хлеба
(руб.)
6
4
MU
0 1 5 10 20 Q
(четверти
хлеба)
Рис. 5. Графики общей (TU) и предельной (MU)
полезности мер (четвертей) хлеба
двойственности данного явления. При этом нужно подчеркнуть, что
он отождествляет понятия «ценности» и «меновой ценности», – и с ним следует согласиться, – тем самым акцентируя внимание на обще -
ственной, социальной сущности ценности, которая реально проявляется в оценке товаров обменивающимися сторонами, т. е. продавцом и покупателем. Ведь «на рынке меновая ценность устанавливается не по личной оценке каждого производителя, но в силу взаимно-обратного тяготения запроса и предложения», представляющего собой «закон экономический»[214].
Позиция Бутовского была поддержана большинством отечественных экономистов. Так, Г.П.Каменский писал: «слово ценность, употребляемое без прилагательного, всегда означает в политической экономии меновую ценность. Не должно смешивать меновую ценность с ценою»; под «ценой» следует понимать отношение «ценности предмета к монете или деньгам,... его денежную ценность, а под словом ценность – приобретательную способность предмета, или господство, власть, которую владение им вообще дает над всеми продажными произведениями»[215].
|
|
Детерминанты ценности (меновой ценности)
Находясь в зависимости от двух непостоянных условий, меновая ценность изменяется вместе с ними. Она возникает, – доказывал Бутовский, – «в различных предметах, усиливается, ослабевает или уничтожается, смотря по обстоятельствам времени, места и степени образованности народа, и все эти обстоятельства подходят под две категории:
1) усиления, ослабления или уничтожения полезности вследствие перемены то в потребностях общественных, то в сущности самих предметов, и
2) возникновения, усиления, ослабления или совершенного устранения препятствий к приобретению этих предметов»[216].
Общественная потребность, или, та степень полезности, которую признает общество в данном роде благ, выражается в предъявляемом на них спросе. «Препятствия для приобретения вещи» отражаются в предложении, или количестве этих благ, предлагаемых к обмену. Меновая ценность различных благ в отношении друг к другу всегда находится «в прямом отношении к запросу и в обратном к предложению. Она будет тем выше, чем более блага требуется и чем менее его предлагается, и напротив, тем ниже, чем менее его требуется и чем более предлагается.
Усиление или ослабление спроса, без изменения в предложении, всегда влечет за собою повышение или понижение меновой ценности – цены (рис. 6а), тогда как усиление или уменьшение предложения, без перемены в спросе, всегда приводит к снижению или увеличению ценности - цены (рис. 6б).
|
|
Р
D 2 S
D 1
D 3
0 Q А | Р
S 3
D S 1 S 2 0 Q б | |||||||||||||
Рис. 6: а) изменения спроса при постоянстве предложения; б) изменения предложения при постоянстве спроса. | ||||||||||||||
Никакой перемены в ценности не оказывается, если запрос и предложение одновременно уменьшаются или усиливаются в одинаковой мере»[217]; в этом случае ценность и цена товара находятся «в пределах издержек производства или стоимости»[218].
Бутовский подчеркивает, что «в ценность произведений постоянно входят элементы», которые нельзя объяснить только стоимостью; «они связаны с несоразмерностью предложения с запросом или с редкостью, которая объясняется монополиями естественными и искусственными. Стоимость, правда, всегда служит пределом, к которому меновая ценность произведений тем более приближается, чем менее» встречается трудностей для увеличения их количества; «но она почти никогда не достигает вполне этого предела, посреди тысячи разнообразных обстоятельств, случайно или постоянно стесняющих их производство. До сих пор в науке народного хозяйства формула запроса и предложения остается единственным ключом для удовлетворительного объяснения перемен, которым подвергается меновая ценность»[219].