[181] потому что «в устройстве общественном социалистов подавляется индивидуальная личность, которая составляет существеннейшую принадлежность человеческой природы».[182] Человеку противоречат «временное пользование имуществом Сен-Симонистов», «отвлеченное право на проценты акционеров» Фурье»; «при одинаковой плате за труд нет выгоды трудиться».[183] Справедливое распределение доходов возможно только при свободной конкуренции; «бедным лучше, где есть богатые, нежели там, где все бедны».