Социальный прогресс и регресс

Когда речь заходит о динамической характеристике общества, его развитии, человеческая мысль необходимо сталкивается с вопросом о том, в каком направлении развивается общество: по восходящей линии, по нисходящей или же здесь все происходит на одном уровне, циклически повторяясь через определенные промежутки времени. В истории общественной мысли, в сущности, всегда присутствовали эти три подхода, борясь между собой и представляя позиции тех или иных слоев общества.


Уже в древности зародилась традиция рассматривать общественные явления как движущиеся по кругу с бесконечным повторением одних и тех же качеств, что отразилось в библейской истине о том, "что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем".

Время от времени появляются эсхатологические концепции, утверждающие, что золотой век человечества был в прошлом, а ныне оно неумолимо движется к своему концу, страшному суду, новому потопу, т.е. к своей неминуемой гибели. Иначе говоря, идея личной смертности человека как бы переносилась на весь человеческий род.

В древнем мире складывается и идея прогрессивного развития как перехода от наиболее простых форм человеческой организации к ее более сложным формам, чаще всего связываемым с политической организацией общества. Так, уже Аристотель рассматривал естественный ход развития общества как переход от первобытной семьи к селению, от него - к государству, а совершенствование самого государства - как переход от плохих к хорошим формам государственного правления.

Таким образом, идеи прогресса, круговорота и per ресса зарождаются еще в древнем мире и затем повторяются в разных вариантах в последующих исторических периодах, вбирая в себя новый исторический материал, который оказывался столь богатым, что мог служить обоснованием любой концепции.

Идея общественного прогресса с особой силой была поставлена в новое и новейшее время, в период бурных революционных преобразований в Европе и в России при переходе от традиционного (феодального) общества к обществу индустриального типа. В концепциях Д. Вико, Ж. Кондорсе, И. Гердера, Г. Гегеля, О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, Л. Гумпловича, М. Вебера и др. эта идея получила свое классическое воплощение.

В настоящее время существует не одна, а несколько конкурирующих концепций общественного прогресса, по-своему истолковывающих его природу. Здесь в основном


противоборствуют идеи экономического, технологического и культурологического (в том числе и духовного) детерминизма.

Не вдаваясь в полемику по этому вопросу, отметим лишь, что авторы данного учебника придерживаются основ реалистического объяснения истории и общественного прогресса, диалектически связывающего все вышеуказанные типы детерминизма.

Прежде всего, необходимо отметить, что в ходе общественного развития действительно имеют место как прогрессивные, так и регрессивные события и процессы; как эволюционные преобразования, так и быстрые, революционные скачки; как бессознательно стихийные, так и сознательные акты человеческой деятельности; как случайные события, так и закономерные тенденции. И в этом плане картина общественного развития намного сложнее, чем любая теоретическая схема, проповедующая монотонное восхождение по лестнице прогресса. Но все-таки это восхождение, безусловно, имеет место и определяет характер общественного развития. Прогресс оказывается одной из важнейших характеристик самого процесса развития.

Исходя из предположения, что общественный прогресс, безусловно, имеет место в структуре общественного развития, необходимо указать на его критерии и отличительные признаки.

Если говорить о чисто природных показателях человеческой эволюции, его биологических и физиологических характеристиках, то можно сказать, что здесь эволюция (и прогресс) исчерпали свои возможности. Современный человек по своим физическим данным мало чем отличается от своего далекого предка - homo sapiens. Прогресс здесь если и происходит, то он уже не имеет того решающего значения, которое имела биологическая эволюция в период трансформации животного предка человека в разумное человеческое существо.

Что же касается цивилизационных показателей общественного развития, то они разительно меняются от эпохи к эпохе в сторону своего совершенствования, т.е имеют явно выраженный прогрессивный характер Правда, и здесь не все элементы общественной структуры в


одинаковой мере определяют исторический прогресс. Одни элементы этой структуры (в частности, сфера производства) в большей мере, другие (например, область нравственных норм, семейно-брачных отношений, сфера искусства или религиозное мировоззрение и т.д.) в меньшей мере являются выразителями общественного прогресса, влияют на темпы его осуществления.

К техническим показателям общественного прогресса можно отнести совершенствование орудий труда и средств производства, постоянно повышающих производственную мощь человека (как родового существа), что в целом можно определить как прогресс техники, который зиждется на трех китах: материал, энергия, технология.

Именно по этим показателям прослеживаются основные этапы общественного прогресса. Так, с точки зрения материала выделяют каменный век (который по времени превосходит во много раз всю последующую цивилизацию) и век металла, который, в свою очередь, разделяют на век бронзы и век железа.

С точки зрения использования источников энергии можно говорить о таких ступенях общественного прогресса, как использование огня, использование физической силы самого человека, использование тягловой силы животных, использование силы ветра, потока воды и пара, использование энергии жидкого топлива, использование электроэнергии, использование атомной энергии. Причем прогресс здесь идет не путем появления нового и отмирания старого, а путем наращивания опыта с сохранением традиционных способов деятельности, т.е. самая совершенная технология не обходится без живого человеческого труда. Человек с молотком, топором, сверлом, режущим инструментом, отверткой и лопатой становится неизменным спутником любой цивилизации.

Прогресс в производящей технике накладывает свой отпечаток на все другие виды технического прогресса. В этом плане говорят о прогрессе в сельскохозяйственной технике, в строительной технике, в военной технике, в технике связи, в транспортной технике, в информационной технике и т.д., которые теснейшим образом переплетаются и дополняют друг друга.


Далее, говоря об общественном прогрессе, необходимо иметь в виду как его общее проявление (в частности, общее движение человечества к его общей цели -созданию всемирно-цивилизованного государства), так и частные моменты такого проявления. Последние могут иметь либо региональный характер (тогда говорят о прогрессивном развитии отдельно взятой страны, государства или региона), либо характеризовать отдельные сферы общественной жизни (прогресс в области образования, науки, культуры, политики и т.д.). Так или иначе, но прогресс выражает основную сущность общественного развития.

Рассмотрев структурные особенности общественного прогресса, необходимо отметить и его динамические характеристики. Прогресс - это действительно переход на новую, качественно более высокую ступень развития. В этой связи возникают вопросы о том, что является финальной частью такого движения и что происходит с отжившими ступенями общественного развития.

Что касается первого вопроса, то можно сказать, что ответ на него теряется в туманной дымке неопределенности, и можно лишь предположить, что человечество от земной формы своего развития перейдет к освоению сначала ближнего, а затем и дальнего космоса. Касаясь же земной стадии развития цивилизации, можно сказать, что в обществе еще так много несовершенного и отрицательного, что прогрессу еще есть где проявить себя и в этих условиях.

Что же касается ранее пройденных ступеней общественного развития, то они не исчезают полностью, а как бы встраиваются в структуру современного общества и долгое время сосуществуют. Отсталые племена, живущие По канонам первобытного общества, в своей основе уже, конечно, канули в Лету, но в виде социальных атавизмов существуют на различных континентах и в современном обществе, не говоря уже о более ранних этапах человеческой цивилизации. Рабовладение - это не только удел древнего мира, но и времен не столь удаленных от нас, если вспомнить такие формы рабства, как американское и гулаговское. За пережитками феодализма вообще не надо далеко ходить. Таким образом, различные формы


организации хозяйственной, политической и общественной жизни, определяемые понятием "формация", существуют йе только в разное время, олицетворяя ступени человеческого прогресса, но и теснейшим образом переплетаются между собой на разных этапах общественного развития.

Второй важный момент прогрессивного развития -вопрос об исходной точке (инновационном моменте) и ареале общественного прогресса. Где, когда и почему складываются такие моменты в общественном развитии, которые можно расценить как прогрессивные инновации, как они расширяются и распространяются по свету? Можно ли сказать, что прогресс охватывает все общество в целом, или же, наоборот, он проявляется лишь в ограниченном социальном пространстве? Ведь даже в наше время, когда рыночные отношения, казалось бы, стали господствующими в мире, разные страны стоят на разных ступенях экономического развития, т.к. здесь есть свой авангард (пресловутая семерка) и свои аутсайдеры. Одним словом, вопрос о социальном прогрессе действительно имеет важное теоретическое и практическое значение.

Понятие прогресса дополняется противоположной категорией - понятием регресса, обозначающим упадок, гибель, разложение, попятное движение от высшего к низшему, деградацию и т.д. Регресс может быть присущ как отдельному индивиду (распад личности, старение, смерть), так и отдельным сферам общественной жизни, например, хозяйственной деятельности, политике, нравственности и т.д.; он может охватывать отдельные города или государства, а может поражать целые формации и цивилизации. Иначе говоря, любые отдельно взятые социальные структуры, включая даже формации в целом, имеют как прогрессивную, так и регрессивную, нисходящую ветвь развития. Регресс, как и прогресс, может осуществляться медленно, плавно, занимая большие исторические интервалы, а может иметь и быстрый, взрывной, обвальный характер, резко изменяя судьбы людей в рамках даже одного поколения.

Регресс, поражая отдельные социальные структуры, не может быть распространен на общество в целом, т.к. в своем общем движении, несмотря на все зигзаги, упадки


ч разрушительные моменты, общество продолжает развиваться по восходящей линии; никакое идеальное (утопическое) состояние общества не может выступать в качестве какой-то финальной цели, т.к. это означало бы конец развития. Просто общество должно иметь свое будущее, простор для бесконечного совершенствования своей организации. Опираясь на опыт хотя бы последнего тысячелетия, можно сказать, что, несмотря ни на какие катаклизмы, общество продолжало ускоренно развиваться по восходящей линии и нет никаких оснований сомневаться в том, что эта линия развития сохранится и в следующем тысячелетии.

Так как вопрос о прогрессе и регрессе тесно переплетается с политическими идеалами, очень часто одни и те же социальные явления оценивались прямо противоположным образом. Так, коммунисты считали капиталистическое общество уже вошедшим в стадию регресса и упадка, а социализм - прогрессирующей формацией настоящего и будущего. Западные же ученые-политологи и социологи придерживались прямо противоположной точки зрения, полагая, что капитализм (или рыночное общество) только набирает темпы своего развития, а социализм (общество плановой экономики) - это всего лишь тупиковая ветвь общественного развития. Таким образом, теоретические оценки одних и тех же общественных явлений с точки зрения сочетания прогресса и регресса могут быть прямо противоположными, придавая рассматриваемым категориям скорее гносеологический (или методологический) характер и порождая скепсис в отношении их онтологического содержания. Однако, если мы отойдем от современности и обратимся к истории, т.е. к устоявшемуся историческому материалу, то без труда сможем заметить как проявление регресса, так и проявление прогресса в самой объективной действительности, из сочетания которых и складывается общественное развитие. Это позволяет надеяться на адекватное использование этих категорий при описании реальных событий общественной жизни, при этом, правда, социологу необходимо быть по возможности нейтральным по отношению к тем или иным политическим амбициям и предпочтениям.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: