По - летнему

Просто одеты,

Имя – одно на двоих.

Дружат Иван – да – Марья –

Врозь не увидишь их.

(Л. Николаенко)

Задание 2. Вставьте пропущенные слова. Определите их роль в текстах. Ответ обоснуйте.

1. У меня нарядный вид. Но я очень ядовит. Я сигналю всем в округе – Брать не надо меня в руки. Яркий, будто светофор, Называюсь… (Мухомор) 3. Не страшны мне даже волки: У меня кругом иголки. Если схватит кто-то все ж, Пожалеет, ведь я… (Ёж)
2. По листочку я ползу, На себе свой дом несу, Знают все, что я не прытка. А зовут меня… (Улитка) 4. Он зимой стоит с метлой Во дворе, как часовой. Чем погода холодней, Тем он крепче, здоровей. Потеплело – сразу сник. Это друг наш … (Снеговик)

Задание 3. Восстановите текст, вставив пропущенную строчку.

На заре открыл бутончик,

Но не стал с утра звонить,

Чтоб цветы не разбудить.

(В. Степанов)

- О чем идет речь? (О цветке.) Как вы догадались? (Есть бутончик)

- Как он называется? (колокольчик) Как вы это поняли? (По слову «звонить»)

- Как вы думаете, какая первая строчка? (Колокольчик- колокольчик – это авторский вариант)

- Как вы думаете, от какого слова произошло название этого цветка?Почему? (От слова «колокол»)

- Как вы думаете, какой характер этого цветка, по мнению автора? Что служит нам подсказкой? (Последние строчки стихотворения: это тихий, скромный, заботливый цветок.)

Задание 4. Прочитайте. В левом столбике даны тексты, а в правом - варианты их тем.

- Найди каждому тексту его тему. Соедини их стрелочкой.

1. Глухарь – житель лесных чащоб. Это большой лесной петух. Летом, когда созреет черника, голубика, глухарь кормится ягодами. На берегах ручьев эти странные птицы клюют мелкие камушки, чтобы в желудки они, как жернова, перетирали ягоды. Зимой глухарь питается сосновыми хвоинками. (По Г.Снегиреву) Времена Петра I Это лесной петух Мама-стрижиха Русский флот
2. Во времена Петра I корабли делали из крепкого дерева – дуба. Днища и борта пропитывали смолой, чтобы не гнили в воде. К высоким сосновым мачтам крепили паруса – прочные белые полотнища. Ветер дул в паруса и корабль, как огромная птица, скользил по волнам. Чтобы двинуться дальше, приходилось ждать ветра. (А. Митяев) Стрижиха была старательная мать Глухарь кормится Ягодами Корабли во времена Петра I
3. Маме-стрижихе было очень тяжело одной прокормить детей. Но она была старательная мать. С рассвета и до вечера носилась она над берегом и рекой, схватывала на лету мошек и комариков и приносила их детям. (В. Астафьев) Глухарь Ветер-двигатель кораблей

Тема первого текста – глухарь, второго – корабли во времена Петра I, а третьего – мама-стрижиха.

Задание 5. Прочитайте текст.

Ветрено, ветрено

Вся земля проветрена.

Ветер с листьев, с веток

Разогнал по свету:

Липовый, березовый,

Желтый лист и розовый,

Красный, разноцветный,

Старый лист газетный.

Солнечно, ведренно,

Ветрено, ветрено.

(С. Маршак)

- О чем текст? (О ветре.)

- Почему автор использует прием повторения? (Передает движение, силу ветра. В тексте используется 4 раза слово ветрено и однокоренные слова – ветер, проветрена.)

- Как вы понимаете сочетание земля проветрена? Какой вы себе представляете землю, когда она проветрена?

- В какое время года эту картину можно увидеть? (Осенью) Почему? (Облетают с деревьев разноцветные листья.)

- Как вы думаете, какой день автор описывает: ненастный или солнечный? Подтвердите словами из текста.

- Кто сможет объяснить значение слова ведренно? (Вёдро – летняя ясная и сухая погода, следовательно, ведренно – это сухо и ясно.)

- Значит, С. Маршак описывает осеннюю пору, когда солнечно, ясно и сухо. Как в народе эту пору называют? Вспомните, что слово ведро применяется к летней погоде. (Бабье лето)

- Так что мы теперь можем обозначить темой текста, если «всмотреться» в глубину стихотворения? (Тема текста - бабье лето. [4])

Задание 6. Однажды в качестве домашнего задания ребятам надо было подобрать тексты об одном и том же, то есть на одну тему. Вот как это сделали Саша и Маша. Оцените их работу. Скажите, справились ли они с заданием. Ответ обоснуйте.

Маша. 1. Расцвела черемуха

Около ручья,

На апрельском солнышке

Ветками шепча.

Легкая, как облако,

Чистая, как снег.

Радовался деревцу

Каждый человек.

(З. Александрова)

2. Осторожно ветер

Из калитки вышел,

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше.

Поиграл немного

Ветками черемух,

Пожурил за что-то

Воробьев знакомых.

(М. Исаковский)

Саша. 1. В одном лесу жила самая рыжая лиса, а в соседнем лесу жила самая скупая лиса.

И хотя у скупой лисы всего было вдоволь, она, чтоб сэкономить, часто забегала в гости к самой рыжей – чай попить, а заодно позавтракать и пообедать…

-Все оттого, - оправдывалась иногда скупая, - что ты рыжая, как огонек, - вот я к тебе на огонек и забегаю. (В. Хмельницкий)

2. Лисица – хищник. Ведет предпочтительно ночной образ жизни. У лисицы густой мех, а длина ее шерсти меняется в зависимости от климата местности, где она обитает. Кончик хвоста белый. Он хорошо заметен в темноте леса и является сигналом для малышей Живет одиночно. Объединяется с другими лисами, только когда вынуждена защищать свою территорию. (По материалам Большой энциклопедии животных.)

- Совершенно верно, с заданием справился Саша, он подобрал тексты на одну тему – лиса (лисица).

- В чем ошиблась Маша? (Первый текст о черемухе, а второй - о ветре, упоминание о том, как ветер поиграл ветками черемухи и запутало Машу.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: