Вопрос 3. Эластичность

Показатель эластичности характеризует изменение зависимой величины в процентах при изменении независимой величины на 1%.

Категория ценовой эластичности спроса конкретизирует закон спроса, давая количественную оценку степени реакции потребителей на изменение цены товара.

Коэффициент прямой эластичности спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится объем спроса на товар при изменении его цены на 1%

QA = f (PA)

       
 
DQAA
 
PA QA


EQA (PA)= ´ или

       
 
QA2 - QA1 PA2 – PA1
 
PA1 + PA2 QA1 + QA2


EQA (PA) = ´

Где Q – количество товара

P - цена товара

Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене показывает, на сколько процентов изменяется объем спроса на один товар (А) при изменении цены другого товара (В) на 1%.

D QA DPB
PB QA
QA = f (PВ)

EQA (PB)= ´ или

       
 
QA2 - QA1 PB2 – PB1
 
PB1 + PB2 QA1 + QA2


EQA (PB) = ´

Классификация товаров по значению коэффициента перекрёстной эластичности спроса по цене:

- взаимозаменяемые товары ( Е > о), объем спроса на которые и цена других товаров прямо пропорциональны. (Если повышается цена на сливочное масло, то семья покупает меньше масла и переходит на относительно дешевый маргарин);

- взаимодополняемые товары (Е < о), объем спроса на которые и цена других товаров обратно пропорциональны. (Если повышается цена на автомобили, то одновременно уменьшается спрос на бензин);

- независимые товары (Е = о), объем спроса на которые и цены другого товара не связаны друг с другом. (Растущие цены на мужские костюмы не оказывает никакого влияния на количество покупаемых спичек).

Факторы, влияющие на эластичность спроса:

1. Наличие на рынке товаров – заменителей.

(Например, у соли нет заменителей, поэтому при любой цене объем спроса практически не изменяется. А если увеличится цена на какой-либо сорт мыла, то покупатель переключается на другой).

2. Разнообразие возможностей и направлений использования данного товара.

(Нефть может служить топливом, сырьем для производства химических продуктов, получения бензина, моторных масел и т.п., поэтому эластичность спроса на неё очень высокая).

3. Доля расходов потребителя на тот или иной товар.

(Зубная паста приобретается регулярно в относительно постоянных количествах, но затраты на неё не велики. Повышение цен на такую продукцию не приводит к изменению спроса на неё. Но если возрастут цены на мясо, являющиеся одним из основных продуктов питания, расходы на который в бюджете потребителей достаточно высоки, спрос на мясо существенно снизится).

4. Специфика рынков.

(например, особенностью рынка лекарств является то, что большинство потребителей покупают лекарства по рекомендации врача вне зависимости от его цены. Следовательно спрос на многие лекарственные препараты является неэластичным).

5. Период времени, прошедший с момента изменения цены.

(Резкий рост цен на энергоресурсы может оказать весьма небольшое влияние на объем спроса в течении нескольких месяцев или даже лет, но по мере переориентации производства на энергосберегающие технологии спрос на энергоресурсы будет падать).

6. Степень срочности приобретения данного товара.

(Повышение цен на цветы в праздничные дни не приводит к снижению спроса на них).

Коэффициент эластичности спроса по доходу.

Показывает на сколько процентов изменится объем спроса на товар при изменении дохода покупателя на 1%.

QA = f (I)

               
   
I QA
 
QA2 – QA1 I2 – I1
 
I1 + I2 QA1+ QA2
 
DQA DI
 


EQA (I) = ´ или ´

Где I – доход потребителя.

Классификация товаров по значению коэффициента эластичности спроса по доходу:

- товар «низшего качества» (Е < о), объем спроса на который и доход обратно пропорциональны;

- «Нормальный» товар (Е > о), объем спроса на который и доход прямо пропорциональны.

Среди «нормальных» товаров выделяют:

· товар первой необходимости, на который темп роста спроса меньше темпа роста дохода;

· предмет роскоши, на который темп роста спроса больше темпа роста дохода,

· товары «второй необходимости», на которые темпы роста спроса прямо пропорциональны изменению дохода.

Эластичность предложения.

Анализ реакции объема предложения на изменение цены осуществляется с использованием коэффициента эластичности предложения по цене.

Коэффициент прямой эластичности по цене.

Показывает на сколько процентов изменится объем предложенного блага, если его цена изменится на 1%.

Коэффициент перекрестной эластичности предложения по цене.

Показывает на сколько процентов изменится объем предложения одного блага при изменении цены другого блага на 1%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: