Введение. Учебное пособие посвящено изучению вопросов стертой дизартрии, методам обследования и планирова­нию коррекционно-логопедической работы

Учебное пособие посвящено изучению вопросов стертой дизартрии, методам обследования и планирова­нию коррекционно-логопедической работы.

В первой главе представлен анализ литературных данных теоретического и методического характера.

Во второй главе дается развернутая клинико-педагогическая характеристика детей со стертой дизартрией. Приводятся данные последних лет.

В третьей главе, посвященной изучению моторных функций, рассматриваются особенности формирования общей, мелкой и артикуляционной моторики детей со стертой дизартрией в сопоставлении с развитием этих функций в онтогенезе. Представлена система обследо­вания моторных функций детей со стертой дизартрией, где используется балльная оценка функций. По мате­риалам исследования предлагается графическое отобра­жение структуры дефекта моторной сферы.

В четвертой главе описываются физиологические основы формирования речевой функции. Дается анализ сведений о состоянии фонетической стороны речи у де­тей со стертой дизартрией в сравнении с состоянием фонетической системы на разных этапах онтогенеза. Предлагаются модифицированные приемы обследова­ния звукопроизношения у данной категории детей с учетом фонетического контекста. На примере обследо­вания свистящих звуков демонстрируется взаимозави­симость качества звукопроизношения и усложняющего­ся фонетического и лексического контекста. Графиче­ская схема отражает наиболее трудные для детей со стертой дизартрией позиции звуков в спонтанной речи. Учитывая эти данные, можно более детально планиро­вать коррекцию звукопроизношения.

Второй раздел четвертой главы посвящен изучению фонематического слуха как в онтогенезе, так и в случа­ях со стертой дизартрией. Для обследования фонемати­ческого слуха также предложена схема системного об­следования фонематического слуха.

В пятой главе изучается состояние звукослоговой структуры у детей со стертой дизартрией в сопостав­лении с онтогенетическим развитием звукослоговой структуры и предлагается развернутая система обследо­вания слоговой структуры слова.

Шестая глава включает изучение лексико-грамматической структуры речи. Как и в предыдущих главах, разработана подробная схема обследования с использо­ванием балльных критериев оценки.

Седьмая глава посвящена наименее изученному раз­делу — состоянию просодической стороны речи у детей со стертой дизартрией.

Представлен материал по развитию интонационно-выразительных средств в онтогенезе и некоторые сведе­ния о конкретных нарушениях просодии у детей со стертой дизартрией. Разработана подробная схема об­следования просодики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: