Правотворчество. Понятия правотворчество и правообразование не тождественны: правообразование – значительно более широкое

Понятия правотворчество и правообразование не тождественны: правообразование – значительно более широкое, чем правотворчество.

Правообразование – длительный естественноисторический процесс формирования права. Условно его можно подразделить на три этапа:

1. Развитие общественных отношений; возникновение потребности в их правовом урегулировании.

2. Выработка взглядов и концепций будущего правового регулирования; формирование общего представления о правовых нормах, которые необходимо принять.

3. Подготовка и принятие норм права компетентными субъектами правотворчества и их оформление в виде официального источника права (это и есть правотворчество).

Таким образом, правотворчество – завершающий этап процесса правообразования.

Правотворчество – это деятельность уполномоченных субъектов по установлению, изменению и отмене норм права. Сущность правотворчества состоит в возведении общей или индивидуальной воли в форму позитивного права. Содержание правотворчества образует деятельность: 1) по установлению норм права; 2) по их изменению; 3) по отмене норм права.

Формы правотворчества:

1) принятие нормативных правовых актов;

2) заключение нормативных договоров;

3) формирование правовых прецедентов;

4) санкционирование обычаев и иных источников права.

Виды правотворчества:

1. По субъектам правотворчества:

– непосредственное правотворчество народа;

– правотворчество государственных органов;

– правотворчество иных уполномоченных органов;

– правотворчество должностных лиц.

2. По принципу федерализма:

– федеральное правотворчество;

– правотворчество субъектов федерации.

3. По юридической силе актов, принятых в результате правотвор­чества:

– законотворчество;

– подзаконное нормотворчество.

Черты правотворчества:

1. Оно представляет собой деятельность активную, творческую.

2. В результате правотворчества устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права, и они облекаются в определенную форму.

3. Оно является важнейшим средством управления обществом.

4. Осуществляется только уполномоченными субъектами в пределах их компетенции.

5. Осуществляется в строго установленном порядке.

6. Уровень и культура правотворчества, а значит, и качество норм права является показателем правовой культуры общества.

Принципы правотворчества:

1. Принцип демократизма:

а) исключительное право принимать законы принадлежит народу и законодательным органам государственной власти;

б) демократические процедуры подготовки, обсуждения и принятия нормативных правовых актов;

в) обнародование принятых нормативных правовых актов.

2. Принцип законности:

а) нормативный правовой акт принимается только уполномоченным субъектом правотворчества в пределах его компетенции;

б) нормативный правовой акт должен соответствовать актам, обладающим большей юридической силой;

в) нормативный правовой акт принимается в строго установленном порядке;

г) нормативный правовой акт принимается в форме, предусмотренной законодательством для данного вида актов.

3. Принцип научности:

а) правотворчество должно отражать объективные закономерности общественного развития;

б) оно должно учитывать достижения юридической науки и передовой юридической практики;

в) оно должно основываться на компетентном мнении ученых-юристов;

г) нормативный правовой акт должен быть совершенен с точки зрения юридической техники.

4. Принцип профессионализма:

а) высокий уровень профессионализма и компетентности субъектов правотворчества;

б) привлечение специалистов к работе над проектами нормативных правовых актов.

5. Принцип гласности:

а) открытость правотворческого процесса, его освещение правотворческой деятельности в средствах массовой информации;

б) публикация проектов наиболее значимых нормативных правовых актов с их последующим обсуждением в средствах массовой информации.

6. Принцип своевременности: правильное определение времени подготовки и принятия нормативных правовых актов с учетом зрелости общественных отношений для их правового регулирования.

7. Принцип исполнимости: учет финансовых, кадровых, организационных и иных условий, необходимых для реализации норм права.

8. Принцип планирования: четкое распределение во времени правотворческой деятельности.

Всесторонний учет этих принципов в ходе правотворческой деятельности позволяет повысить ее эффективность, а в конечном итоге обеспечить эффективность правового регулирования общественных отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: