1. Виды коллективных и личных отношений.
2. Общение как форма общественных отношений.
1. Виды коллективных и личных отношений
Психология общения, как и психология отношений в системе психологических наук имеет свою историю и перспективу развития.
Отношение – есть позиция личности ко всему, что ее окружает и к самой себе.
Виды отношений: равенство, подчинение.
Взаимоотношения – есть отношения, идущие от людей к людям (явные и скрытые).
Категории личных взаимоотношений – дружба, товарищество, любовь, ненависть, отчужденность.
Зарубежные и российские исследователи обращали пристальное внимание на решение научных задач по выявлению закономерностей и теоретических основ этой науки. В.Н. Мясищев (1893-1973) в монографии «Психология отношений» сформулировал одно из важнейших положений теории: «система общественных отношений, в которую оказывается включенным каждый человек со времени своего рождения и до смерти, формирует его субъективные отношения ко всем сторонам действительности». Раскрывая сущность понятия «отношение», автор определял его как одну их форм отражения действительности.
|
|
В психологии отношение определяется как взаиморасположение объектов и их свойств. Особый тип отношений составляют общественные отношения как взаимосвязи между социальными общностями и их свойствами, возникающими в процессе их совместной деятельности.
Классификация отношений:
– в соответствии со сферой их рассмотрения (классовые, национальные, групповые, семейные);
– на уровне социальных общностей (производственные, учебные, театральные);
– на уровне деятельности (межличностные, внутриличностные).
Концепция личностных отношений в теории отечественной психологии была предложена В.Н.Мясищевым. Согласно этой концепции, отношения являются психологическим ядром личности как индивидуально-целостная система субъективно-оценочных и сознательно-избирательных отношений к действительности, представляющих собой интериоризованный опыт взаимоотношений с другими людьми в условиях социального окружения.
Термин интериоризация (interior (лат.) – внутренний) был введен французскими психологами Ж. Пиаже и П. Жане. Их концепцию разделяли и применили в своей теории психоанализа глубинные психологи. С помощью изучения этого явления они нашли объяснение причинам появления внутри психики структуры бессознательного (индивидуального и коллективного), определяющей в онтогенезе и филогенезе структуру активного сознательного действия.
2. Общение как форма общественных отношений
Общение давно рассматривалось как духовная, естественная потребность человека социального, разумного существа, как носителя сознания.
|
|
Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Этот процесс порождается потребностями в совместной деятельности, включает в себя обмен информацией, выработку единых правил взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. В процессе общения
Г.М. Андреева выделяет три стороны взаимодействия (коммуникативную, интерактивную, перцептивную) и три мотивирующие стороны в выборе (средства, цели, содержания). Все стороны взаимодействия и способы управления ими иллюстрирует таблица.
Стороны личностного взаимодействия
Коммуникативная | Интерактивная | Перцептивная |
Вербальные коммуникации Невербальные коммуникации | Кооперация Конкуренция | Идентификация Рефлексия |
Форма управления высшая психическая функция | Форма управления совокупность мотивов | Форма управления функции самосознания |
В содержательном компоненте исследователь А.А. Брудный выделяет в качестве основных функций общения:
· инструментальную – как средство для обмена информацией;
· синдикативную – для сплочения малых и больших групп;
· трансляционную – для обучения, способов деятельности;
· функция самовыражения – для поиска и достижения взаимопонимания.
По целевому компоненту общения исследователь Л.А. Карпенко выделяет восемь функций:
- контактная – для поддержания взаимосвязи;
- информационная – для обмена сообщениями;
- побудительная – для стимуляции активности;
- координационная – для согласования действий;
- понимания – для адекватности восприятия и понимании смысла;
- амотивная – для передачи эмоционального состояния;
- установления отношений – для установления ролевого статуса в гуппе;
- оказания влияния – для изменения поведения партнера.
Перцептивная сторона общения включает в себя как главную функцию – процесс формирования образа другого человека. Этот процесс достигается наблюдением за физическими характеристиками, психическими свойствами и поведением. Основными механизмами познания служат идентификация и рефлексия. Связь общения с определенным характером отношений между людьми проявляется при эмоциональной регуляции перцептивного процесса, в частности в явлениях тяготения (аттракции). В психологии выделяют особый вид общения – фатическое (fatuus (лат.) – глупый). Этот вид является бессодержательным общением, использующим коммуникативные средства исключительно с целью поддержания самого процесса общения.
Рассмотрение трех сторон общения в единстве – важное условие оптимизации совместной деятельности людей и их отношений. Среди различных форм обучения искусству общения значительное место занимает социально-психологический тренинг для овладения различными формами общения с помощью специальных программ.
Литература по теме
1. Венгер, А.Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности /
А.Л. Венгер // Вопросы психологии. – 2001. – № 3. – С. 17–27.
2. Гулевич, О.А. Изучение аффектов межгруппового восприятия / О.А. Гулевич,
А.Н. Онучин // Вопросы психологии. – 2002. – № 3. – С. 132–146.
3. Кожухарь, Г.С. Проблемы толерантности в межличностном общении / Г.С. Кожухарь // Вопросы психологии. – 2006. – № 2. – С. 3–13.
4. Колосова, С.Л. Особенности дезадаптации 6–7-летних детей с агрессивным поведением / С.Л. Колосова // Вопросы психологии. – 2006. – № 2. – С. 50–58.
5. Станкин, М.И. Психология общения: курс лекций / М.И. Станкин. – М.: Изд-во Ин-та практической психологии, 1996. – 296 с.
6. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. – М.: Изд-во Ин-та прикладной психологии, 1995. – 356 с.