2.1. Принципы планирования
Планирование — мыслительный и социальный процесс, сводящий то, что считается наиболее вероятным исходом ситуации при заданных текущих действиях, санкционированных средствах достижения цели и силах окружающей среды с тем, что представляется как желательный исход, который, в свою очередь требует новых действий и средств.
Принципы планирования определяют характер и содержание плановой деятельности в экономической организации. Их соблюдение создает предпосылки для эффективной работы фирмы и уменьшает возможность отрицательных результатов планирования.
Еще А. Файоль определил четыре основных принципа планирования, назвав их общими чертами хорошей программы действия. Это единство, непрерывность, гибкость, точность. Р. Акофф гораздо позже обосновал еще один ключевой принцип планирования — принцип участия.
2.2 Принцип единства (холизма)
Он предполагает, что планирование в экономической организации должно иметь системный характер.
|
|
Понятие "система" означает:
· существование совокупности элементов;
· взаимосвязь между ними;
· наличие единого направления развития элементов системы, поведения, ориентированного на общие цели.
Как основные составляющие понятия "система" могут быть выражены во внутрифирменном планировании? Их можно описать, используя категории "координация" и "интеграция".
Элементами планирования в организации являются отдельные подразделения и части процесса планирования. Взаимосвязь между структурными звеньями осуществляется на основе координации на горизонтальном уровне, то есть на уровне функциональных подразделений (отделов маркетинга, производственного, финансового и т.д.).
Единое направление плановой деятельности, общность целей всех элементов экономической организации становятся возможными в рамках вертикального единства подразделений (т.е. единства в рамках управленческой иерархии, например: организация в целом => продуктовое подразделение => цех => бригада), их интеграции.
Координация плановой деятельности отдельных функциональных подразделений выражается в том, что:
- работу ни одной части организации нельзя планировать эффективно, если это не связано с плановой деятельностью отдельных единиц данного уровня;
- изменения в планах одного из подразделений должны быть отражены в планах других структурных подразделений.
Интеграция плановой деятельности предполагает, что в организации существует разнообразие относительно обособленных процессов планирования и частных планов, то есть разнообразие подсистем, но каждая из них действует исходя из общей стратегии фирмы, а каждый отдельный план является частью плана более высокого подразделения и организации в целом.
|
|
Принцип участия
Он тесно связан с принципом единства и означает, что каждый член экономической организации становится участником плановой деятельности, независимо от должности и выполняемой им функции. То есть процесс планирования должен привлекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает. Планирование, основанное на принципе участия, называют партисипативным.
Каковы выгоды реализации этого принципа? Во-первых, каждый из участников организации получает более обширную и объективную информацию о ней, чем раньше. В целом процесс обмена внутрифирменной информацией облегчается.
Во-вторых, личное участие членов организации, в том числе рядовых работников, в процессе планирования приводит к тому, что планы организации становятся личными планами сотрудников, а участие в достижении намеченных целей приносит удовлетворение собственным потребностям работников. У каждого из них появляются новые мотивы к эффективному труду, укрепляется командный дух.
В-третьих, применение принципа участия способствует тому, что работники организации, занимаясь планированием, развивают себя как личность. У них появляются новые навыки, знания, расширяются их личные возможности, а значит, организация приобретает дополнительные ресурсы для решения своих будущих задач.
В-четвертых, партисипативное планирование объединяет две функции менеджмента, которые часто вступают в противоречие друг с другом, — оперативное руководство и планирование. Планы перестают быть чем-то внешним для руководителей, т.к. они привлекаются к их составлению.
Как организовать партисипативное планирование? Если фирма невелика, система участия в процессе планирования может быть основана на непосредственных контактах между руководством фирмы, плановиками (если они есть) и работниками.
Практическое участие коллектива в планировании может быть организовано в рамках кружков качества.
В крупных компаниях для организации партисипативного планирования могут быть рекомендованы более жесткие, вертикально построенные структуры, которые позволят осуществлять прямую и обратную связь между всеми уровнями организации.
Принцип непрерывности
Его смысл заключается в том, что:
1. процесс планирования на предприятиях должен осуществляться постоянно в рамках установленного цикла;
2. планы должны непрерывно приходить на смену друг другу (второй — на смену первому, третий — на смену второму и т.д.). Это условие, как правило, соблюдают. В то же время нередки случаи прерывания процесса планирования. Фирмы разрабатывают план в течение определенной части года, утверждают его и прекращают планирование до начала следующего периода. Процесс планирования должен быть непрерывным исходя из таких предпосылок, как:
- неопределенность внешней среды и наличие непредусмотренных изменений делают необходимой постоянную корректировку ожиданий фирмы относительно внешних условий и соответствующее исправление и уточнение планов;
- изменение не только фактических предпосылок, но и представлений фирмы о своих внутренних ценностях и возможностях. Если фирма не будет учитывать такие перемены, запланированный и полученный результат может оказаться никому не нужным.
И, наконец, непрерывный процесс планирования позволяет обеспечивать постоянную вовлеченность работников в плановую деятельность со всеми вытекающими из этого выгодами.
Принцип гибкости
Он взаимосвязан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность при возникновении непредвиденных обстоятельств.
|
|
Для осуществления принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, увязывая их с внутренними и внешними условиями. Поэтому планы обычно содержат резервы, называемые «надбавками безопасности» или «подушками».
Однако есть определенные пределы резервов планирования. Они не должны быть большими, иначе планы окажутся неточными, однако слишком низкие пределы влекут за собой частые изменения в планах, что размывает ориентиры деятельности фирмы.
С финансовой точки зрения обеспечение принципа гибкости нуждается в дополнительных затратах, причем их уровень должен соотноситься с вероятным будущим риском. Например, фирма должна быть готова выделить дополнительные средства на приобретение оборудования, если по ее прогнозам выпуск новых видов изделий потребует его переналадки.
Придание гибкости планам при помощи дополнительных затрат также имеет свои ограничения. Они могут оказаться настолько высокими, что гибкость плана и связанные с ней преимущества не окупят их.
Принцип точности
Планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.
Стратегическое, долгосрочное планирование вынуждено ограничиваться определением основных целей и самых общих направлений деятельности, потому что количество достоверной информации о будущем невелико, а диапазон и скорость изменений постоянно растут. В планах, рассчитанных на короткие промежутки времени для отдельных подразделений организации, конкретность и проработка деталей должны стать обязательными чертами, поскольку такие планы являются инструкциями, определяющими действия людей и коллективов, реализующих эти планы.