Задание 1. Прочитайте текст.
…Дятел - древесная птица. Он долбит больные деревья и достает длинным языком жуков-вредителей и их личинки. Если много дятлов в лесу – значит, будут деревья крепкими, здоровыми. (Г. Снегирев)
- Определите его тему. (Дятел)
- Что автор хотел сказать о дятле? Какое предложение является самым главным? Определите основную мысль текста. (Первое предложение выражает основную мысль текста)
- Почему последнее предложение не является главным? Если будет много дятлов, то почему деревья станут здоровыми и крепкими? (Потому что дятел – древесная птица. Именно по этой причине дятел долбит носом деревья и вытаскивает личинки.)
Задание 2. Прочитайте текст.
Хороша, радостна, весела весна в лесу! Звонко поют птицы, звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки.
Теплый ветер пробегает в высоких вершинах.
Скоро, скоро оденется лес листвой, зацветет на опушке черемуха, защелкают над ручьями голосистые соловьи…
Побегами молодой травы, голубыми и белыми подснежниками покроются лесные полянки. (И. Соколов-Микитов)
|
|
- Какова тема текста. (Весна)
- Определите основную мысль текста, опираясь на предложенные варианты. Обоснуйте свой ответ.
Предлагаемые варианты: скоро оденется лес листвою; хороша, радостна, весела весна; звонко поют птицы.
(Основная мысль - хороша, радостна, весела весна. Это предложение раскрывает то, что именно говорится о теме, о весне.)
Задание 3. Прочитайте тексты Сергея Иванова.
1. Самый первый снег робок и тих. Ложится он на октябрьскую землю: «Ой! Извините!» и тает. Лишь кое-где притаится по бороздкам, оставшимся от змеиного следа велосипеда. Первый снег. Он лежит словно просто для красоты. Небо серое, а снежок белый и легкий, словно на акварельном рисунке.
2. Силен и спокоен январский снег. Тяжелым холодным одеялом накрывает он поля. Гнет к земле деревья. А какая елочка послабей – он и сломает ее. Много снегу – много и холоду.
3. Самый злой и колючий – это февральский снег. Метели одноногие кружатся, прыгают по полям и над лесом, сшибаются в один воющий ком. Злится февральский снег, лютует – лупит путника по шапке, по ватной спине. Лупи! Лупи! Недолго тебе осталось.
4. Самый последний снег – мартовский. Он плотный и липкий, никаким ветром его не поднимешь. Пристал к земле. Словно белый пластилин. Мартовский снег – дырявый: весь в дырах проталин, весь в дырах луж.
- Что между ними общего, а в чем различие. (Общая тема: снег, а основные мысли различны, выражаются они в первых предложениях.)
Задание 4. Пословицы – это тексты, состоящие из одного предложения, и это предложение уже будет главным, а значит, в нем и выражена основная мысль. Вспомните и запишите пословицы на темы: учеба, труд, дружба, правда.
- *Составьте текст с одной из них.
- Что будет выражать пословица? (Основную мысль текста.)
- Где она будет располагаться? (В начале или в конце текста.)