Политические идеи античности и Средневековья

Политическая мысль зародилась в глубокой древности в странах Древнего Востока (Египет, Индия, Китай, Персия), великие мыслители Древнего Востока: Конфуций, Заратустра и др. Но гораздо большее значение для Европы имеет политическая мысль Древней Греции и Рима.

Политическое знание в античности существовало в философско-этической форме. В V-IV вв. до н.э. Демокрит, оценивал политику как высшую форму искусства. Первые представления о политики были сформулированы софистами – Пифагором, Аразимахом и др. «Каждая власть устанавливает законы, полезные для нее самой: демократия – демократические, тирания – тиранические» - утверждал софист Аразимах. С критикой политических идей софистов выступил известный философ Платон IV-III в. до н.э.

В своих произведениях «Государство», «Законы», Платон впервые сформулировал учение об идеальном государстве – это сообщество граждан, в котором они в соответствии со своими природными способностями делятся на три сословия: философы, воины (стратеги), трудящиеся. Власть в государстве должна быть в руках философов, так как это наиболее мудрая часть населения, воины - охрана порядка в государстве, трудящиеся должны производить материальные блага. Платон предлагает различать следующие формы власти: тимократия – это власть честолюбцев, затем идет олигархия – господство кучки богачей, возникает борьба между богатыми и бедными, что постепенно приводит к установлению демократии – власть большинства, толпы, которая переходит в «охлократию» - власть, которая постепенно приводит к власти одного диктора – тирана. Тирания – наихудшая форма государственного устройства (по мнению Платона).

Идеи Платона продолжил его ученик Аристотель (III в. до н.э.) Он написал известный трактат «Политика», согласно его утверждению человек рождается – политическим существом, политическим животным. По его мнению, государство – это высшая форма общения и общественных связей людей, он классифицирует государства как правильные и неправильные. Правильная форма государства – при которой преследуется общее благо, независимо от того правит ли один, немногие и многие. Неправильная – такая форма, при которой преследуется только частные цели.

Из произведений мыслителей Древнего Рима, в частности Цицерона: «О республике», «О законе», можно выделить мысль о правовом равенстве в государстве. Он определяет три формы государственного устройства: царскую власть, власть оптимистов (аристократия) и власть народа (демократия). Лучшее государство, по его мнению, сочетание всех форм власти.

Таким образом, политическая мысль в античности имеет ряд общих черт.

1) Политика рассматривается как единственная форма цивилизованного бытия человека.

2) Государство и общество не отделялись друг от друга и не противопоставлялись друг другу.

3) Цель государства создать возможность для счастливой жизни людей.

4) Уделяли большее внимание поискам модели совершенного государства;

5) В научных исследованиях отсутствовала граница между философией, этикой и политикой.

В средневековье политическое знание принимает ярко выраженную религиозно-этическую форму. Власть в государстве представляется божьим промыслом, в основе требования морали может завет Иисуса Христа: «Отдайте кесарю кесарево, а Богу богово». Христианин должен повиноваться государственной власти. Наиболее ярким представителем данного течения был епископ Августин Аврелий, в своей работе «О государстве Бога», он пишет о делении человечества на два рода людей: первый живет человеческими стандартами; второй согласно божьей воли, соответственно есть - земное и божественное государство. В государстве, по его мнению, должны существовать две власти: духовная и светская. Данные идеи были развиты в трудах крупнейшего мыслителя средневековья Фомы Аквинского (12 в. н.э.). Главное предназначение государства, по его мнению – это вести сообщества людей к начертанной Богом цели – способствовать спасению их душ. «Всякая власть от Бога». Он высказывается против демократии, как формы государственной власти, где народ, выступает как коллективный тиран. Он пишет о праве восстания против государственной власти в двух случаях:

1) Если власть выступает против законов Бога и элементарных нравственных принципов.

2) В случае превышения властью ее компетенции, например, установление незаконных поборов и налогов и т.п.

Таким образом, политика зародилась в период античности и развивалась в дальнейшем, в трудах религиозных лидеров средневековья.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: