Понятия правотворчество и правообразование не тождественны: правообразование – значительно более широкое, чем правотворчество.
Правообразование – длительный естественноисторический процесс формирования права. Условно его можно подразделить на три этапа:
1. Развитие общественных отношений; возникновение потребности в их правовом урегулировании.
2. Выработка взглядов и концепций будущего правового регулирования; формирование общего представления о правовых нормах, которые необходимо принять.
3. Подготовка и принятие норм права компетентными субъектами правотворчества и их оформление в виде официального источника права (это и есть правотворчество).
Таким образом, правотворчество – завершающий этап процесса правообразования.
Правотворчество – это деятельность уполномоченных субъектов по установлению, изменению и отмене норм права. Сущность правотворчества состоит в возведении общей или индивидуальной воли в форму позитивного права. Содержание правотворчества образует деятельность: 1) по установлению норм права; 2) по их изменению; 3) по отмене норм права.
|
|
Формы правотворчества:
1) принятие нормативных правовых актов;
2) заключение нормативных договоров;
3) формирование правовых прецедентов;
4) санкционирование обычаев и иных источников права.
Виды правотворчества:
1. По субъектам правотворчества:
– непосредственное правотворчество народа;
– правотворчество государственных органов;
– правотворчество иных уполномоченных органов;
– правотворчество должностных лиц.
2. По принципу федерализма:
– федеральное правотворчество;
– правотворчество субъектов федерации.
3. По юридической силе актов, принятых в результате правотворчества:
– законотворчество;
– подзаконное нормотворчество.
Черты правотворчества:
1. Оно представляет собой деятельность активную, творческую.
2. В результате правотворчества устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права, и они облекаются в определенную форму.
3. Оно является важнейшим средством управления обществом.
4. Осуществляется только уполномоченными субъектами в пределах их компетенции.
5. Осуществляется в строго установленном порядке.
6. Уровень и культура правотворчества, а значит, и качество норм права является показателем правовой культуры общества.
Принципы правотворчества:
1. Принцип демократизма:
а) исключительное право принимать законы принадлежит народу и законодательным органам государственной власти;
б) демократические процедуры подготовки, обсуждения и принятия нормативных правовых актов;
в) обнародование принятых нормативных правовых актов.
|
|
2. Принцип законности:
а) нормативный правовой акт принимается только уполномоченным субъектом правотворчества в пределах его компетенции;
б) нормативный правовой акт должен соответствовать актам, обладающим большей юридической силой;
в) нормативный правовой акт принимается в строго установленном порядке;
г) нормативный правовой акт принимается в форме, предусмотренной законодательством для данного вида актов.
3. Принцип научности:
а) правотворчество должно отражать объективные закономерности общественного развития;
б) оно должно учитывать достижения юридической науки и передовой юридической практики;
в) оно должно основываться на компетентном мнении ученых-юристов;
г) нормативный правовой акт должен быть совершенен с точки зрения юридической техники.
4. Принцип профессионализма:
а) высокий уровень профессионализма и компетентности субъектов правотворчества;
б) привлечение специалистов к работе над проектами нормативных правовых актов.
5. Принцип гласности:
а) открытость правотворческого процесса, его освещение правотворческой деятельности в средствах массовой информации;
б) публикация проектов наиболее значимых нормативных правовых актов с их последующим обсуждением в средствах массовой информации.
6. Принцип своевременности: правильное определение времени подготовки и принятия нормативных правовых актов с учетом зрелости общественных отношений для их правового регулирования.
7. Принцип исполнимости: учет финансовых, кадровых, организационных и иных условий, необходимых для реализации норм права.
8. Принцип планирования: четкое распределение во времени правотворческой деятельности.
Всесторонний учет этих принципов в ходе правотворческой деятельности позволяет повысить ее эффективность, а в конечном итоге обеспечить эффективность правового регулирования общественных отношений.