Роль функциональной стратегии НИОКР возрастает в наукоемких отраслях. Каждое предприятие, которое пытается вести конкурентную борьбу и выпускать конкурентоспособную продукцию, должно иметь развитую систему научных исследований. В настоящее время разработка продукта, его совершенствование и модификация не могут осуществляться без должного обоснования. Основой таких разработок являются маркетинговые исследова-ния, которые "задают" требования потребителя к товару. Однако конечной формы продукт набирает в результате реализации функций исследований и разработок, а также подфункции – конструкторско-технологической подго-товки производства.
Стратегия НИОКР базируется на научно-технических прогнозах и формируется с учетом возможных изобретений и технологических прорывов в той или иной отрасли в тот период, на который разрабатывается стратегия. Поэтому при создании нового продукта необходимо определить взаимосвязь
"жизненных циклов" продукта, спроса на технологии, т.к. они в значительной мере влияют на длительность жизненного цикла всего предприятия.
|
|
Если используемая технология дает возможность изготавливать серию изделий, основным стратегическим ориентиром НИОКР будет создание серии изделий, основным стратегическим ориентиром НИОКР будет создание серии изделий на основе совершенствования существующей технологии. Следовате-льно, технология - это движущая сила развития предприятия, которое стано-вится "тем, что идет за технологией". Как только значения "первичной" технологии начинает уменьшаться (возможна ситуация, когда тиражируются устаревшие образцы, которые потеряли конкурентноспособность), предприятие должно быть готово перейти к другому технологическому способу произ-водства.
5.11. Изобразите схему, иллюстрирующую взаимосвязь "жизненных циклов" продукта и спроса на технологию.
Взаимосвязь "жизненных циклов" продукта и спроса на технологию можно представить в виде следующей схемы (рис. 6.2).
1
В5
А3 В4
В2 В3
А1 А2
В1
Рисунок 6.2 – Взаимосвязь «жизненных циклов» продуктов и время спроса на новую технологию
1 – жизненный цикл предприятия и спроса на продукцию при всех технологиях;
2 – жизненный цикл на продукцию, изготовленную по технологии 1;
3 – жизненный цикл на продукцию, изготовленную по технологии 2;
А1-А3 – жизненные циклы товаров, изготавливаемых по технологии 1;
В1-В5 - жизненные циклы товаров, изготавливаемых по технологии 2.