Тема 2. Основные принципы и методы планирования на предприятии

2.1. Принципы планирования

Планирование — мыслительный и социальный процесс, сводящий то, что считается наиболее вероятным исходом ситуа­ции при заданных текущих действиях, санкционированных сред­ствах достижения цели и силах окружающей среды с тем, что представляется как желательный исход, который, в свою очередь требует новых действий и средств.

Принципы планирования определяют характер и содержа­ние плановой деятельности в экономической организации. Их соблюдение создает предпо­сылки для эффективной работы фирмы и уменьшает возможность отрицательных результатов планирования.

Еще А. Файоль определил четыре основных принципа пла­нирования, назвав их общими чертами хорошей программы дей­ствия. Это единство, непрерывность, гибкость, точность. Р. Акофф гораздо позже обосновал еще один ключевой принцип планирования — принцип участия.

2.2 Принцип единства (холизма)

Он предполагает, что планирование в экономической организации должно иметь системный характер.

Понятие "система" означает:

· существование совокупности элементов;

· взаимосвязь между ними;

· наличие единого направления развития элементов систе­мы, поведения, ориентированного на общие цели.

Как основные составляющие понятия "система" могут быть выражены во внутрифирменном планировании? Их можно опи­сать, используя категории "координация" и "интеграция".

Элементами планирования в организации являются отдель­ные подразделения и части процесса планирования. Взаимосвязь между структурными звеньями осуществля­ется на основе координации на горизонтальном уровне, то есть на уровне функциональных подразделений (отделов маркетинга, про­изводственного, финансового и т.д.).

Единое направление плановой деятельности, общность целей всех элементов экономической организации становятся воз­можными в рамках вертикального единства подразделений (т.е. единства в рамках управленческой иерархии, например: организа­ция в целом => продуктовое подразделение => цех => бригада), их интеграции.

Координация плановой деятельности отдельных функцио­нальных подразделений выражается в том, что:

- работу ни одной части организации нельзя планиро­вать эффективно, если это не связано с плановой деятельностью отдельных единиц данного уровня;

- изменения в планах одного из подразделений долж­ны быть отражены в планах других структурных подразделений.

Интеграция плановой деятельности предполагает, что в ор­ганизации существует разнообразие относительно обособленных процессов планирования и частных планов, то есть разнообразие подсистем, но каждая из них действует исходя из общей стратегии фирмы, а каждый отдель­ный план является частью плана более высокого подразделения и организации в целом.

Принцип участия

Он тесно связан с принципом единства и означает, что каждый член экономической орга­низации становится участником плановой деятельности, незави­симо от должности и выполняемой им функции. То есть процесс планирования должен привлекать к себе всех тех, кого он непо­средственно затрагивает. Планирование, основанное на принципе участия, называют партисипативным.

Каковы выгоды реализации этого принципа? Во-первых, каждый из участников организации получает более обширную и объективную информацию о ней, чем раньше. В целом процесс обмена внутрифирменной информацией облегчается.

Во-вторых, личное участие членов организации, в том числе рядовых работников, в процессе планирования приводит к тому, что планы организации становятся личными планами сотрудников, а участие в достижении намеченных целей приносит удов­летворение собственным потребностям работников. У каждого из них появляются новые мотивы к эф­фективному труду, укрепляется командный дух.

В-третьих, применение принципа участия способствует то­му, что работники организации, занимаясь планированием, разви­вают себя как личность. У них появляются новые навыки, знания, расширяются их личные возможности, а значит, организация приобретает дополнительные ресурсы для решения своих будущих задач.

В-четвертых, партисипативное планирование объединяет две функции менеджмента, которые часто вступают в противоре­чие друг с другом, — оперативное руководство и планирование. Планы перестают быть чем-то внешним для руководителей, т.к. они привлекаются к их составлению.

Как организовать партисипативное планирование? Если фирма невелика, система участия в процессе планирования может быть основана на непосредственных контактах между ру­ководством фирмы, плановиками (если они есть) и работниками.

Практическое участие коллектива в планирова­нии может быть организовано в рамках круж­ков качества.

В крупных компаниях для организации партисипативного планирования могут быть рекомендованы более жесткие, верти­кально построенные структуры, которые позволят осуществлять прямую и обратную связь между всеми уровнями организации.

Принцип непрерывности

Его смысл заключается в том, что:

1. процесс планирования на предприятиях должен осуществ­ляться постоянно в рамках установленного цикла;

2. планы должны непрерывно приходить на смену друг другу (второй — на смену первому, третий — на смену второму и т.д.). Это условие, как правило, соблюдают. В то же время нередки случаи прерывания процесса планирования. Фирмы разрабатывают план в течение определенной части года, утверждают его и прекращают планиро­вание до начала следующего периода. Процесс планирования должен быть непрерывным исходя из таких предпосылок, как:

- неопределенность внешней среды и наличие непредусмот­ренных изменений делают необходимой постоянную корректи­ровку ожиданий фирмы относительно внешних условий и соот­ветствующее исправление и уточнение планов;

- изменение не только фактических предпосылок, но и представлений фирмы о своих внутренних ценностях и возможностях. Если фирма не будет учитывать такие перемены, заплани­рованный и полученный результат может оказаться никому не нужным.

И, наконец, непрерывный процесс планирования позволяет обеспечивать постоянную вовлеченность работников в плановую деятельность со всеми вытекающими из этого выгода­ми.

Принцип гибкости

Он взаимосвязан с принципом непрерывно­сти и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность при возникновении непредвиденных обстоятельств.

Для осуществления принципа гибкости планы должны со­ставляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, увя­зывая их с внутренними и внешними условиями. Поэтому планы обычно содержат резервы, называемые «надбавками безопасности» или «подушками».

Однако есть определенные пределы резервов пла­нирования. Они не должны быть большими, иначе планы окажутся неточными, однако слишком низкие пределы влекут за собой частые изменения в планах, что размывает ориентиры деятельности фир­мы.

С финансовой точки зрения обеспечение принципа гибкости нуждается в дополнительных затратах, причем их уровень должен соотноситься с вероятным будущим риском. Например, фирма должна быть готова выделить дополнительные средства на приобретение оборудования, если по ее прогнозам выпуск новых видов изделий потребует его переналадки.

Придание гибкости планам при помощи дополнительных затрат также имеет свои ограничения. Они могут оказаться на­столько высокими, что гибкость плана и связанные с ней преиму­щества не окупят их.

Принцип точности

Планы должны быть конкре­тизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.

Стратегическое, долгосрочное планирование вынуждено ограничиваться определением основных целей и самых общих направлений деятельности, потому что количество достоверной информации о будущем невелико, а диапазон и скорость изменений постоянно растут. В планах, рассчитанных на короткие промежутки времени для отдельных подразделений организа­ции, конкретность и проработка деталей должны стать обязатель­ными чертами, поскольку такие планы являются инструкциями, определяющими действия людей и коллективов, реализующих эти планы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: