Проведенный нами анализ игры с целью обоснования механизма формирования рефлексивного сознания показал, что внутренней сущностью игры является имитация. Имитация в игре есть подражание, каким либо действиям человека, животного, явлениям социальной и природной среды вне контекста реальной ситуации.
Это подражание в сравнении с подражаемыми явлениями не столь жестко структурировано (права, обязанности, технология, материалы, ответственность за результат). В процессе подражания ребенок повторяет системные составляющие (основу) действия, а в деталях он свободен для проявления творчества. Как участвующие в игре, так и зрители понимают и принимают одну из особенностей игры – её условность. Эта условность связана с имитацией, когда ситуация или цель, или средство, или способы находятся в воображении играющего.
Вытекающее из условности игры «мягкое оценивание» успехов и неудач, играющих, в сравнении с учёбой и трудовой деятельностью позволяет активизировать их деятельность.
Другой особенностью игры является удовольствие, получаемое как в процессе игры, так и по её окончанию. Это обусловлено реализацией потребности человека в самоутверждении (осознание успеха как личного, так и группы, т. е. принадлежность к группе), самореализации, в двигательной активности. В игре с её условностью утверждение себя достичь легче, чем в реальной жизненной ситуации.
Требования к знаниям, умениям и навыкам в игре не столь жестокое как в учебной и трудовой деятельности на первое место выходят свободное творчество, оригинальность. Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение.
Игра – это имитация с различной степенью соответствия каких-либо действий человека, животных, явлений социальной и природной среды иразличным уровнем противоборства.
На основании вышесказанного игру можно представить формулой:
на фоне противоборства
Потенциальные возможности игровой деятельности по развитию детей как субъекта своей деятельности не в полной мере реализуются в практике работы спортивных педагогов. В учебных пособиях по теории и методике физической культуры указываются возможность работы в данном направлении, но отсутствуют конкретные научные исследования и практические рекомендации по формированию рефлексивного сознания в процессе занятий физической культурой.