По формированию понятия «основная мысль»
Формирование понятия основная мысль текста» основывается на умении младших школьников определять тему текста. Если тема – это о чем говорится, то основная мысль – это то самое главное, что хотел сказать автор о теме текста. Чтобы научить детей определять основную мысль в тексте, необходимо научить находить главное предложение текста, в котором выражается самое главное, что автор хотел сказать о теме текста.
I этап. Прочитайте текст. Определите его тему. На какой вопрос для этого мы должны ответить?
Лев - царь зверей. Его грозный рык заставляет стремительно мчаться прочь стада зебр и антилоп, взмывать в небо птиц. Даже у леопарда он может отобрать добычу. Охотится лев обычно вечером. Его оружие не только когти и клыки, но и хвост. В кисточке находится шип, вернее пробившийся сквозь кожу позвонок. Если льву требуется, хвост может стать жестким, как железный прут, и тугим, как плеть. (По Н. Грозовой)
(Тема текста – лев.)
- Найдите предложение, в котором сообщается самое главное о льве. (Лев – царь зверей.) Все остальные предложения раскрывают, уточняют, содержание этого предложения. Следовательно, основная мысль текста – лев - царь зверей.
II этап. Школьникам предлагается сравнить тему и варианты основных мыслей, которые автор может выразить по данной теме.
Тема – лето. Основные мысли - хорошо и привольно летом в лесу; как красиво летом на лугу; лето-время каникул.
Учитель. Будут ли тексты, в которых выражаются разные основные мысли по одной теме, похожи друг на друга? (Нет)
- Отчего зависит формулировка основных мыслей? (От намерения автора, от того, что он хочет выразить: какие чувства, мысли, убеждения.)
III этап. Учащимся предлагается продолжить ряд основных мыслей по теме.
Тема - розы. Основные мысли - как хороши, как свежи были розы; розы – гордые цветы. …
Тема – зима. Основные мысли - пришла зимушка-зима; зима сдает свои владенья. …
IV этап. Задание усложняется, младшим школьникам необходимо придумать к заданным словам-темам основные мысли.
Темы - осень, ландыш, книга, дельфины, звезда и т.д. по усмотрению учителя.