Производственная деятельность, осуществляемая на свой риск и направленная на

систематическое получение прибыли (ст. 2 Гражданского Кодекса).

Следовательно, гражданин (физическое лицо), работающий по трудовому договору,

не является предпринимателем, т.к. он действует не на свой риск, а выполняет

поручения работодателя. Необходимым условием для занятия гражданином

предпринимательской (хозяйственной) деятельностью является его

дееспособность и государственная регистрация в качестве предпринимателя.

Государственная регистрация предпринимателя производится на основании его

заявления, которое может быть послано и по почте. В заявлении указываются

виды деятельности, которыми гражданин намерен заниматься. Регистрация

производится в день поступления документов. Основанием отказа может быть

недееспособность предпринимателя, намерение заняться запрещенной законом

деятельностью или отсутствие лицензии, если она нужна. Порядок выдачи

лицензии определен Постановлением Правительства РФ N 1418. Отказ или

уклонение от регистрации могут быть обжалованы заявителем в судебном порядке.

После уплаты регистрационного сбора заявителю выдается свидетельство, которое

является основным документом, удостоверяющим его право на предпринимательскую

деятельность. Свидетельство выдается на определенный срок. В нем указываются

виды деятельности, которыми вправе заниматься предприниматель.

Гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью, но не прошедший

государственную регистрацию, не приобретает в связи с этим статуса

предпринимателя. Он утрачивает этот статус и с момента прекращения действия

государственной регистрации, по истечении установленного срока, аннулирования

государственной регистрации и т.п. В таких случаях, согласно Постановлению

Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ N 6/8, споры с

участием граждан, в том числе связанные с осуществлением ими

предпринимательской деятельности, в соответствии со ст. 25 Гражданского

Процессуального Кодекса подведомственны суду общей юрисдикции. Однако суд при

разрешении спора может применить положения Гражданского Кодекса об

обязательствах, связанных с предпринимательской деятельностью.

Для занятия предпринимательской деятельностью необходима полная

дееспособность. Следовательно, самостоятельно заниматься этим граждане могут

по достижении 18 лет (ст. 21), если они не ограничены в дееспособности по

состоянию здоровья (ст. 29 Гражданского Кодекса), вследствие злоупотребления

спиртными напитками и наркотическими средствами (ст. 30). Последние могут

заниматься предпринимательской деятельностью с согласия попечителя. Лицо,

вступившее в брак до достижения 18 лет, признается полностью дееспособным

(ст. 21) и поэтому вправе самостоятельно заниматься предпринимательской

деятельностью. То же относится к эмансипированным (ст. 27), которые

занимаются предпринимательской деятельностью, за исключением той, для которой

федеральным законом установлен возрастной ценз (например, ст. 13 Закона об

оружии).

Правоспособность индивидуального предпринимателя практически приравнена к

правоспособности юридических лиц - коммерческих организаций. Он может иметь

права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов

деятельности, не запрещенных законом (ст. 49). Деятельность предпринимателя

может основываться на наемном труде, что вытекает из ст. 3 Гражданского

Кодекса. Однако он не вправе создавать предприятия, оставаясь собственником

переданного им имущества, так как после введения в действие Гражданского

Кодекса коммерческие организации могут создаваться исключительно в тех

организационно - правовых формах, которые предусмотрены для них главой 4

Гражданского Кодекса.

Индивидуальные предприниматели могут вести производственную деятельность

коллективно на основании договора простого товарищества, в силу которого двое

или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно

действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или

достижения иной, не противоречащей закону цели (ст. 1041 Гражданского

Кодекса).

Пункт 2 статьи 23 Гражданского Кодекса признает предпринимателем главу

крестьянского (фермерского) хозяйства. Такое хозяйство может быть

создано только одним гражданином или совместно с членами семьи, либо партнерами

с целью производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.

В соответствии со ст. 257 имущество крестьянского (фермерского)

хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности,

если законом или договором между ними не установлено иное. В Постановлении

Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 1996

г. указано, что крестьянское (фермерское) хозяйство не является

юридическим лицом. Его глава признается предпринимателем с момента

государственной регистрации хозяйства и, следовательно, к предпринимательской

деятельности последнего применяются правила Гражданского Кодекса, которые

регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими

организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или

сущности правоотношений. Поэтому споры с участием главы крестьянского

(фермерского) хозяйства подведомственны арбитражным судам.

Крестьянское хозяйство подлежит регистрации в местном органе самоуправления,

в ведении которого находится данный земельный участок. Пользование имуществом

осуществляется членами хозяйства по соглашению между собой, сделки по

распоряжению имуществом хозяйства совершает глава хозяйства либо иные лица по

его доверенности.

Виды хозяйственной деятельности:

1) банківська діяльність;

2) професійна діяльність на ринку цінних паперів;

3) із надання фінансових послуг;

4) зовнішньоекономічна діяльність;

5) діяльність у галузі телебачення і радіомовлення;

6) діяльність у сфері електроенергетики та використання
ядерної енергії;

7) діяльність у сфері освіти;

8) діяльність у сфері інтелектуальної власності;

9) виробництво і торгівля спиртом етиловим, коньячним і
плодовим, алкогольними напоями та тютюновими виробами;

10) діяльність у сфері телекомунікацій;

11) будівельна діяльність.

2,хозяйственные правоотношения

В сфере экономики возникают и функционируют разнообразные отношения, связанные с хозяйственной деятельностью. В частности, государство осуществляет функции общего управления экономикой. С этой целью в центре и на местах действуют органы государственной исполнительной власти - министерства, государственные комитеты, другие центральные органы. Итак, в народном хозяйстве составляются управленческие отношения между этими органами и предприятиями. Эти отношения регулируются административным правом, т.е. являются административным правоотношением. В народном хозяйстве применяется нанимаемая работа работников. Отношения относительно организации ее применения, оплаты труда, времени работы и отдыха, гарантий и компенсаций и т.п. регулирует трудовое право. Хозяйствующие субъекты в процессе хозяйствования владеют и пользуются природными ресурсами. Отношения относительно природопользования регулируются природоресурсными областями права (земельное, водное, горное, лесное, экологическое и т.п.).

Хозяйствующие субъекты формируют из прибыли и используют собственные финансовые ресурсы, являются налогоплательщиками и т.п.. Итак, они являются субъектами финансового правоотношения. Между предприятиями, предпринимателями и гражданами возникают имущественные отношения относительно удовлетворения личных потребностей граждан в товарах, роботах и услугах. Эти отношения регулирует гражданское право. Признавать все указанные отношения хозяйственными, как это иногда делается в литературе, означало бы, что специальной категории хозяйственных отношений вообще не существует. Объективно необходимые для осуществления хозяйственной деятельности они за своей экономической природой не являются хозяйственными. Эти отношения лишь создают организационные, материальные, финансовые и другие предпосылки функционирования хозяйственных отношений.

Хозяйственно-правовая концепция определяет хозяйственные отношения в собственному (специальному) понимании, а именно: хозяйственными есть отношения между хозяйствующими субъектами (предприятиями, предпринимателями) и органами управления, которые образовываются в процессе организации и непосредственного осуществления хозяйственной деятельности. Хозяйственные отношения, как предмет регулирования, состоят лишь из двух элементов - организационного (организация производства, обращения) и имущественного. Совокупность хозяйственных отношений в таком узком понимании является предметом хозяйственного права. За предметом в таком понимании хозяйственное право отличается из других областей права, нормы которых действуют в народном хозяйстве.

Хозяйственные отношения имеют определенные признаки. Прежде всего это ограниченное, сравнительно с гражданским правом, круг субъектов. Такими субъектами есть: хозяйственные организации, созданные для непосредственной хозяйственной деятельности и зарегистрированное как юридическое лица; государственные и негосударственные органы, которые осуществляют управление экономикой (министерства, госкомитеты, хозяйственные объединения, управление и т.п.); структурные подразделы хозяйственных организаций, наделенные компетенцией относительно осуществления хозяйственной деятельности; физический лица, официально зарегистрированные в статусе предпринимателей; государственное и общественное учреждения и организации, которые є потребителями продукции (товаров), работ и услуг. Особым субъектом хозяйственных отношений является государство, от лица которой действуют ее органы. Вторым характерным признаком хозяйственных отношений являются объединения в них организационных и имущественных элементов. Такое объединение обусловлено тем, что одной из правовых оснований возникновения и функционирование хозяйственного правоотношения между хозяйствующими субъектами и их контрагентами есть "акты планирования" в частности, государственные заказы. Правовым основанием возникновения хозяйственного правоотношения есть решения их субъектов заключить соответствующий договор (п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 22 Закона Украины "О предприятиях в Украине"). Эти решения основываются на планах предприятий (планы экономического и социального развития, бизнес-планы). Третий признак хозяйственных отношений - их материальное содержание, т.е. общественное производство и реализация (оборот) хозяйствующими субъектами продукции (выполнение работ, предоставление услуг).

За приведенными признаками хозяйственных отношений можно разграничить предметы регулирования гражданского и хозяйственного права. Итак, нормы гражданского права универсальные и распространяются на физических и юридических лиц независимо от деятельности, которой они занимаются. Нормы хозяйственного права специальные в том понимании, которые действуют лишь относительно юридических лиц, их структурных подразделов, отдельных предпринимателей, которые осуществляют общественную хозяйственную деятельность и потребляют ее результаты. Т.е. предмет хозяйственного права уже предмета гражданского права. Гражданское право состоит из норм одной области, которые на началах юридического равенства субъектов регулируют имущественные и личные неимущественные отношения; хозяйственное право согласно законодательству является комплексной областью. Оно основывается на общих нормах гражданского права о правоспособности юридических лиц, обязательствах и нормах отдельных видов хозяйственных договоров. В хозяйственном праве объединяются также те нормы административного, финансового и других областей права, которые регулируют хозяйственную деятельность предприятий и других хозяйствующих субъектов. Совокупность хозяйственных отношений, которые составляются между хозяйствующими субъектами, их контрагентами, органами управления в процессе организации и осуществление хозяйственной деятельности, производства и реализации продукции, выполнение работ, предоставление услуг, представляет предмет хозяйственного права. Исходя из этого хозяйственное право можно определить как систему правовых норм, которые регулируют хозяйственное отношения в процессе организации и непосредственного осуществления хозяйственной деятельности. Хозяйственное правоотношение могут быть классифицированные за разными признаками.

Так, за характером правоотношения различают:

- отношения относительно непосредственного осуществления хозяйственной деятельности (производства и реализации продукции, выполнение работ, предоставление услуг);

- отношения относительно управления (в том числе организации) хозяйственной деятельностью (государственная регистрация, лицензирование, патентование, квотирование и другие формы государственного регулирования хозяйственной деятельности).

За взаимным положением сторон правоотношение делилось на:

- горизонтальные, участники которых равноправные;

- вертикальные, в которых одним из участников выступает орган управления, в том числе владелец имущества или уполномочен им орган.

За сферой действия правоотношение делилось на:

- внутрихозяйственные, что возникают внутри хозяйственной организации между ее структурными подразделами;

- межхозяйственные, что возникают между юридически самостоятельными субъектами хозяйствования.

За областями народного хозяйства и сферами управления, в которых они возникают и функционируют, выделяет такое правоотношение:

- в области промышленности;

- в области сельского хозяйства;

- в области транспорта;

- в области капитального строительства;

- в сфере приватизации;

- в сфере антимонопольного регулирования;

- в сфере внешнеэкономической деятельности и т.п.

3,хозяйственное право

Хозяйственное право — отрасль права, нормы которой регулируют отношения, возникающие в процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности и государственного управления ею[1].

Термин «Хозяйственное право» применялся как единый во времена СССР, в настоящий момент нередко данная отрасль правового регулированияВ 1920-50-х годах в СССР предпринимались попытки принятия Хозяйственного кодекса, который бы действовал наряду с Гражданским кодексом.

Данное направление кодификации реализовано на Украине, где в 2003 году был принят и вступил в силу с 1 января 2004 года Хозяйственный кодекс Украины.

Современное хозяйственное право рассматривается как самостоятельная отрасль права, определяющая правовые основы хозяйствования и регулирующая отношения, возникающие в процессе организации и осуществления хозяйственной деятельности, связанной с изготовлением и реализацией продукции, выполнением работ и оказанием услуг для удовлетворения потребностей отдельных потребителей и общественных нужд. Нормативной основой хозяйственного права является хозяйственное законодательство[5].

При этом хозяйственная деятельность как предмет регулирования хозяйственного права выделяется своей сложностью, многоэтапностью, профессиональным и систематическим характером, отличающим эту деятельность от потребительских отношений, где всецело действуют нормы гражданского права.

Концепция хозяйственного права основана на согласовании частноправовых (горизонтальных) и публично-правовых (вертикальных) отношений в сфере хозяйствования, что предполагает формирование соответствующих правовых норм на основе сочетания рыночного саморегулирования экономических отношений и государственного регулирования макроекономических процессов.

Считается, что вне такого согласования частноправовые и публично-правовые отношения в сфере хозяйствования развиваются разнонаправленно, противоречат друг другу, сдерживая развитие экономических отношений и создавая коллизии в их правовом регулировании.

Хозяйственное право позволяет охватить единством регулирования не только коммерческие, но и некоммерческие отношения в сфере хозяйствования. Это позволяет говорить о большей инструментальной ценности концепции хозяйственного права, чем концепциипредпринимательского права.

4, Понятие, признаки и особенности хозяйственного законодательства

Нормы хозяйственного права как общие правила поведения субъектов хозяйственных отношений функционируют благодаря своей нормативной форме - форме нормативных актов. Именно в форме нормативных актов нормы хозяйственного права принимаются, изучаются и применяются, т.е. функционируют как общие обязательные правила хозяйствования. Соответственно хозяйственное законодательство вообще можно определить как систему нормативных актов, которые согласно закону являются институционными источниками хозяйственного права. Основными источниками хозяйственного права есть именно законы и другие нормативные акты. Такие формы права, как обычай, судебный прецедент, в этой сфере применяются редко.

Система хозяйственного законодательства вообще обусловлена предметом регулирования. Официально границы этого предмета не определенные из-за отсутствия в данном законодательстве кодифицированного нормативного акта типа Хозяйственного (Коммерческого) кодекса. Поэтому теоретически обосновываются два определения границ предмета хозяйственного законодательства.

Признака и особенности хозяйственного законодательства, одной из которых есть комплексное содержание основных нормативных актов, более полно характеризуют эту область законодательства. Подавляющее большинство нормативных актов хозяйственного законодательства включает нормы двух и больше областей права.

В качестве примера можно привести Закон Украины "О предприятиях в Украине". Это акт хозяйственного законодательства, который содержит нормы хозяйственного или гражданского (статьи 10, 20 и 21), административного (ст. 16), финансового (статьи 18, 23 и 24), трудового (ст. 19) и других областей права.

Комплексными есть и другие (кодифицированные) акты хозяйственного законодательства, в частности транспортные уставы и кодексы.

Вторым признаком и особенностью хозяйственного законодательства есть то, что оно включает в себя одноотраслевые акты хозяйственного (гражданского) законодательства. Такими следует считать Положение о поставках продукции производственно-технического назначения и Положение о поставках товаров народного потребления. Они одноотраслевые, так как регулируют отношения относительно заключения и выполнение соответствующих хозяйственных договоров.

Объективным признаком хозяйственного законодательства есть множественность актов, обусловленная тем, что:
1) это законодательство регулирует разные виды хозяйственной деятельности (промышленную, строительную, транспортную, коммерческую и т.п.), каждый из которых имеет важные особенности, которые учитываются в специальных актах;
2) в экономике имеющиеся разные формы собственности (частная, коллективная, государственная), что тоже соответствующим образом дифференцирует акты хозяйственного законодательства;
3) на территории Украины до этого времени применяются отдельные акты законодательства Союза ССР по вопросам, которые не урегулированы законодательством Украины (в том числе и относительно законодательного регулирования хозяйственных отношений), при условии, что они не противоречат Конституции и законам Украины;
4) нет кодифицированного акта хозяйственного законодательства, вместе с тем действует значительное количество актов, принятых высшим и центральными органами государственной исполнительной власти.


5,система хозяйственного законодательства

Кроме вертикальной (согласно юридической силе актов) системы, хозяйственное законодательство имеет так называемую горизонтальную систему. Она определяется предметом регулирования в широком понимании, т.е. видами хозяйственной (продукция, работы, услуги) и функциональной (управление, финансирование, ценообразование, стандартизация) деятельности, областями народного хозяйства, видами хозяйственных отношений. Итак, основой системы хозяйственного законодательства в таком понимании есть материальный критерий, содержание предмета регулирования.

В кодифицированных областях законодательства их системы определяются структурами кодексов. Хозяйственное законодательство не кодифицировано. Оно имеет официальную инкорпорацию в форме раздела IV "Законодательство о народном хозяйстве" Свода законов УССР (т. 5). Эта форма рассчитана на "союзно-украинское" хозяйственное законодательство. Итак, в своей основе она устаревшая.

Структурными подразделами системы хозяйственного законодательства есть отдельные законодательные (нормативные) институты. Институт представляет собой группу (подсистему) нормативных актов, предметом которых является комплекс однородных отношений или вид деятельности.

Основой хозяйственного законодательства есть система статусных, или компетенционных, законов, т.е. таких, которые определяют правовое положение хозяйствующих субъектов (законодательный институт хозяйствующих субъектов). Эти законы классифицируют в зависимости от круга лиц, на которые они распространяются. Так, общие законы Украины "О предпринимательстве", "О предприятиях в Украине" распространяются на все предприятия и на всех предпринимателей. Они определяют виды и организационные формы предприятий, порядок их создания и регистрации, экономическое и правовое условия деятельности, порядок прекращения деятельности предприятий. К общим законам этой группы принадлежит Закон Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О банкротстве" от 30 июня 1999 г., который устанавливает условия и порядок восстановления платежеспособности субъекта предпринимательской деятельности - должника или признание его банкротом и применение ликвидационной процедуры, полного или частичного удовлетворения требований кредиторов.
Фундаментальным институтом хозяйственного законодательства есть система нормативных актов, которые на основе Закона Украины "О собственности" от 7 февраля 1991 г. регулируют отношения относительно управления (владение, пользование) недвижимым имуществом в народном хозяйстве. В этот институт входят нормативные акты:
- об управлении государственной собственностью. Это в основному указы Президента Украины, постанови Кабинета Министров, которые детализируют положение статей 31-39 (о государственной собственности) Закона Украины "О собственности". Относительно государственного сектора эти акты устанавливают правовой режим государственного имущества, которое находится в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или об аренде государственного и коммунального имущества;
- о приватизации государственного имущества.


7,субъекты хозяйственнх правоотношений

Субъект хозяйствования - это участники хозяйственных отношений, которые осуществляют хозяйственную деятельность, реализую хозяйственную компетентность (сущность хозяйственных прав и обязанностей), имеют отдельное имущество и несут ответственность за своими обязательствами в пределах этого имущества, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
Деятельность субъектов в данной области права регулируется следующими нормативно - правовыми актами:

· Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 № 235,((ст.105,111,112);

· Хозяйственный кодекс Украины от 16.03.2001 № 436, (ст.2,55,56,57,58, 59,60, 61);

· Земельный кодекс Украины от 25.10.2001 № 2768, (ст.19,21,23,32,34);

· ЗУ от 21.05.1997 № 280 “О местном самоуправлении в Украине”,(ст.26);

· ЗУ от 09.04.1999 №586“О местных государственных администрациях”,(ст.19);

· ЗУ от 15.04.2003 № 755“О государственной регистрации юридических лиц физических лиц-предпринимателей”, (ст.6,8,10,17,24,2,29,31,34, 36,38,39);

· ЗУ от 14.04.1992 № 2343“О возобновлении платежеспособности должника или признании его банкротом”;

· ЗУ от 19.09.1991 № 1576“О хозяйственных обществах”, (ст.19, 22);

· ЗУ от 07.12.2000 № 2121“О банках и банковской деятельности”, (ст.87, 98);

· приказ Госкомпредпринимательства от 09.06.2004 № 67 “Об утверждении форм регистрационных карточек”.

8,виды субъектов хозяйсвенного права

Хозяйственное законодательство и право регулирует условия создания и деятельности разных видов субъектов. Каждый вид имеет законодательно определенные название и правовое положение.

Субъектов хозяйственного права классифицируют на виды согласно объективному материальному критерию. Таким критерием законодатель считает содержание деятельности или функции субъекта, которые он выполняет в экономической системе Украины.

Учитывая особенности функций, хозяйственное законодательство определяет правовое положение таких субъектов хозяйственного права, как: 1) предприятия и их структурные подразделы; 2) объединение предприятий; 3) финансовые и посреднические институты; 4) граждане-предприниматели; 5) органы государственной исполнительной власти в экономике. Кроме того, в каждой из этих групп учитываются особенности правового положения отдельных видов субъектов хозяйственного права.

Предприятия согласно их функциям занимают главное место в экономике. С учетом социально-экономической роли предприятий законодатель квалифицирует их как основное организационное звено народного хозяйства Украины. Такая квалификация обусловлена тем, что предприятие является хозяйственной организацией, хозяйствующим субъектом. Коротко предприятие определяется как хозяйствующий субъект, который создается для осуществления хозяйственной деятельности с целью получения прибыли, которая имеет необходимые для этого полномочия и регистрируется в определенном законом порядке как коммерческое юридическое лицо. Термина "предприятие" в зарубежном коммерческом праве отвечают понятие "компания" или "корпорация".

Субъектами хозяйственной деятельности есть также подразделы предприятий (ст. 7 Закона Украины "О предприятиях в Украине") и других хозяйственных организаций. Они создаются самыми организациями для определенной хозяйственной деятельности. Функции и компетенцию таких субъектов определяют предприятия в положениях о них. Положения утверждают органы управления организаций. Эти субъекты не регистрируются как юридические лица.

Вторым видом субъектов хозяйственного права есть объединения предприятий, которые определяется как хозяйственная организация, создаваемая на добровольных началах двумя и больше предприятиями для общего выполнения делегированных участниками производственных, коммерческих, научных и других определенных уставом (договором) функций и зарегистрированная как юридическое лицо. Объединениями согласно законодательству являются ассоциации, корпорации, концерны, консорциумы и другие производственно-хозяйственные комплексы. Специфическим видом хозяйственного объединения есть промышленно-финансовая группа. Объединение предприятий создается лишь в том случае, если это не противоречит антимонопольному законодательству Украины.

Третьим видом субъектов хозяйственного права есть так называемые финансовые и посреднические институты, которые принадлежат к инфраструктуре рынка. Общая черта, которая их объединяет, - обслуживание рынка. Финансовый институт можно определить как организацию, которая основывается в форме акционерного или другого общества и регистрируется как юридическое лицо, которое обеспечивает функционирование рынков товаров и капиталов. Такие акционерные и другие хозяйственные общества осуществляют кредитование хозяйствующих субъектов, инвестирование объектов предпринимательства и другой деятельности, предоставляют страху, коммерческие и посреднические услуги. Названия этих субъектов определяются в зависимости от вида деятельности: банки, инвестиционные фонды, инвестиционные компании, страховые компании, товарные и фондовые биржи, доверительные общества и т.п..

Четвертым видом субъектов хозяйственного права есть граждане-предприниматели (граждане Украины, иностранные граждане, лица без гражданства). Эти лица имеют право осуществлять предпринимательскую хозяйственную деятельность в любых организационных формах по их выбору (ст. 6 Закона Украины "О предпринимательстве"). В частности, если деятельность физический лиц осуществляется с привлечением нанимаемой работы, она регистрируется как частное предприятие.

Пятым видом субъектов хозяйственного права есть органы власти и органы административно-хозяйственного управления и контроля. Согласно Закону Украины "О защите экономической конкуренции" от 11 января 2001 г. органы власти - это министерства и другие центральные органы исполнительной власти, Верховная Рада Автономной Республики Крым и органы исполнительной власти Автономной Республики Крым, государственные органы, которые осуществляют регулирование деятельности субъектов естественных монополий, рынка ценных бумаг, государственные органы приватизации, Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания, местные органы исполнительной власти; органы административно-хозяйственного управления и контроля - это субъекты хозяйствования, объединение, другие лица в части выполнения ими функций управления или контроля в пределах делегированных им полномочий органов власти или органов местного самоуправления; Вышестоящим органом в системе органов исполнительной власти есть Кабинет Министров Украины, который направляет и координирует работу министерств, других органов исполнительной власти. Кабинет Министров может образовывать правительственные органы государственного управления (департаменты, службы, инспекции), которые действуют в составе соответствующего центрального органа исполнительной власти. Правительственные органы государственного управления осуществляют: управление отдельными отраслями или сферами деятельности; контрольно-надзорные функции; регулятивные и разрешительно-регистрационные функции относительно физических и юридических лиц.

К системе центральных органов исполнительной власти входят министерства, государственные комитеты (государственные службы) и центральные органы исполнительной власти со специальным статусом (Антимонопольный комитет Украины, Государственная налоговая администрация Украины, Государственная таможенная служба Украины и др.). Центральные органы исполнительной власти могут иметь свои территориальные органы, которые образовываются, реорганизуются и ликвидируются в порядке, установленном законодательством.

9,индивидуальные предприниматели

Хозяйствующий субъект — индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход[1]; юридическое или физическое лицо, ведущее хозяйство от своего имени, осуществляющее экономические, хозяйственные операции[2]. Это осуществляющие производство, реализацию либо приобретение товаров, оказание услуг и выполнение работ частные, государственные и иные предприятия, а также их филиалы и представительства, акционерные общества и иные товарищества, союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и другие объединения предприятий, организации и учреждения, банки, товарные и фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные и другие фонды, иные объединения и граждане, занимающиеся самостоятельной предпринимательской деятельностью.

Таким образом, хозяйствующий субъект может выступать как индивидуум или их группа (ассоциация). В первом случае он проявляет себя через индивидуальную трудовую деятельность, функционирование частной фирмы или на уровне домохозяйства; во втором — через совместную деятельность, партнёрство, предпринимательские и другие структуры, отражающие наличие как минимум двух сфер экономической активности человека, таких как потребление конечных продуктов и услуг, материальное производство. Кроме экономического интереса хозяйствующий субъект должен владеть нормами права, нравственных и этических оценок, уметь общаться и проявлять деловую активность.

К хозяйствующим субъектам в общероссийском классификаторе организационно — правовых форм (ОКОПФ) относятся любые юридические лица, а также организации, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и индивидуальные предприниматели.

10,предпринимательство

Предпринимательство, бизнес — самостоятельная, осуществляемая на свой риск экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом и/или нематериальными активами, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке[1]. Эффективность предпринимательской деятельности может оцениваться не только размерами полученной прибыли, но и изменением стоимости бизнеса (рыночной стоимости предприятия, гудвилла). Предпринимательство, бизнес — важнейший атрибут рыночной экономики, пронизывающий все её институты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: