Формируем умения создавать текст на основе исходного

Задание 1. Из предложенной группы предложений составьте тексты.

1. Осенью у ежа мало корма. 2. Стал Алеша надевать сапог и уколол ногу.3. При встрече с хищником не всегда спасают иголки. 4. Спрятались в землю черви, не найти жуков и лягушек. 5. У Алеши жил ежик. 6.Ты понимаешь, для чего у ежика иголки? 7. Днем и ночью он тащит в нору душистые сухие листья и мох. 8. Живет у нас под креслом еж, колючий, тихий ежик. 9. Он боится воды. 10. Встал однажды утром Алеша и не нашел ежа. 11. До весны он в теплой норке.12. Чтобы не трогали его мальчишки или волки. 13. Скоро еж ляжет спать. 14. В реке ежик развертывается и может стать легкой добычей. 15. Вдруг из сапога выпал ежик. 16. Накроет его норку снежный сугроб. 16. Ну и домик нашел себе! 17. А если яблоки найдет он у тебя на елке, он три-четыре украдет, надев их на иголки. 18. В осенние дни еж готовит себе жилище. 19. На щетку очень он похож, когда не видно ножек. 20. Ежик очень осторожный. 21. Больше не станет он бегать по лесу. 22. Не найти логово ежа.

(Это задание позволяет создавать тексты на одну тему (ежик), но с разными основными мыслями, разных типов и стилей).

Задание 2. Прочитайте текст. Определите тему текста.

Золотистые спицы

Некогда солнышку в небе лениться:

Есть у него золотистые спицы,

Пряжа цветная – на дне сундука:

Ровно четыре волшебных клубка.

Трудится солнышко без остановки,

Каждому времени вяжет обновки.

Белым клубком начинается год,

Следом зеленая пряжа идет.

Красная пряжа для красного лета,

Пряжа для осени - желтого цвета.

Годы проходят, а солнышко вяжет,

Вяжет и слово плохого не скажет.

Что тут поделаешь, коль у природы

Без остановки меняются моды!

В. Орлов

- Определите основную мысль текста, в каком предложении она заключена? (В последнем предложении.)

- Как еще можно озаглавить текст?

- О каких золотистый спицах идет речь в тексте?

- Что солнышко вяжет на этих спицах?

- Каких цветов у солнышка пряжа?

- Перечислите, в каком порядке солнышко использует эту пряжу?

- Почему этот порядок строгий?

- Определите стиль текста?

- Какие образные, красочные слова использует автор?

- Послушайте не словесное, а музыкальное произведение П.И. Чайковского «Времена года». Почувствуйте настроение каждого времени года.

- Солнышко с любовью вяжет одежду для каждого времени года. Значит, каждое время красиво по-своему, трудолюбивое солнышко год от года «вяжет одежду» своим детям – временам года. Представьте, что вы дети солнышка. Выберите для себя то время года (тот цвет, ту музыку), которое вам близко и приятно. Для этого закройте глаза и произнесите шепотом название каждого времени года, определите, когда вам на душе становится теплее и радостнее, тем временем года вы себя и назовете.

- А теперь составьте текст от имени сына солнышка Лета или от его дочерей Осени, Зимы, Весны.

Задание 3. Прочитайте начало текста С. Образцова.

Иду, смотрю по сторонам. Везде интересно, везде удивительно.

- Спрогнозируйте, что может быть дальше? Какое намерение хотел выразить автор? (Намерение рассказать о чем-либо, или описать что-либо.)

- Если это будет текст повествование, то какие слова может встретить дальше? (Слова «и вдруг» или «неожиданно», которые являются вестниками дальнейших событий.)

- Если это будет текст-описание, то какие слова помогут автору реализовать это? (Ключевые, которые будут указывать на то, что автор мог увидеть в лесу.)

- Напишите свой текст.

- Сравните его с авторским вариантом.

На еловых ветвях снег лежит толстым слоем, похожий на большие белые подушки. Березовые ветки все в инее, как из бумаги мелко-мелко вырезанные. Вершины берез - белые, пушистые и от солнца чуть золотом поблескивают. Небо синее-синее, как шелковая материя.

- Почему тексты такие разные? (Потому что текст зависит от автора, от того, что он хочет поведать читателю. Не зря в народе говорят: «Сколько людей, столько и мнений». Сколько людей будут писать текст на одну и ту же тему, или по одному и тому же началу, столько будет совершенно различных текстов. Как люди не похожи друг на друга, та и их тексты, ведь текст – это зеркало человека.

Задание 4. Прочитайте сказку Т. Александровой «Хрюшка и Чушка». Придумайте, какое может быть продолжение у этой истории и запишите это в виде текста.

На одной улице жили два поросенка – Чушка и Хрюшка. Ножки у них одинаковые, ушки одинаковые, все похоже – и рост и хвост. Как же их все-таки различают? А вот как.

Выйдет Хрюшка на улицу, встретит козленка и обрадуется:

- Я – веселый поросенок! Хрю-хрю-хрю! А ты – беленький козленок! Давай играть!

Играли, играли, увидели теленка:

- Я – веселый поросенок! Хрю-хрю-хрю!

- А я – беленький козленок! Бе-бе-бе!

- А ты –желтенький теленок! Давай играть!

Играли, играли, увидели жеребенка:

- Я – веселый поросенок! Хрю-хрю-хрю!

- А я – беленький козленок! Бе-бе-бе!

- А ты –желтенький теленок!

- А ты – быстрый жеребенок! Давай играть!

- Иго-го! – обрадовался жеребенок, и стали они вместе играть. А когда на улицу выходил Чушка, бывает все по-другому. Увидит он козленка и давай дразниться:

- Я –чух-чух-чудечный поросенок! А ты – чух-чух –чумазенький козленок!.

Козлик обиделся и убежал. А Чушка увидел теленка:

- Я чух-чух-чух-чудесный поросенок! А ты –чух-чух-чух…

Теленок рассердился, чуть не забодал Чушку. Чушка убежал и встретил жеребенка:

- Я чух-чухчух…

Не дослушал его жеребенок и как лягнет копытом! Убежал Чушка, встретил Хрюшку:

- Я чух-чух-чудо как хорош, а ты на чух-чух-чучело похож! Почему ж все с тобой играют, а со мной никто?

А в самом деле, ребята, почему?

- Составьте текст как ответ на вопрос и текст как продолжение сказки.

Задание 5. Прочитайте текст.

Зачем люди плавают по морям? Можно ответить просто: плавать заставляет сама жизнь, ведь две трети Земли покрыты водой. Как иначе перебраться с материка на материк? Как перевезти груз? А еще надо ловить рыбу.

Можно сказать так: люди плавают, чтобы стать мудрее, зорче, отважнее. В море они впервые столкнулись с существами, все в которых загадочно; плавая, увидели страны, не похожие на родину, и людей, отличных от них самих.

Не потому ли плавают люди, что море ранит сердца? Редко тот, кто хоть раз держал в руках штурвал или парусную снасть, остается на берегу. Есть люди, которые плавают всю жизнь…(С. Сахарнов)

- Определите тип текста.

- А как думаете вы, почему люди плавают. Обоснуйте свою точку зрения письменно.

Задание 6. Подумай, какие приключения могли произойти с Фантиком. Придумай продолжение текста.

Жил-был Фантик. Он был очень красивый: его яркое галиграфическое покрытие переливалось на солнце разными цветами. Когда-то в него была завернут вкусная конфета, которую любил Саша. Но теперь конфетка съедена, и так как Фантик был чрезвычайно привлекателен и по-своему дорог Саше его не выбросили, а положили в книжку в качестве закладки.

Саша книжку открывал очень редко, а последнее время, по все видимости, и совсем забыл про нее. Одним глазочком видел Фантик, как каждый вечер мальчик сидел перед компьютером и играл. Очень грустно стало Фантику. И вот однажды…

Задание 7. Прочитайте начало текста М. Петровского, в котором содержится вопрос.

Задумывался ли ты над вопросом: для чего нужны слезы?...

- Подумайте над ответом.

- Выскажите свое мнение и ответьте письменно.

- Сравните с авторским мнением.

… Я постараюсь ответить тебе в двух словах. Немножечко слез нужно каждому. Слезы промывают наши глаза, унося прочь крохотные пылинки, попадающие в них из воздуха.

Ну а разным плаксам слезы нужны в очень большом количестве, чтобы без конца реветь по разным пустякам.

Самые знаменитые слезы на свете – это крокодиловые. Ты, наверное, знаешь устойчивое сочетание «лить крокодиловы слезы». Это значит сожалеть о чем-либо. Когда крокодил съест свою добычу, он как бы плачет, жалея свою жертву. (По М. Петровскому)

Задание 8. Прочитайте тексты. Что в них общего?

1. Василек цветет все лето

Ярким цветом, синим цветом.

Знает каждый из ребят:

Он - реки и неба брат.

В. Степанов

2. - Василек, василек,

Откровенно скажи,

Почему ты так любишь

Расти среди ржи?

На лугу бы ты был

Не последним цветком,

А на ниве считают тебя сорняком…

(Г. Ладонщиков)

- Как вы думаете, что ответил василек?

- Составьте текст любого стиля и типа о васильке, используя содержание этих текстов.

Задание 9. Прочитайте текст.

Минералы ищет геолог.

Языки изучает филолог.

Раскопки ведет археолог.

Это понятно, но

Кто же такой

Кинолог –

Тот, кто смотрит кино?

- Вы можете подсказать автору, кто такой кинолог?

- Какого стиля будет ваш ответ? (Научного)

- Люди, которые занимаются составлением словарей называют лексикографами (лексика – слова, а графо- пишу), значит дословно это тот, кто записывает лексику языка. Давайте поработаем лексикографами и создадим несколько словарных статей о филологе, геологе, археологе. Обратите внимание, что эти слова похожи. Подумайте, как это вам может помочь при выполнении задания.

Задание 10. Прочитайте текст.

Почему люди пишут письма? Чтобы с праздником поздравить, с днем рождения, пожелать удачи и здоровья, привет передать. А еще поделиться, как говориться, радостью, и бедой, и надеждами, и отчаяньем, всем, что в жизни случается. (По материалам детского журнала «Мурзилка»)

- Согласны ли вы с ответом автора этого текста?

- У каждого из вас есть родственники, друзья, которые живут далеко. Представьте, что нет ни телефона, ни интернета и вы хотите рассказать им о себе, о том, что вас волнует больше всего. Напишите письмо. С чего вы начнете? (С обращения.)

Задание 11. Прочитайте текст.

… Лесная поляна…

До новой зари, позабыв про дела,

Укрытая легкою дымкой тумана,

В ладошке цветка задремала пчела.

- Представьте, что вы эта пчела. Составьте примерный текст об одном дне из своей жизни, или о необычном сне, или о разговоре с цветком, а может, цветов, и т.д. и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: