Словесные методы

Некоторые авторы словесные методы объединяют одним понятием методы убеждения, а беседу, рассказ, диспут считают формой проявления этого метода. Словесные методы воспитания аналогичны методам обучения, но при использовании их в воспитательных ситуациях необходимо знать психологический механизм их воздействия на личность учащихся.

1.Рассказ - это последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме. К рассказу как методу педагогической деятельности предъявляется ряд требований: логичность, последовательность и доказательность изложения; четкость, образность, эмоциональность; учет возрастных особенностей, в том числе в отношении продолжительности.

Большое значение, особенно в младшем и среднем возрасте, имеет рассказ при организации ценностно-ориентировочной деятельности. Воздействуя на чувства детей, рассказ помогает им понять и усвоить смысл заключенных в нем нравственных оценок и норм поведения. Примером такого рода рассказов могут быть рассказы по истории спорта, о жизни известных спортсменов. Можно выделить три основные задачи этого метода при его применении в воспитательной работе: вызвать положительные нравственные чувства (сопереживание, сочувствие, радость, гордость) или негодование по поводу отрицательных действий и поступков героев рассказа; раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения; представить образ нравственного поведения и вызвать стремление подражать положительному примеру.

Психологическим механизмом воздействия является механизм идентификации или уподобление себя героям рассказа и подражание их поведению.

2.Беседа - это тщательно продуманная система вопросов, постепенно подводящих учащихся к получению новых знаний. При всем богатстве и разнообразии содержания беседы имеют своим основным назначением привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни и на этой основе сформировать у них адекватное отношение к окружающей действительности, к своим гражданским, политическим и нравственным обязанностям. При этом убеждающий смысл обсуждаемых в ходе беседы проблем будет значительно выше, если они находят опору в личном опыте ребенка, в его делах, поступках, действиях.

В основу беседы должны быть положены факты, раскрывающие социальное, нравственное или эстетическое содержание тех или иных сторон спортивной жизни. В качестве таких фактов, положительных или отрицательных, могут выступить действия спортсмена или отдельное качество его характера. Распознавание и правильная оценка качеств личности требует умения вычленять мотивы и цели поведения спортсмена и сопоставлять их с общепринятыми нормами, анализировать факты.

Психологический механизм воздействия проявляется в том, что в процессе беседы удовлетворяется потребность учащихся в признании. Это проявляется в возможности учащегося, юного спортсмена высказать свою точку зрения.

3. Диспут. Диспут как метод формирования суждений, оценок и убеждений в процессе познавательной и ценностно-ориентационной деятельности не требует определенных и окончательных решений. Диспут как нельзя лучше соответствует возрастным особенностям юношеского возраста, формирующаяся личность которого характеризуется страстным поиском смысла жизни, стремлением не принимать ничего на веру, желанием сравнивать факты, чтобы уяснить истину.

Диспут дает возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей. Для участия в диспуте мало высказать свою точку зрения, надо обнаружить сильные и слабые стороны противоположного суждения, подобрать доказательства, опровергающие ошибочность одной и подтверждающие достоверность другой точки зрения. Диспут учит мужеству отказаться от ложной точки зрения во имя истины.

Психологический механизм воздействия проявляется в том, чтов диспуте, как и в процессе беседы, удовлетворяется потребность учащихся в признании,а также в самоутверждении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: