Оно базируется на прогнозных разработках и его задача — составление проектов целевых комплексных программ, решение важнейших проблем развития национальной экономики страны, межотраслевых, отраслевых, региональных и локальных (на уровне хозяйствующих объектов) проблем. Под программой понимают научное предвидение состояния какого-либо локального объекта управления в определенный срок (через 5,10 и более лет), основано на четком определении цели и системы мероприятий, обеспечивающих достижение этой цели, согласованных между собой по ресурсам, срокам и исполнителям.
Содержание программы;
- перечень основных решаемых задач, совокупность и последовательность мероприятий, с помощью которых они реализуются;
- расчет прямых и косвенных (сопряженных) затрат всех ресурсов;
- распределение по срокам и исполнителям.
Особое место в стратегическом программирования занимают целевые комплексные прогнозы. Стратегический прогноз — это адресный, различной степени директивный документ, содержащий систему (согласованных по срокам, ресурсам и исполнителям) социально-экономических, производственных, финансовых, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей, задач, наиболее эффективными путями и в установленные сроки. Стержнем стратегического программирования выступает цель, вокруг которой группируется комплекс разнообразных мероприятий, составляющих основное содержание программы. Единая цель стратегического программирования разворачивается в совокупности задач, решение которых осуществляется с помощью системы мероприятий, реализуемых конкретными исполнителями при определенном ресурсном обеспечении. Это связанность и представляет сущность программы. Под используемыми ресурсами понимается совокупность материальных, производственных, финансовых, информационных затрат, необходимых для достижения цели. В процессе своей реализации стратегические прогнозы выполняют следующие функции:
|
|
1. Осуществляют ориентацию программ не на выпускаемую продукцию, а на удовлетворение определенных общественных потребностей.
2. Усиливают целевую направленность плановых расчетов, создают возможность перехода в процессе стратегического программирования от языка цели к языку ресурсов.
3. Формируют стратегию для комплексного решения определенных проблем, обеспечивают возможность формирования комплекса мероприятий не по отдельным показателям (отраслевым, региональным), а по признаку решаемой проблемы.
4. Изменяют сложившиеся темпы и пропорции развития (обеспечивают структурные сдвиги), не осуществляемые в рамках ранее сформулированной системы экономической политики.