Политическая мысль эпохи Возрождения и Нового времени

В политической мысли эпохи Возрождения на место религиозного объяснения политики, приходят светские концепции, в которых выдвигались и отстаивались требования независимого от церкви государства, единой и централизованной государственной власти. Политика в данный период носит рационально-критическое понимание. Наиболее ярким представителем политической мысли эпохи Возрождения является Н. Макиавелли (15 в.) в Италии, его известные работы: «Государь», и «История Флоренции», в которых он впервые разработал концепцию светского государства, выдвинул принцип политического реализма: «Государь если хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением, смотря по надобности». В качестве идеала Макиавелли выдвигает смешанную форму государства, в которой бы сочетались монархический, аристократический и демократический элемент власти.

В период Нового времени, буржуазия осуществляла идеологию либерализма (свободный). Появляется теория естественного права и общественного договора. В работах философов Спинозы, Гоббса, Локка (16-17 в.) развиваются теоретические позиции политики, как науки.

Гоббс считал, что, создавая государство, люди переносят принадлежащие им права или на одно лицо, что образует монархию, или на собрание представителей всех сословий, что образует республику, или на представителей одного сословия, что образует аристократию. В отличие от Гоббса, Дж. Локк – сторонник конституционной монархии. В своем обосновании монархии он выдвинул учении о разделении властей на три ветви: законодательную, исполнительную, союзную (федеративную). Законодательная – издает законы, исполнительная – проводит их в жизнь, а союзная – занимается вопросами политики. Далее развивает идеи политики, философ Франции Луи Монтескье (17 в.) в анализ политической сферы вводит, действие не только различных социальных факторов (религии, права, обычаев), но и факторов географической сферы. Он считал, что жаркий климат страны, способствует установлению деспотичной формы правления. В странах с холодным климатом устанавливается республика, умеренный климат Европы способствует установлению монархии. Монтескье, также придает значении почве, ландшафту, величие территории страны. Так, он утверждал, что республика по своей природе требует небольшой территории, иначе она не удержится, монархия – средней величины, для деспотии характерны обширные размеры государства. Главная заслуга Монтескье – в обосновании теории разделения властей. Цель которой состоит в том, чтобы гарантировать безопасность граждан от произвола и злоупотребления властей, обеспечить свободу человека. А это возможно при относительно независимом существовании: законодательной, исполнительной и судебной власти. Понимая свободу как независимость, он считал, что в общественной жизни сталкиваются отдельные свободы, а поэтому свобода есть право делать все, что дозволено законом, отсюда – «разрешено все, что не запрещено законом».

Значительный вклад в развитие политических идей внесли немецкие мыслители Иммануил Кант (1724-1804 гг.), Фридрих Гегель (1770-1831 гг.). И. Кант в своих работах «К вечному миру», «Метафизические начала учения о праве», большое внимание уделял развитию идей либерализма. Основной его политической теории является положение о том, что каждый человек обладает абсолютной ценностью и не может рассматриваться как средство для достижения каких-либо целей. Государство, по его словам, - это объединение людей, подчиненных правовым нормам, он приходит к мысли о необходимости существования правового государства, которое бы обеспечивало свободу личности.

Наряду с политическими идеями, обосновывающими возникновение и утверждение капиталистических общественных отношений (либерализм) и противостоящим ему консерватизмом, в XVI в. – первой половине XIX века развивался утопический социализм (Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Анри Сен – Симон). В произведениях этих мыслителей обосновывалось необходимость равенства всех членов общества, коллективная собственность и общественное самоуправление.

Таким образом, в эпоху Возрождения и Нового времени политическая мысль приобретает рационально-критическое понимание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: