Модель жизненного цикла онтологий

ЖЦ любой онтологии состоит из ряда процессов, в ходе которых онтология зарождается, специфицируется, адаптируется, развертывается, используется и поддерживается. Происходят эти процессы параллельно или последовательно, однажды за ЖЦ или повторяются несколько раз, частично зависит от того, как выполнялось создание онтологии. Более того, как было отмечено выше, онтологии создаются для разных задач, поэтому отдельные стадии жизненного цикла могут отсутствовать для одних онтологий и присутствовать для других. Данный факт не позволяет создать единую общую модель ЖЦ онтологии с четко обозначенной последовательностью этапов ЖЦ. ЖЦ конкретных онтологий являются упрощенными частными случаями, зависящими от специфики создания конкретной онтологии.

Рассмотрение упрощенного ЖЦ позволяет выделять стадии, общие для всех онтологий. Идентификация фаз ЖЦ онтологии позволяет кластеризировать действия вокруг целей, входов и выходов узнаваемого типа. Более того, модель ЖЦ наглядно демонстрирует зависимость одних стадий ЖЦ от других, например, качество онтологии напрямую зависит от того, насколько грамотно были сформулированы требования к ней. Зависимости между стадиями инвариантны для всех онтологий, несмотря на их различия между собой.

На рисунке представлена модель ЖЦ онтологии. Как правило, онтология в процессе своего ЖЦ проходит через эти стадии более одного раза. В дальнейшем мы остановимся на всех стадиях более подробно.

Как показано на рисунке, оценка онтологий производится на всех стадиях ЖЦ, с разным фокусом, интенсивностью и способами, зависящими от конкретной стадии ЖЦ. Оценка на каждой стадии позволяет понять, насколько онтология удовлетворяет требованиям следующей стадии.

Данная модель справедлива вне зависимости от того, используется ли онтология преимущественно компьютерной системой или нет, так как такие системы являются информационными в широком смысле: системами из людей, процессов, аппаратного, программного обеспечения и данных, которые обрабатывают информацию и принимают решения. Для примера рассмотрим систему, используемую людьми для администрирования документов. В этом случае информационная система будет состоять из онтологии, администраторов и инструментов, как для программного комплекса, так и для людей. Функционал всей системы будет страдать, в случае если она будет выдавать информацию в виде, непригодном для отображения в браузере компьютера. Другим примером может являться двусмысленность определений, не позволяющая разным пользователям использовать общую терминологию в процессе работы. Таким образом, онтология должна оцениваться как на качество, так и на развертываемость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: