Задание 1. Что общего в этих текстах пословицах. В чем различие.
Ласковое слово, что солнышко в ненастье.
Сыплет словами, как горохом об стену.
На словах, как на гуслях, а на деле, как на бубне.
- Как вы их понимаете? Сформулируйте проблему этих мини-текстов.
- Представьте, в какой ситуации эти пословицы могут быть использованы.
- Предположите, какие чувства должен испытывать человек при произнесении этих пословиц в соответствующей ситуации?
- В какой ситуации эти пословицы могут быть частью текста?
- Составьте подобные тексты. (Задание может выполняться в форме соревнования.)
Задание 2. Прочитайте текст. О чем он?
Каждый раз, очутившись перед чем-нибудь необыкновенным, даже загадочным, я думал, не самое ли это большое чудо в природе?
И вот однажды в выходной день я отправился на горное пастбище за травой. Погружаясь в мир природы, я стал как-то по-особенному все видеть и чувствовать.
Кругом славно пахло разноцветьем. Слегка раскачивались цветы – маки, васильки, пастушья сумка. Вот на один цветок села бабочка. Сложила веером сиреневые крылья и не шелохнется. Поодаль на травке я увидел толстенького жука. Греет под лучами широкую спинку, водит усами вверх-вниз, того и гляди, хрюкнет от удовольствия. Еще дальше, у щербатого камня, замечаю сверчка. Шевелит он накрахмаленными крылышками и сам словно прислушивается к своему цвирканью.
А это что такое? Как будто ручеек струится мимо меня, в сторону овражка. Каждый муравей с какой-то ношей – былинкой, куколкой, соломинкой. Я задремал. Открываю глаза – сверчок примолк, а сиреневая бабочка и бронзовый жучок все еще блаженствуют. И муравейный ручеек течет, не иссякая к овражку…
Вот тут меня и осенило! Я ведь никогда не видел отдыхающего муравья. Так вот, греющийся на солнышке муравей и есть САМОЕ ГЛАВНОЕ, САМОЕ БОЛЬШОЕ ЧУДО.
(По Н. Красильникову)
- Определите тему и основную мысль, пользуясь справочным материалом. Ответ обоснуйте.
- Охарактеризуйте авторскую позицию в тексте: определите его коммуникативную цель и намерение, форму изложения.
- «Сверните» текст до ключевых слов. Можно ли по ним понять ход мысли автора? Почему?
- Почему греющийся на солнышке муравей, по мнению автора, - это самое большое чудо?
- Представьте, что вы находитесь рядом с автором и он к вам лично обращает последние строки текста. Что бы вы ему ответили?
- А теперь попытайтесь составить ответ в виде текста.
- А теперь представьте, что вы этот муравей. Составьте текст-сказку.
Формируем умение составлять план текста
Что бы мы ни взяли, оно обязательно будет состоять из каких-то более мелких частей. Текст не является исключением. Чтобы части соединились в одно целое, необходимо определить четкую последовательность их месторасположения в тексте в соответствии с содержанием и логикой. Таким образом, необходимо продумать план. Процесс создания текста похож на строительство дома. Прежде чем начать строительство, архитекторы тщательно продумывают план будущего здания, без которого невозможна дальнейшая работа. Если бы не было плана, то каждый рабочий клал бы по кирпичику там, где ему хочется. Представьте себе, что из этого может получиться. Груды кирпичей, едва ли напоминающие стены чего-то. Следовательно, план играет важнейшую роль при создании текста. Поэтому писатели, поэты, журналисты не только обдумывают тему и основную мысль своего произведения, но и продумывают план, то есть определяют последовательность изложения мыслей…
Задание 1. Прочитайте текст.
Весной елочки не было, летом не было, а осенью показалась. Раздвинула листья, сучки, травинки и удивленно осмотрелась.
Много лет уже с тех пор прошло, но каждую осень, в день елочкиного рождения, деревья вспоминают о ней и дарят подарки. Осина дарит красные «китайские фонарики», клен роняет золотые звезды, а ивы засыпают елочку желтыми конфетти, дубы – медными фестонами, ольхи – малахитовыми колечками. И стоит елочка растерянная и счастливая: раскинула лапки, а на ладошках подарки. И уж некуда их девать, а ей все дарят и дарят.
И у всех на глазах становится елочка из колючей и хвойной мягкой и лиственной. Вся в золоте, багрянце и бронзе. Нарядная, разноцветная, не то что зимой и летом – одним цветом… (Н.Сладков)
- О чем говорится в этом тексте? Определите его тему. (В тексте говорится об осени, именно в это время года у елочки день рождения. Следовательно, тема текста – осень.)
- Какие подарки получает елочка в день своего рождения и от кого? («Китайские фонарики», золотые звезды, желтое конфетти, медные фестоны, малахитовые колечки получает от деревьев, растущих по соседству.)
- Что же подразумевает автор под фонариками, звездами, конфетти и т.д., которые «дарят» елочке деревья-соседи? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните, о каком времени года идет речь в тексте. (Осенью листья опадают. Вот и получается, что деревья-соседи «дарят» елочке свои листочки.)
- Как называется явление, описываемое в тексте, когда осенью опадают листья? Вслушайтесь в сочетание слов «листья падают». Это вам послужит подсказкой при ответе на вопрос. (Листопад.)
- Сформулируйте основную мысль текста. Обоснуйте свой ответ. (Заключена в последних предложениях текста.)
- Озаглавьте текст. (Осень, листопад, осенние подарки, новый наряд, модница и др.
- Сколько частей в тексте? Озаглавьте их.
- Что мы сделали? Составили план текста.
1. Неожиданное появление. (Или рождение елочки.)
2. Подарки (Или празднование дня рождения.)
3. Нарядная елочка. (Или у елочки новое платье.)
Задание 2. Прочитайте текст и план к нему.
Утром старик направился в темный угол сада, прямо к частым густым елушкам, и стал осторожно раздвигать их руками. Вскоре он нашел то, что искал.
Это была настоящая находка: легкое гнездышко, сплетенное из тонких еловых веточек, скрепленных липкими серыми комочками паутины. Паутинки были верным признаком того, что это гнездо славки-черноголовки. Другие птицы не терпят в своем гнезде паутины, а эти нарочно кладут.
В гнезде были птенцы. Они лежали беспомощными комочками, плотно прижавшись друг к другу. Неожиданно из елушек вынырнула черноголовка мать. Услышав ее приближение, сейчас же встрепенулись птенчики. Их толстые слепые головки поднялись на красных, как червячки, шейках, раскрылись большие желтые рты и послышался писк.
Черноголовка торопливо сунула мягкую гусеничку в первый попавшийся рот и сейчас же полетела искать другую.
Старик неторопливо шел домой, продолжая думать о только что увиденном. «Да, трудно же тебе одной, мать: всех накорми, за каждым прибери,»- неожиданно сорвалось с его уст. (По В. Бианки)
План
I.Темный угол сада.
II. Жизнь черноголовки
1. Птенцы.
2. Заботливая мама.
3. Гнездо черноголовки.
4. Встреча с мамой.
III. Думы старика.
- Какой это план: простой или составной? (это составной план, так как в нем основная часть раскрывается подробно и состоит из нескольких подпунктов.
- Соответствует ли предложенный план содержанию текста? Для того чтобы ответить на этот вопрос, перечитайте каждую часть текста и соотнесите ее с заголовком пункта плана. (План составлен неверно. В нем нарушена последовательность подпунктов во второй части. В первом подпункте описывается находка старика – гнездо черноголовки, во втором – птенцы, в третьем – встреча птенцов с мамой, и, наконец, в четвертом рассказывается о том, какая черноголовка заботливая мать.)
- Запишите измененный план у себя в тетради.
Задание 3. Дана тема текста и примерный план. Расширьте заданный план, вставив в него тот или иной пункт.
Осенью в лесу
Примерный план
I. Прогулка в лес
II. Как изменился лес осенью?
1. Краски осени
2. Грибная пора
3.Птицы готовятся к отлету
III. Приятная усталость
Предлагаемые пункты плана (выберите из них те, которые соответствуют теме текста): муравьиный домик; запахи осени; спелые ягоды земляники; звуки осени; цветение черемухи; лесные зверьки готовятся к зиме; теплый летний дождь; разнообразие деревьев.
Теме текста соответствуют следующие пункты: запахи осени, звуки осени, лесные зверьки готовятся к зиме.
Задание 4. Проводится соревнование между знатоками текста. Для этого класс делится на четыре группы, две из них получает один авторский текст с заданием составить план этого текста, а две другие второй текст с тем же заданием. Затем учитель забирает тексты, а группы меняются только планами. Таким образом, каждая группа получает план, но не знает конкретного содержания исходного авторского текста. По полученным планам учащиеся составляют свой текст. В завершение учащиеся сначала сравнивают тексты двух групп, которые работали по одному тексту и оценивают их качество, затем сравниваются созданный текст и авторский. Делают выводы о том, что тексты различны и между двумя группами и между созданным и авторским. Обусловлено это разными авторскими взглядами на предмет речи, а также разным объемом знаний и умений в плане речетворчества.)
1. Как утро нужно считать самой лучшей частью суток, как весна – самое прекрасное время года, так детство – самая яркая пора человеческой жизни. Не зря его называют золотым.
Детство не только яркая, но и очень важная, очень ответственная пора.
В детские годы складывается характер человека. Многие черты характера, приобретенные в детстве, человек проносит через всю свою долгую жизнь.
Вот почему с самого начала, с ранних лет нужно стремиться быть добрым, честным и смелым – эти качества я назвал бы главными.
Как бы ни была богата следующая жизнь, воспоминания детства ни с чем не сравнимы. (В. Солоухин)
2. Солгать – это значит сказать не то, что есть на самом деле. Люди, которые лгут, почему-то думают, что ложь принесет им пользу. Но всегда оказывается, что ничего. Кроме вреда, ложь не приносит. Ведь человек, попавший на лжи в первый раз, и другой, и третий, скоро прослывет лгунишкой. Никто ему больше не будет верить даже тогда, когда он скажет правду. А рано или поздно любой, даже самый искусный лжец непременно попадается, потому что она сильнее любой лжи.
Задание 5. Прочитайте текст.
В гнезде на старом дереве вывелись аистята. Однажды один аист-родитель попал. Для другого родителя настала трудная пора. С раннего утра спешил он на болото за добычей. Аист трудился до позднего вечера. Ведь аистят было трое. Они требовали много еды.
Как-то раз ребята шли с рыбалки и увидали голодных птенцов. Те тянули длинные шеи из гнезда и громко пищали.
Ребята влезли на дерево и стали давать аистятам рыбешку. Птенцы хватали рыбу прямо из рук и глотали.
С тех пор детвора каждый день приносила аистятам рыбок, лягушек. Птенцы быстро подросли. Они гонялись за ребятами и просили пищи.
Тогда ребятишки побежали к болоту. Аистята увязались за ними. Там птенцы сами стали ловить лягушек. (По Г. Скребицкому)
-Определите тему текста.
- Найдите главное предложение, выражающее основную мысль.
- Определите стиль и тип текста.
- Найдите в тексте верных друзей помощников: ключевые и опорные слова.
- Сверните текст до набора ключевых слов.
- Чем выражены опорные слова?
- Выделите части текста. Озаглавьте их.
- Запишите полученный план.
- Напишите изложение по тексту.
Задание 6. Проанализируйте текст, обращаясь к наглядному пособию «Чудо-дерево».
Настала осень. Листья на деревьях пожелтели и побурели. Ветер подхватывал и кружил их. Наверху, в небе, стало так холодно, что тяжелые облака сеяли град и снег. На изгороди сидел ворон и каркал от холода во все горло.
В один из таких дней, когда солнце так красиво садилось, из-за кустов поднялась целая стая чудных больших птиц. Утенок сроду не видел таких красавцев. То были лебеди. Они испустили какой-то странный крик, взмахнули великолепными большими крыльями и полетели с холодных лугов в теплые края, за синее море. Они поднялись высоко-высоко, а бедного утенка охватило какое-то смутное волнение. Он завертелся в воде, как волчок, вытянул шею и тоже испустил такой громкий и странный крик, что и сам испугался.
Чудные птицы не шли у него из головы. Утенок был совсем вне себя. Он не знал, как зовут этих птиц, куда они летели, но полюбил их, как не любил до сих пор никого. Утенок не завидовал их красоте: ему и в голову не могло прийти пожелать походить на них. Он рад был тому, что хоть утки-то его от себя не отталкивали. Бедный гадкий утенок!
(По Х.К. Андерсену)
- Выделите части текста по микротемам. Запишите их как пункты плана.
- Напишите изложение по тексту, сохраняя образность языка и эмоциональность текста.