РЫНОК – это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Рынок предоставляет организационную структуру, которая связана с предложением и спросом на товары, с установлением рыночной цены и объемов продаж. Рынок формирует условия конкуренции.
Сущность конкуренции, в самом общем плане, заключается в наличии большого количества продавцов данного товара или услуги, каждый из которых продаёт столь малую долю этого продукта, что не в состоянии воздействовать на его цену.
Условия, в которых существует конкуренция, экономисты называют РЫНОЧНОЙ СТРУКТУРОЙ. Рыночные структуры отличаются друг от друга по ряду признаков.
СТРУКТУРНЫЕ ПРИЗНАКИ РЫНКА:
1) количество и размер предприятий;
2) характер производимой продукции;
3) условия входа на рынок и выхода из него;
4) доступность производственных ресурсов;
5) уровень соперничества между предприятиями.
Рыночные структуры по вышеперечисленным признакам подразделяются на рынок совершенной или свободной конкуренции и несовершенной конкуренции, который складывается из монополии, олигополии и рынка монополистической конкуренции.
|
|
Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях СВОБОДНОЙ, или совершенной КОНКУРЕНЦИИ, т.е. когда ситуация на рынке характеризуется множеством покупателей и продавцов, однородностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм на рынок. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночною цену.
Необходимо отметить, что совершенная конкуренция в чистом виде никогда и нигде не существовала. Её можно рассматривать как своего рода научную абстракцию для понимания механизма индивидуального рынка, т.е. рынка конкурентного товара или услуги.
Рынок НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ подразделяется на монополию, олигополию и монополистическую конкуренцию.
При анализе МОНОПОЛИИ важно учитывать, что в самом этом термине есть определенная форма условности. Сложно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна – единственная фирма. Поэтому монополия – это, так же, как и совершенная конкуренция, - теоретическая абстракция.
Монополия характеризуется следующими чертами:
1) на рынке существует единственный продавец товара;
2) продавец вступает в рыночные отношения только с покупателем его продукции;
3) монополист производит уникальную продукцию;
4) сам устанавливает цену, при которой прибыль будет максимальной;
5) существуют барьеры при вступлении на рынок.
Классификация барьеров:
|
|
А) правительство наделяет фирму исключительными правами (естественные монополии – почтовая служба, транспортные услуги и т.д.);
Б) собственность на не воспроизводимые и редкие ресурсы (редкие и дорогие природные ископаемые, человеческие ресурсы – выдающиеся спортсмены, артисты, ученые и т.д.);
В) авторские права и патенты (закрытые монополии, открытые - не имеют патентов);
Г) эффект масштаба, позволяющий снизить издержки;
Д) нелегальные методы борьбы (мафиозные структуры),
РЫНОК ОЛИГОПОЛИИ может быть двух типов: отрасли с совершенно однородной продукцией и большим размером предприятий и отрасли, в которых несколько продавцов продают дифференцированные товары. Дифференциация означает отсутствие однородности представленного товара. Это может быть различие не только в цвете, размере, но и в манере обслуживания, при этом важен не только ценовой фактор, но и качество товара.
МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ, характеризуется дифференцированной продукцией, которой много и множеством производителей.