Основная задача планирования — разработать мероприятия, которые необходимо выполнить, чтобы предприятие могло эффективно работать в будущем. Поэтому средства и методы обоснования плановых решений являются связующим звеном между настоящим и будущим. Они в значительной мере определяют научно-технический уровень планирования и качество планов.
Использование средств и методов обоснования плановых решений имеет свои особенности.
1. Отечественная и зарубежная теория и практика планирования располагают богатым инструментарием, который позволяет решать широкий круг вопросов. С общепринятой точки зрения плановые работники предприятий и объединений могут не являться специалистами в области всех методов, применяемых в процессе планирования. Тем не менее они должны иметь общее представление о всех методах, знать их сущность, сильные и слабые стороны, опыт применения в родственных хозяйствующих субъектах. В данном учебном пособий различные методы раскрыты весьма схематично. Объясняется это тем, что по каждому из методов планирования имеется специальная литература, которая может быть использована специалистами при решении специфических плановых задач.
2. Следует отметить, что ряд рассмотренных методов носит универсальный характер и применяется, кроме обоснования плановых решений, при реализации других экономико-управленческих задач, например для контроля, нормирования и т.п.
3. В планировании под методом обычно понимается технический прием, процедура или другой инструмент, имеющий существенное значение для успешного выполнения той или иной задачи. Если исходить из такого понимания, то многие средства и методы, пригодные для внутрифирменного планирования, останутся за пределами нашего внимания. Мы рассматриваем метод планирования в более широком аспекте, включая в него другие составляющие успеха, например, квалификацию специалиста, информационное обеспечение, различные приемы, связанные со стимулированием идей, мотивацией работников, организацией процесса принятия плановых решений, формированием политики бизнеса и т.д.
4. При использовании внутрифирменного планирования различные методы могут применяться одновременно, в комплексе, что создает проблему их синектической (целесообразной) совместимости. Термин «синектика» представляет собой сочетание различных и на первый взгляд не имеющих отношения к рассматриваемой проблеме элементов.
В практику и теорию планирования этот термин введен Джорджем Стейнером для обозначения комбинации людей и различных методов, включая количественные и качественные методы планирования, интуицию, догадки и т.п., для нахождения рациональных решений в процессе планирования. Проблема состоит в том, что не все методы могут сочетаться друг с другом. Кроме того, затраты на применение тех или иных методов различны. Целесообразность их использования может изменяться в зависимости от времени и задач. Поэтому при обосновании плановых решений важно знать, что применяемые методы или их фрагменты совместимы друг с другом.
5. Употребляемые в практике внутрифирменного планирования методы имеют различную степень формализации. Одни из них доведены до уровня экономико-математических моделей с программным обеспечением на ЭВМ. Другие имеют слабое описание как самого метода, так и алгоритма его применения. В этих условиях преждевременно говорить о науке принятия плановых решений, как это делают некоторые исследователи данной проблемы. Тем не менее данное обстоятельство не должно на практике суживать возможности имеющегося инструментария, поскольку они в значительной мере дополняются творческими возможностями менеджеров, занимающихся проблемами планирования.






