Вопрос 3. Экономическая роль и функции государства

Государство осуществляет антимонопольную политику, социальное страхование, ограничивая производство товаров с отрицательными внешними эффектами и стимулируя производство и потребление экономических благ с положительными внешними эффектами. Эти направления деятельности государства составляют как бы нижнюю границу вмешательства государства в рыночную экономику. Однако, в современном мире экономические функции государства гораздо шире. В их числе: развитие инфраструктуры, дотации на школьное обучение, пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества и др.

Итак, предельная модель экономического устройства общества предполагает использование механизма государственного регулирования для решения различных проблем.

Рассмотрим основные из них.

- Правовое обеспечение функционирования рыночного механизма.

Государство обеспечивает защиту прав производителей и потребителей, действующих на рынке.

Прежде всего оно обеспечивает право собственности.

Государство играет большую роль в ограничении власти монополий, т.е. в антимонопольной политике.

Обеспечивает законодательство о защите прав потребителей, принимая серьезные санкции против продажи некачественных товаров, ложной информации о деятельности фирм и т.п.

Разрабатывает законы относительно защиты интеллектуальной собственности, деятельности банковской сферы и других областей экономики.

Также государство разрабатывает уголовное законодательство, направленное против краж, насилия, убийств, что способствует стабильной ситуации в стране и т.о. улучшает функционирование рынка.

- Производство общественных благ.

Общественные блага финансируются государством. Товаров и услуг, относимых к категориям общественных достаточно много. К ним относятся товары оборонного назначения, содержание правоохранительных органов, дороги, дорожная разметка и знаки и целый ряд аналогичных товаров.

Все эти блага служат интересам общества в целом, предельные издержки на их производство не зависят от количества потребителей, и государству целесообразно взять на себя заботу об их содержании.

Большую расходную статью государственного бюджета составляют средства, выделяемые на социальные нужды и на содержание государственного аппарата. Источником финансирования являются налоги. Причем в данном случае отсутствует непосредственная связь между величиной уплачиваемого налога и реальным участием в процессе потребления данного общественного блага. Из-за незначительного размера или вообще отсутствия предельных издержек, которые вызывает каждый дополнительный потребитель (напр., стоимость радиовещания не изменится от того, прослушивают ли радиопередачу 500 тыс. человек или 1 млн. человек) не имеет смысла строить сложную систему оплаты общественных благ, поэтому они и финансируются из государственного бюджета.

- Минимизация трансакционных издержек.

Что такое трансакционные издержки? Трансакция – сделка, договор, соглашение, сопровождающееся взаимными уступками. Следовательно, трансакционные издержки – это издержки по заключению сделок или социальные издержки. Выделяют 5 разновидностей трансакционных или социальных издержек:

1) издержки (поиска) информации (где взять сырье, куда реализовать);

2) издержки переговоров (поездки в разные страны);

3) издержки измерения (на измерительную технику, на количество и качество измерительной продукции);

4) по спецификации и защите прав собственности (расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав собственности). Издержки на воспитание консенсусной идеологии уважения к чужой собственности, к закону, готовности принимать решения по обоюдному согласию в результате взаимных уступок, а не путем силы. В России эта группа издержек отсутствует поэтому граждане не законопослушны.

5) Из-за оппортунистического приспособленческого поведения – связаны с уклонением людей от условий контракта, с некачественным выполнением контракта (вымогательства – вследствие монопольного владения человек вымогает доход, несоответствующий вкладу).

Государство решает проблему (минимизации) трансакционных издержек (например, весьма сложно было бы, заключить сделку с каждым участником движения по шоссейным дорогам, заставляя каждого платить при въезде или выезде. Возникли бы «пробки» на дорогах). Поэтому владельцы автомобилей платят дорожный налог.

Из-за высоких трансакционных издержек государству бывает выгодно взять на себя их финансирование (например, некоторые виды страхования: на случай безработицы, по старости. Затраты государства в данном случае ниже затрат частных страховых компаний, которые включают затраты на рекламу, на содержание административного аппарата, страховых агентов).

- Компенсация внешних издержек (экстерналий)

Внешние издержки - это издержки производства, которые фирма перекладывает на другие предприятия или общество в целом. В первую очередь эти издержки относятся к загрязнению окружающей среды, затраты на очищение которой вынуждено брать на себя общество.

Существуют два основных способа минимизации отрицательных экстерналий:

1) принятие административных мероприятий по отношению к тем, кто вызывает отрицательные экстерналии (государственный контроль за отрицательными внешними эффектами с применением административно-командных мероприятий, гражданского кодекса, штрафных санкций, рыночных лицензий на выброс отходов до определенного уровня загрязнения окружающей среды);

2) косвенный метод борьбы с отрицательным экстерналиями через налоговую сферу. Суть его в том, что основные виновники возникновения внешних эффектов облагаются налогами, что заставляет их менять своё поведение.

Кроме отрицательных экстерналий существуют и положительные, когда выгоду получает не только непосредственно потребитель данного блага, но и «третьи лица» (т.е. общество в целом).

В целях поощрения положительных экстерналий государство использует субсидирование (потребителей – он сможет платить более высокую цену, производителей – снижаются его издержки).

Государство субсидирует здравоохранение, образование, благотворительные программы.

- Стабилизация макроэкономических колебаний

Вопрос 4. Теория общественного выбора.

Данная теория сформировалась в качестве самостоятельной в конце 60-х гг.

Основной предмет теории общественного выбора – исследование взаимозависимости политических и экономических явлений.

В рамках этой теории ведется поиск принципов экономического регулирования, которые дали возможность учитывать политические и социальные черты общества.

Одним из крупных представителей развития этой теории является Джеймс Бьюкенен (лауреат нобелевской премии).

Согласно данной теории рынок и частная собственность достаточно эффективны хотя и не идеальны. Но лучше любого другого механизма, поэтому надо выбирать меньшее из зол. Рынок и частная собственность критически относятся к государству:

Государство - это не гарантия свобод, а главный источник ограничения прав и свобод личности, с усилением роли государства. Общество движется от демократии к тирании.

Место товарного рынка заменено рынком политическим, т.е. нет свободной конкуренции, государство вмешивается в демократические свободы, избиратели выступают как потребители, правительство как фирма.

Государство это совокупность чиновников, а чиновники как и любой человек исходят из своих личных выгод – продвижение по служебной лестнице. Поэтому на самом деле государственных интересов чиновники не выражают и об общественном благе не заботятся. Разговоры же об общественных благах – это лишь маскировка в их корыстных личных интересах. Чтобы завоевать поддержку избирателей, чиновники идут на высокие социальные расходы, но это ведет к инфляции, а инфляция – еще один повод, чтобы вмешиваться в экономику.

Государственные правительственные органы сосредотачивают у себя всё больше власти, а экономику это дестабилизирует, т.е. чем больше вмешательство, тем хуже. Поскольку правительство – это корыстные властолюбцы, то для борьбы с ними нужно усилить индивидуализм. Ибо никто, кроме самого индивида не может решить, что для него хорошо, а что плохо. Главная защита индивида – это спецификация прав собственности. Сторонники этой теории критикуют коллективизм, социальные расходы (т.к. учатся те, кто хотел и те, кто не хотел) плохо это потому, что для осуществления этих программ взимаются налоги, а это недемократично, прогрессивный налог нарушает равенство. Главное – межличностные отношения должны осуществляться без вмешательства чиновников. Функции государства должны быть минимальными. Это абсолютизация индивидуализма, это очень крайняя точка зрения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: