Содержательные теории мотивации

Многогранность и неоднозначность процесса мотивации находит отражение в ряде мотивационных теорий. В настоящее время популярностью пользуется типология мотивационных теорий, приводимая в книге М.Х. Мескона и др. «Основы менеджмента» (М.: «Дело», 1992). Согласно подходу, используемому авторами книги, мотивационные теории разбиваются на две группы: содержательные, объясняющие поведение человека мотивами, основой которых являются те или иные потребности человека, и процессуальные – устанавливающие тот или иной набор факторов, взаимодействующих между собой в психологическом процессе формирования мотивов поведения.

В содержательных теориях в качества источника сил, обусловливающих, направляющих и поддерживающих усилия, которые затрачиваются на конкретные поведенческие акты, идентифицируются индивидуальные характеристики. Большинство из этих теорий – это теории потребностей, основанные на предположении, что люди тратят свои усилия на совершение таких поведенческих актов, которые позволяют восполнить какие-то дефициты, присутствующие в их жизни.

Из теоретических разработок, относящихся к этой категории, наиболее хорошо известна теория потребностей Абрахама Маслоу (Maslow, 1943). Эту теорию можно применять для изучения потребностей людей, находящихся на различных уровнях иерархии потребностей, но исследователи, пытавшиеся использовать её в психологии трудовой деятельности, сосредоточивали своё внимание в основном на удовлетворении высших потребностей. Теория Абрахама Маслоу была впервые опубликована более полувека назад. В то время она вызвала большой интерес, который, однако, к настоящему времени почти окончательно угас, поскольку основные положения этой теории никогда не находили подтверждения в исследованиях. Тем не менее, среди практикующих менеджеров, студентов и многих консультантов по менеджменту «пирамида Маслоу» пользуется большим уважением.

Его теория включает в себя следующие основные положения:

  • люди постоянно ощущают какие-либо потребности;
  • потребность только тогда мотивирует человека, когда она не удовлетворена;
  • обычно человек испытывает одновременно несколько взаимодействующих потребностей, сильнейшая из которых и определяет его поведение;
  • после того, как одна потребность удовлетворена, ее место занимает другая;
  • потребности человека можно объединить в определенные группы;
  • группы потребностей находятся в иерархическом расположении по отношению друг к другу;
  • потребности, находящиеся на более низких уровнях, требуют первостепенного удовлетворения;
  • потребности более высокого уровня активнее действуют на человека после того, как удовлетворены потребности более низкого уровня;
  • потребности более высокого уровня возможно удовлетворить большим числом альтернативных способов.

Маслоу выделил пять групп потребностей и расположил их по иерархическим уровням (рис. 2). Кроме того, он разделил все потребности на две группы, исходя из природы их появления: первичные – физиологические и потребности в безопасности (нижние два уровня пирамиды) и вторичные (верхние три уровня).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: