1. Назовите средства просодической стороны речи.
Дайте им пояснения.
2. Как определить темпо-ритмическую сторону
речи?
3. Какие модуляции голоса могут быть?
4. Когда начинает формироваться просодическая
сторона речи в онтогенезе?
5. Обследуйте у детей восприятие и дифференци
ацию различных просодических средств, используя сис
тему балльной оценки качества функции.
6. Проведите обследование речевого дыхания ребен
ка с дизартрией. Определите тип дыхания.
7. Проведите обследование тембра голоса и подтвер
дите или исключите назальный оттенок речи, используя
балльную систему оценки.
Литература
1. Архипова Е. Ф. Клинико-педагогическая характеристи
ка детей со стертой формой дизартрии //Актуальные вопросы
теории и практики коррекционной педагогики. — М., 1997.
2. Аркина Е. А. Дошкольный возраст. — М., 1972.
3. Алмазова Е. С. О возрастных особенностях голоса у до
школьников, школьников и молодежи. — М., 1973.
4. Артемова Е. Э. Особенности формирования просодики
у дошкольников с речевыми нарушениями: Автореф. дисс.
канд. пед. наук. — М., 2005.
|
|
5. Бабский Е. Б., Ходоров Б. И. Сенсорные функции цент
ральной нервной системы и регуляция движений //Физиоло
гия человека /Под ред. Е. Б. Бабского. — М.: Медицина, 1966.
6. Бадалян Л. О. Детская неврология. — М.: ООО «МЕД-
пресс», 1998.
7. Бельтюков В. И., Салахова А. Д. Закономерности овла
дения произношением слышащими детьми //Дефектология. —
1976. - № 5.
8. Бельтюков В. И. Значение исследований овладения
произношением в норме для сурдопедагогической и логопеди
ческой практики //Дефектология. — 1977. — № 3.
9. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и
физиологии активности. — М.: Медгиз, 1966. — 234 с.
10. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и
проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмо
циональные предпосылки освоения языка. — М.: Просвеще
ние, 1987. - 159 с.
11. Винарская Е. Н. Фонетические проблемы логопедии в
России на рубеже XX-XXI веков //Проблемы детской речи:
Сборник. - СПб, 1999. — С. 37-40.
12. Винарская Е. Н. Современное состояние проблемы ди
зартрии //Хрестоматия по логопедии /Под ред. Л. С. Волко
вой и В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛА-
ДОС, 1997. - Том 1. - С. 268-284.
13. Выготоский Л. С. Мышление и речь: Психологические
исследования. — М.: Лабиринт, 1966. — 416 с.
14. Гуровец Г. В., Маевская С. И. К генезису фонетико-
фонематических расстройств //Обучение и воспитание детей
с нарушениями речи. — М., 1982.
15. Гуровец Г. В., Маевская С. И. Клинико-педагогиче
ская характеристика детей, страдающих стертой формой ди
зартрии и ринофонией и методы коррекционного воздействия
//Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых /Под
ред. В. И. Селиверстова и С. Н. Шаховской. — М.: Изд-во
Моск. гос. пед. ин-та, 1985. - С. 103-114.
|
|
16. Данилова Л. А. Методы коррекции речевого и психиче
ского развития детей с детским церебральным параличом. — Л •
Медицина, 1987. — 96 с.
17. Данилова Л. А. Психофизиология. — М.: Аспект
Пресс, 1999. - С. 232-295.
18. Жинкин Н. И. Механизмы речи. — М.: Изд-во АПН
РСФСР, 1958. - 370 с.
19. Жинкин Н. И. Психологические основы развития речи
// В защиту живого слова. — М., 1966.
20. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Ло
гопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошколь
ников. — Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. — 320 с.
21. Зееман М. Расстройства речи у детей. — М., 1962.
22. Зиндер Л. Р. Общая фонетика. — М., 1979.
23. Карелина И. Б. Дифференцированная диагностика стер
тых форм дизартрии и сложные дислалии //Дефектология. —
1996. - № 5. - С. 10-14.
24. Карелина И. Б. Логопедическая работа с детьми с ми
нимальными дизартрическими расстройства: Дисс.... канд.
пед. наук. — М., 2000.
25. Карелина И. Б. Новые направления в коррекции ми
нимальных дизартрических расстройств //Дефектология. —
2000. - № 1. - С. 24-26.
26. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие
функций мозга ребенка: Роль двигательного анализатора в
формировании высшей нервной деятельности. — М., 1973. —
143 с.
27. Левина Р. Е., Никашина Н. А., Спирова Л. Ф. и др.
Общее недоразвитие речи //Основы теории и практики лого
педии /Под ред. Р. Е. Левиной. — М.: Просвещение, 1967. —
С. 67-165.
28. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми до
школьного возраста. — СПб.: Союз, 2004.
29. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми до
школьного возраста с минимальными дизартрическими
расстройствами. — СПб., 2004.
30. Лопатина Л. В. Методика исследования экспрессивной
речи детей дошкольного возраста, страдающих стертой фор
мой дизартрии //Изучение и коррекция речевых расстройств. —
Л., 1987.
31. Лопатина Л. В. Приемы логопедического обследования
дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциа
ция их обучения // Дефектология. — 1986. — № 2. — С. 64—70.
32. Лопатина Л. В. Научно-теоретические основы изуче
ния фонетико-фонематических нарушений у дошкольников
со стертой дизартрией //Теоретические и прикладные пробле-
мы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. - СПб., 1997. - С. 118-120.
33. Лопатина Л. В. Структура речевого дефекта у дошколь
ников со стертой дизартрией //Актуальные проблемы обуче
ния, адаптации и интеграции детей с нарушениями речевого
развития. - СПб, 1995. - С. 149-150.
34. Лопатина Л. В. Характеристика и структура речевого
дефекта у дошкольников со стертой дизартрией: Особенности
механизмов, структуры нарушений речи и их коррекции у де
тей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недоста
точностью. — СПб, 1996.
35. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. Н. Логопедическая ра
бота в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. —
СПб.: Образование, 1994.
36. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. Н. Преодоление речевых
нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). —
СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, Изд-во «Союз», 2001. —
191 с.
37. Лурия А. Р. Язык и сознание /Под ред. Е. Д. Хом-
ской. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс»., 1988. — 416 с.
38. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их
нарушения при локальных поражениях мозга. — Изд. 3-е. —
М.: Академический Проект, 2000. — 512 с.
39. Маркова А. К. Особенности усвоения слоговой струк
туры слова у детей, страдающих алалией //Хрестоматия по ло
гопедии /Под ред. Л. С. Волковой и В. Г. Селиверстова. — М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. -1.2. — С. 41-51.
40. Мартынова Р. И. Сравнительная характеристика детей,
страдающих легкими формами дизартрии и функциональной
дислалией //Расстройства речи и методы их устранения /Под
ред. С. С. Ляпидевского и С. Н. Шаховской. — М., 1975. —
С. 22-29.
|
|
41. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушения речи у
детей с церебральным параличом. — М.: Просвещение, 1985. —
191 с.
42. Мелехова Л. В. Дифференциация дислалий //Хресто
матия по логопедии /Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Сели
верстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — Т. 1. —
С. 29-33.
43. Мелехова Л. В., Фомичева М. Ф. Речь у дошкольников
и ее исправления. — М.: Просвещение, 1967.
44. Монделаерс Б. Ж. Вербальная диспраксия у детей //
Расстройства речи. Клинические проявления и методы кор
рекции: Материалы конференции «Современные проблемы
логопатологии». — СПб, 1999.
45. Панченко И. И. Особенности фонетико-фонематиче-
ского анализа расстройств звукопроизношения и некоторые
принципы лечебно-коррекционных мероприятий при дисла-
лических и дизартрических расстройствах //Расстройства речи
и голоса в детском возрасте /Под ред. Ляпидевского С. С. —
М., 1973.
46. Пискунов А. М. Анатомо-физиологические основы те
рапии косноязычия. — М., 1962.
47. Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Ди
зартрии // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волко
вой и В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛА-
ДОС, 1997. - Т. 1. - С. 173-189.
48. Сизова Э. Я., Макарова Э. К. О механизме бокового
сигматизма //Психические и речевые нарушения у детей. Воп
росы реабилитации. — Л., 1979.
49. Соботович Е. Ф. Недостатки звукопроизношения у де
тей дошкольного возраста и методы их преодоления //Педа
гогические пути устранения речевых нарушений у детей. — Л.,
1976.
50. Соботович Е. Ф., Чернопольская А. Ф. Проявления
стертых дизартрии и методы их диагностики //Дефектология. —
1974. - № 4. - С. 20-26.
51. Токарева О. А. Дизартрия //Расстройства речи у детей
и подростков /Под общей ред. С. С. Ляпидевского. — М.: Ме
дицина, 1969.
52. Федосова О. Ю. Коррекция звукопроизношения у до
школьников с дизартрией с учетом фонетического контекста:
Дисс.... канд. пед. наук. — М., 2005.
53. Федосова О. Ю. особенности звукопроизношения де
тей с легкой степенью дизартрии //Коррекционная педагоги
ка. - 2004. - № 1.
54. Хватцев М. Е. Логопедия. — М.: Учпедгиз, 1959. — 476 с.
55. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской
речи. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 240 с.
|
|
56. Чиркина Г. В. Методы обследования речи детей: По
собие по диагностике речевых нарушений. — М., 2003.
57. Швачкин Н. X. Развитие фонематического восприятия
речи в раннем детстве. — М., 1948.
58. Эльконин Д. Б. развитие речи в дошкольном возрасте. —
М., 1969.