Регистрационное производство

Регистрационное производство – составная часть административно-управленческого процесса – представляет собой разновидность положительной, регуля­тивной деятельности публичной администрации.

Участниками данного производства являются, с одной стороны, органы исполнительной власти, уполномоченные должностные лица, с другой стороны – граждане, общественные объединения, юридические лица различных правовых форм собственности.

Множественность субъектов регистрационного производства обуславливает значительный объем нормативных правовых актов, регулирующих соответствующие процессуальные правоотношения.

К их числу, например, относятся:

- Гражданский кодекс Российской Федерации;

- Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации;

- Федеральные законы «О государственной регистрации юридических лиц», «О политических партиях», «Об общественных объединениях», «Об акционерных обществах», «О некоммерческих организациях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

- постановления Правительства Российской Федерации, утверждающих «Правила регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», «Примерное положение об утверждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и многие другие нормативные правовые акты, в том числе ведомственные.

Несмотря на значительное разнообразие правоотношений, связанных с действиями регистрационного характера, им присущи общие свойства, характерные для данного административного производства.

Во-первых, результатом регистрационного производства во всех случаях является принятие юридического акта. Юридическим он признается в силу того, что, с момента регистрации, например, общественного объединения, возникает его правоспособность юридического лица. Таким образом, государственная регистрация проявляет свою юридическую природу в случае принятия акта о государственной регистрации.

Во-вторых, субъектами осуществления государственной регистрации являются исключительно органы исполнительной власти Российской Федерации и их подразделения. В-третьих, регистрационное производство регламентировано нормами административно-процессуального права, которые в свою очередь устанавливают порядок применения соответствующих материальных правовых норм различной отраслевой принадлежности (например, конституционного – в случае установления статуса общественного объединения, политической партии; гражданского – в случае установления статуса недвижимости).

В правовой литературе различают следующие виды регистрационных производств:

государственная регистрация юридических лиц и общественных объединений;

государственная регистрация общественных объединений;

– государственная регистрация политических партии;

– государственная регистрация религиозных объединений;

– государственная регистрация профессиональных союзов;

– государственная регистрация кредитных организаций;

– государственная регистрация национально-культурной автономии;

– государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

– государственная регистрация и снятие граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Несомненно, перечисленные виды регистрационных производств имеют отличительные, характерные особенности, что находит свое отражение в действующем законодательстве. Каждый вид регистрационного производства имеет «свою» правовую основу. Это, как правило, Федеральный закон и нормативные правовые акты различного уровня, в том числе, субъекта Российской Федерации и ведомственные. Например, производство по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также распоряжением Губернатора Челябинской области от … «О плате за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах в Челябинской области».

Вместе с тем, отмечая наличие общих свойств, характерных для всех видов регистрационных производств, следует определить следующие стадии таких производств:

– возбуждение дела (прием заявления о государственной регистрации и необходимых документов);

– сбор и анализ информации о регистрируемом объекте (правовая экспертиза документов и проверка законности сделки);

– принятие решения (включение в соответствующий Реестр);

– исполнение решения (совершение надписей на правоустаналивающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав);

– надзор за соблюдением лицами, получившими разрешение ус­тановленных требований и условий.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие административные производства входят в структуру административно-управленческого процесса?

2. Что собой представляет административный регламент?

3. Что понимается под административными процедурами?

4. Перечислите стадии производства по принятию нормативных актов государственного управления?

5. Дайте определение государственной аккредитации образовательного учреждения.

6. Какие нормативные правовые акты образуют правовую базу лицензионного производства?

7. Перечислите участников регистрационного производства?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: