Методические рекомендации для подготовки

Данная тема в курсе трудового права является относительно новой. Она возникла лишь в последние годы, когда в России появилась (официально) и начала расти безработица. В связи с этим и был принят Закон Российской Федерации от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

По данной теме следует тщательно изучить указанный закон (с последующими изменениями и дополнениями) и уметь дать ему общую характеристику. При этом необходимо обратить внимание на то, каким образом в законодательстве дается определение понятий занятости, подходящей работы, а также кого следует считать занятым, а кого – безработным.

Статья 5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в РФ» закрепляет положение о государственной политике в области занятости. В новой редакции закона подчеркивается, что государство проводит политику содействия реализации права граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Эта политика направлена на развитие трудовых ресурсов, обеспечение равных возможностей граждан в реализации права на добровольный труд, а также свободный выбор занятости и создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Поскольку обеспечение занятости представляет собой целый комплекс социально-экономических и юридических гарантий права на труд, необходимо особое внимание обратить на статьи 7, 8, 15, 34, 37, 45 и др. Конституции РФ, в которых закреплены основополагающие принципы деятельности государства в сфере труда и занятости. Статьи 1, 2 ТК РФ и раздел 3 Закона «О занятости населения в РФ» закрепляют общие для всех гарантии реализации права на труд и специальные гарантии для слабо защищенных граждан. Кроме вышеперечисленных актов, следует ознакомиться и с иными актами как национального, так и международного права. В частности, имеется ряд указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, на которые следует обратить внимание при изучении законодательства о занятости населения.

Затем следует перейти к усвоению права граждан на обеспечение занятости и трудоустройство; знать, из каких возможностей состоит содержание этого права. Важно уяснить, что занятость представляет собой деятельность граждан, которая не противоречит законодательству РФ, связана с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносит, как правило, заработок (доход). При этом курсант и слушатель должен усвоить, какие виды занятости предусмотрены законом.

Особое значение имеет система органов, призванных решать задачи обеспечения наиболее полной занятости. В эту систему входят не только органы Федеральной государственной службы занятости, но и негосударственные организации, оказывающие услуги населению в сфере занятости, а также иные органы, способствующие трудоустройству граждан. Закон «О занятости населения РФ» подробно регламентирует права и обязанности государственной службы занятости и ее органов на местах, которые необходимо проанализировать.

В настоящее время проблема государственного значения – это проблема безработицы. Как показывает практика, курсанты и слушатели слабо усваивают вопрос о социальных гарантиях, других мерах материальной помощи и поддержки безработным, а также членам их семей. Поэтому курсантам и слушателям необходимо запомнить, какие граждане признаются безработными, и что включает в себя правовой статус безработного, а также какая работа признается подходящей для отдельных категорий граждан, признанных безработными. Важно также знать порядок признания гражданина безработным, выплаты пособия по безработице, его размер и сроки выплаты. Законодательство предусматривает, что пособие может быть, как уменьшено, так и увеличено, а также выплата пособия может быть приостановлена или прекращена.

Тематика рефератов для выступлений:

1. Порядок постановки безработных на учет и снятия их с учета.

2. Общая характеристика социальных гарантий безработным гражданам.

3. Пособие по безработице.

Контрольные вопросы:

1. Что представляет собой правовая база отношений по вопросам занятости населения?

2. Что такое «занятость» и какие категории населения считаются занятыми?

3. Назовите категории граждан, которые не могут быть признаны безработными?

4. Назовите субъектов, участвующих в обеспечении занятости граждан в РФ.

5. Дайте характеристику основным функциям государственной службы занятости.

6. Дайте определение понятия подходящей работы.

7. Раскройте порядок признания гражданина безработным.

8. Что представляет собой правовой статус безработного?

9. Перечислите основные права и обязанности безработного.

10. Какова ответственность безработного за нарушение законодательства о занятости?

11. Назовите условия назначения и выплаты (прекращения, приостановления выплаты) пособия по безработице.

12. Какие категории безработных могут в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации?

13. Что такое общественные работы?

14. Каким образом осуществляется профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации в системе органов службы занятости или по их направлению?

15. Как определяется размер стипендии при обучении по направлению органов службы занятости?

16. Как профсоюзы участвуют в обеспечении занятости населения в РФ?

Рекомендуемая литература: [1-5, 8, 15, 37-55, 62, 63-66, 67, 70, 71]




double arrow
Сейчас читают про: