Учебные вопросы и задания. 1. Назовите средства просодической стороны речи

1. Назовите средства просодической стороны речи.
Дайте им пояснения.

2. Как определить темпо-ритмическую сторону
речи?

3. Какие модуляции голоса могут быть?

4. Когда начинает формироваться просодическая
сторона речи в онтогенезе?

5. Обследуйте у детей восприятие и дифференци­
ацию различных просодических средств, используя сис­
тему балльной оценки качества функции.

6. Проведите обследование речевого дыхания ребен­
ка с дизартрией. Определите тип дыхания.

7. Проведите обследование тембра голоса и подтвер­
дите или исключите назальный оттенок речи, используя
балльную систему оценки.


Литература

1. Архипова Е. Ф. Клинико-педагогическая характеристи­
ка детей со стертой формой дизартрии //Актуальные вопросы
теории и практики коррекционной педагогики. — М., 1997.

2. Аркина Е. А. Дошкольный возраст. — М., 1972.

3. Алмазова Е. С. О возрастных особенностях голоса у до­
школьников, школьников и молодежи. — М., 1973.

4. Артемова Е. Э. Особенности формирования просодики
у дошкольников с речевыми нарушениями: Автореф. дисс.
канд. пед. наук. — М., 2005.

5. Бабский Е. Б., Ходоров Б. И. Сенсорные функции цент­
ральной нервной системы и регуляция движений //Физиоло­
гия человека /Под ред. Е. Б. Бабского. — М.: Медицина, 1966.

6. Бадалян Л. О. Детская неврология. — М.: ООО «МЕД-
пресс», 1998.

7. Бельтюков В. И., Салахова А. Д. Закономерности овла­
дения произношением слышащими детьми //Дефектология. —
1976. - № 5.

8. Бельтюков В. И. Значение исследований овладения
произношением в норме для сурдопедагогической и логопеди­
ческой практики //Дефектология. — 1977. — № 3.

9. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и
физиологии активности. — М.: Медгиз, 1966. — 234 с.

10. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и
проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмо­
циональные предпосылки освоения языка. — М.: Просвеще­
ние, 1987. - 159 с.

11. Винарская Е. Н. Фонетические проблемы логопедии в
России на рубеже XX-XXI веков //Проблемы детской речи:
Сборник. - СПб, 1999. — С. 37-40.

12. Винарская Е. Н. Современное состояние проблемы ди­
зартрии //Хрестоматия по логопедии /Под ред. Л. С. Волко­
вой и В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛА-
ДОС, 1997. - Том 1. - С. 268-284.

13. Выготоский Л. С. Мышление и речь: Психологические
исследования. — М.: Лабиринт, 1966. — 416 с.

14. Гуровец Г. В., Маевская С. И. К генезису фонетико-
фонематических расстройств //Обучение и воспитание детей
с нарушениями речи. — М., 1982.

15. Гуровец Г. В., Маевская С. И. Клинико-педагогиче­
ская характеристика детей, страдающих стертой формой ди­
зартрии и ринофонией и методы коррекционного воздействия
//Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых /Под
ред. В. И. Селиверстова и С. Н. Шаховской. — М.: Изд-во
Моск. гос. пед. ин-та, 1985. - С. 103-114.


16. Данилова Л. А. Методы коррекции речевого и психиче­
ского развития детей с детским церебральным параличом. — Л •
Медицина, 1987. — 96 с.

17. Данилова Л. А. Психофизиология. — М.: Аспект
Пресс, 1999. - С. 232-295.

18. Жинкин Н. И. Механизмы речи. — М.: Изд-во АПН
РСФСР, 1958. - 370 с.

19. Жинкин Н. И. Психологические основы развития речи
// В защиту живого слова. — М., 1966.

20. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Ло­
гопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошколь­
ников. — Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. — 320 с.

21. Зееман М. Расстройства речи у детей. — М., 1962.

22. Зиндер Л. Р. Общая фонетика. — М., 1979.

23. Карелина И. Б. Дифференцированная диагностика стер­
тых форм дизартрии и сложные дислалии //Дефектология. —
1996. - № 5. - С. 10-14.

24. Карелина И. Б. Логопедическая работа с детьми с ми­
нимальными дизартрическими расстройства: Дисс.... канд.
пед. наук. — М., 2000.

25. Карелина И. Б. Новые направления в коррекции ми­
нимальных дизартрических расстройств //Дефектология. —
2000. - № 1. - С. 24-26.

26. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие
функций мозга ребенка: Роль двигательного анализатора в
формировании высшей нервной деятельности. — М., 1973. —
143 с.

27. Левина Р. Е., Никашина Н. А., Спирова Л. Ф. и др.
Общее недоразвитие речи //Основы теории и практики лого­
педии /Под ред. Р. Е. Левиной. — М.: Просвещение, 1967. —
С. 67-165.

28. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми до­
школьного возраста. — СПб.: Союз, 2004.

29. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми до­
школьного возраста с минимальными дизартрическими
расстройствами. — СПб., 2004.

30. Лопатина Л. В. Методика исследования экспрессивной
речи детей дошкольного возраста, страдающих стертой фор­
мой дизартрии //Изучение и коррекция речевых расстройств. —
Л., 1987.

31. Лопатина Л. В. Приемы логопедического обследования
дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциа­
ция их обучения // Дефектология. — 1986. — № 2. — С. 64—70.

32. Лопатина Л. В. Научно-теоретические основы изуче­
ния фонетико-фонематических нарушений у дошкольников
со стертой дизартрией //Теоретические и прикладные пробле-


мы обучения и воспитания детей с ограниченными возмож­ностями. - СПб., 1997. - С. 118-120.

33. Лопатина Л. В. Структура речевого дефекта у дошколь­
ников со стертой дизартрией //Актуальные проблемы обуче­
ния, адаптации и интеграции детей с нарушениями речевого
развития. - СПб, 1995. - С. 149-150.

34. Лопатина Л. В. Характеристика и структура речевого
дефекта у дошкольников со стертой дизартрией: Особенности
механизмов, структуры нарушений речи и их коррекции у де­
тей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недоста­
точностью. — СПб, 1996.

35. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. Н. Логопедическая ра­
бота в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. —
СПб.: Образование, 1994.

36. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. Н. Преодоление речевых
нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). —
СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, Изд-во «Союз», 2001. —
191 с.

37. Лурия А. Р. Язык и сознание /Под ред. Е. Д. Хом-
ской. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс»., 1988. — 416 с.

38. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их
нарушения при локальных поражениях мозга. — Изд. 3-е. —
М.: Академический Проект, 2000. — 512 с.

39. Маркова А. К. Особенности усвоения слоговой струк­
туры слова у детей, страдающих алалией //Хрестоматия по ло­
гопедии /Под ред. Л. С. Волковой и В. Г. Селиверстова. — М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. -1.2. — С. 41-51.

40. Мартынова Р. И. Сравнительная характеристика детей,
страдающих легкими формами дизартрии и функциональной
дислалией //Расстройства речи и методы их устранения /Под
ред. С. С. Ляпидевского и С. Н. Шаховской. — М., 1975. —
С. 22-29.

41. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушения речи у
детей с церебральным параличом. — М.: Просвещение, 1985. —
191 с.

42. Мелехова Л. В. Дифференциация дислалий //Хресто­
матия по логопедии /Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Сели­
верстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — Т. 1. —
С. 29-33.

43. Мелехова Л. В., Фомичева М. Ф. Речь у дошкольников
и ее исправления. — М.: Просвещение, 1967.

44. Монделаерс Б. Ж. Вербальная диспраксия у детей //
Расстройства речи. Клинические проявления и методы кор­
рекции: Материалы конференции «Современные проблемы
логопатологии». — СПб, 1999.


45. Панченко И. И. Особенности фонетико-фонематиче-
ского анализа расстройств звукопроизношения и некоторые
принципы лечебно-коррекционных мероприятий при дисла-
лических и дизартрических расстройствах //Расстройства речи
и голоса в детском возрасте /Под ред. Ляпидевского С. С. —
М., 1973.

46. Пискунов А. М. Анатомо-физиологические основы те­
рапии косноязычия. — М., 1962.

47. Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Ди­
зартрии // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волко­
вой и В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛА-
ДОС, 1997. - Т. 1. - С. 173-189.

48. Сизова Э. Я., Макарова Э. К. О механизме бокового
сигматизма //Психические и речевые нарушения у детей. Воп­
росы реабилитации. — Л., 1979.

49. Соботович Е. Ф. Недостатки звукопроизношения у де­
тей дошкольного возраста и методы их преодоления //Педа­
гогические пути устранения речевых нарушений у детей. — Л.,
1976.

50. Соботович Е. Ф., Чернопольская А. Ф. Проявления
стертых дизартрии и методы их диагностики //Дефектология. —
1974. - № 4. - С. 20-26.

51. Токарева О. А. Дизартрия //Расстройства речи у детей
и подростков /Под общей ред. С. С. Ляпидевского. — М.: Ме­
дицина, 1969.

52. Федосова О. Ю. Коррекция звукопроизношения у до­
школьников с дизартрией с учетом фонетического контекста:
Дисс.... канд. пед. наук. — М., 2005.

53. Федосова О. Ю. особенности звукопроизношения де­
тей с легкой степенью дизартрии //Коррекционная педагоги­
ка. - 2004. - № 1.

54. Хватцев М. Е. Логопедия. — М.: Учпедгиз, 1959. — 476 с.

55. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской
речи. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 240 с.

56. Чиркина Г. В. Методы обследования речи детей: По­
собие по диагностике речевых нарушений. — М., 2003.

57. Швачкин Н. X. Развитие фонематического восприятия
речи в раннем детстве. — М., 1948.

58. Эльконин Д. Б. развитие речи в дошкольном возрасте. —
М., 1969.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: