Четверти

хлеба

(руб.)

 
 


6

4

MU

 
 


0 1 5 10 20 Q

(четверти

хлеба)

Рис. 5. Графики общей (TU) и предельной (MU)

полезности мер (четвертей) хлеба

двойственности данного явления. При этом нужно подчеркнуть, что

он отождествляет понятия «ценности» и «меновой ценности», – и с ним следует согласиться, – тем самым ак­центируя внимание на обще -

ственной, социальной сущности ценности, ко­торая реально проявляется в оценке товаров обменивающимися сторо­нами, т. е. продавцом и покупателем. Ведь «на рынке меновая ценность устанавливается не по личной оценке каждого производителя, но в силу взаимно-обратного тяготения запроса и предложения», представляющего собой «закон экономический»[214].

Позиция Бутовского была поддержана большинством отечест­венных экономистов. Так, Г.П.Каменский писал: «слово ценность, упот­ребляемое без прилагательного, всегда означает в политической экономии меновую ценность. Не должно смешивать меновую ценность с ценою»; под «ценой» следует понимать отношение «ценности предмета к монете или деньгам,... его денежную ценность, а под словом ценность – приобретательную способность предмета, или господство, власть, которую владе­ние им вообще дает над всеми продажными произведениями»[215].

Детерминанты ценности (меновой ценности)

Находясь в зависимости от двух непостоянных условий, меновая ценность изменяется вместе с ними. Она возникает, – доказывал Бу­товский, – «в различных предметах, усиливается, ослабевает или уничто­жается, смотря по обстоятельствам времени, места и степени образованно­сти народа, и все эти обстоятельства подходят под две категории:

1) уси­ления, ослабления или уничтожения полезности вследствие перемены то в потребностях общественных, то в сущности самих предметов, и

2) возникновения, усиления, ослабления или совершенного устранения препятст­вий к приобретению этих предметов»[216].

Общественная потребность, или, та степень полезности, которую признает общество в данном роде благ, выражается в предъяв­ляемом на них спросе. «Препятствия для приобретения вещи» отражаются в предложении, или количестве этих благ, предлагаемых к обмену. Мено­вая ценность различных благ в отношении друг к другу всегда находится «в прямом отношении к запросу и в обратном к предложению. Она будет тем выше, чем более блага требуется и чем менее его предлагается, и на­против, тем ниже, чем менее его требуется и чем более предлагается.

Усиление или ослабление спроса, без изменения в предложении, всегда влечет за собою повышение или понижение меновой ценности – цены (рис. 6а), то­гда как усиление или уменьшение предложения, без перемены в спросе, всегда приводит к снижению или увеличению ценности - цены (рис. 6б).

Р D 2 S D 1 D 3
       
   
 
 


0 Q

А

Р S 3
 
 


D

S 1


S 2


0 Q

б

Рис. 6: а) изменения спроса при постоянстве предложения; б) изменения предложения при постоянстве спроса.
     
       

Никакой перемены в ценности не оказывается, если запрос и предложение одновременно уменьшаются или усиливаются в одинаковой мере»[217]; в этом случае цен­ность и цена товара находятся «в пределах издержек производства или стоимости»[218].

Бутовский подчеркивает, что «в ценность произведений посто­янно входят элементы», которые нельзя объяснить только стоимостью; «они связаны с несоразмерностью предложения с запросом или с редко­стью, которая объясняется монополиями естественными и искусственны­ми. Стоимость, правда, всегда служит пределом, к которому меновая цен­ность произведений тем более приближается, чем менее» встречается трудностей для увеличения их количества; «но она почти никогда не дос­тигает вполне этого предела, посреди тысячи разнообразных обстоя­тельств, случайно или постоянно стесняющих их производство. До сих пор в науке народного хозяйства формула запроса и предложения остается единственным ключом для удовлетворительного объяснения перемен, ко­торым подвергается меновая ценность»[219].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: