Оздоровительная физическая культура

Физкультурно-оздоровительная работа в школе проводится во внеурочное время (за исключением физкультминуток) и включает мероприятия, направленные на улучшение здоровья и физического развития учащихся. Формы оздоровительной физической культуры включают: физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня (утреннюю гигиеническую гимнастику, гимнастику до учебных занятий, физкультминутки на уроках, игры и физические упражнения на переменах); внеклассные формы занятий физическими упражнениями (занятия в кружках физической культуры и спортивных секциях); общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (спортивные соревнования, туристические походы и т.д.). Этот раздел физкультурной работы был подробно рассмотрен ранее (гл. 8, с. 81—83).

В оздоровительном летнем лагере (ОЛЛ) физическое воспитание играет особенно важную роль в обеспечении здорового и содержательного отдыха школьников. Особенности физического воспитания детей в оздоровительном летнем лагере (ОЛЛ) среди прочих заключаются в коротком периоде пребывания и разнообразном контингенте.

Полную ответственность за постановку физического воспитания в ОЛЛ несет начальник лагеря. От его заинтересованности в работе, знаний, опыта, разумного руководства и контроля зависит успех всей работы. Начальник лагеря осуществляет общее руководство и несет ответственность за организацию физического воспитания в ОЛЛ, осуществляет постоянный общий контроль над качеством проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий.

Педагог (инструктор) по физическому воспитанию обязан задолго до приезда первой смены определить и обследовать места для проведения зарядки, различных занятий, игр, массового купания и обучения плаванию; ознакомиться с количественным составом детей, распределением их по сменам, с наличием спортивного инвентаря и оборудования и при необходимости позаботиться об его изготовлении и приобретении. Он составляет план физкультурно-массовой работы и календарный план; согласовывает даты проведения различных мероприятий со старшим вожатым, готовит необходимую документацию: бланки протоколов соревнований по легкой атлетике, турниров по настольному теннису, шахматам, справки о выполнении разрядных норм; проводит с вожатыми семинарские занятия по планированию физкультурной работы, методике проведения утренней гимнастики, отрядных физкультурных занятий, разучиванию и судейству подвижных и спортивных игр, организации туристской работы.

В лагере инструктор по физической культуре:

· организует и проводит занятия в спортивных кружках (секциях), со сборными командами;

· организует проведение утренней гигиенической гимнастики;

· организует проведение общелагерных спортивно-массовых мероприятий, спортивные вечера и встречи с командами соседних лагерей;

· участвует в подготовке и проведении туристических походов.

Инструктор по плаванию:

· совместно с педагогом по физическому воспитанию участвует в проведении всех спортивных мероприятий;

· организует купание детей, занятия по обучению плаванию, изучению приемов спасения на воде и оказания первой помощи тонущим;

· организует соревнования по плаванию, готовит необходимый инвентарь.

В обязанности вожатого и воспитателя отряда входит:

· принимать непосредственное и активное участие в закаливании детей;

· проводить или организовывать с отрядом утреннюю гимнастику, физкультурные отрядные занятия и массовые физкультурные и спортивные мероприятия;

· отвечать за порядок и безопасность детей при купании, помогать им при обучении плаванию;

· участвовать с отрядом в массовых выступлениях, туристских походах.

К одним из основных документов в детском лагере отдыха относятся план работы по физвоспитанию и календарный план массовых физкультурных и спортивных мероприятий. Наряду с основными документами составляются и такие,каккалендарные отрядные планы, графики занятости площадок, занятий спортивных кружков и команд, поурочные планы обучения плаванию, план-сценарий спортивно-массовых мероприятий.

10.2. Коллективные формы занятий
оздоровительной физической культурой с детьми

Основными формами оздоровительной физической культуры в ОЛЛ являются утренняя гигиеническая гимнастика, закаливающие процедуры, плавание, спортивные и подвижные игры, туристические походы. Кроме них практикуются дополнительные формы — спортивные секции, соревнования, спартакиады, спортивные праздники и т.д.

Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) проводится ежедневно в течение 10—15 мин. Наибольший эффект достигается, когда УГГ проводится на открытом воздухе. Являясь дисциплинизирующим средством, она должна способствовать организованному началу дня. В целях закаливания организма УГГ следует проводить в трусах и майках. Комплекс составляется из 7—10 упражнений на крупные мышечные группы. Важен качественный зеркальный показ упражнений. Целесообразно выполнять упражнения под музыку, задающую ритм движений и создающую положительный эмоциональный фон.

Закаливающие процедуры, начатые в процессе выполнения УГГ (воздухом), продолжаются после нее. Они включают умывание, обливание, душ. В течение дня организованное закаливание осуществляется солнцем и водой (купание). При организации закаливающих процедур необходимо опираться на принципы систематичности, постепенности, последовательности, индивидуализации; выбирать разнообразные формы и активный двигательный режим; сочетать общие (обтирание, обливание, купание) и местные (умывание, полоскание горла, ходьба по мокрому песку и по колено в воде и т.п.) закаливающие процедуры.

Закаливание воздухом целесообразно проводить в процессе выполнения физических упражнений ежедневно. Не доводить до озноба. Полезны прогулки на свежем воздухе в легкой одежде, сон с открытым окном или форточкой.

Вода — более сильный раздражитель, чем воздух и обладает в 28 раз большей теплопроводностью. Под воздействием воды происходит сначала сужение сосудов кожи, а затем усиленная выработка тепла. Третья фаза — вторичный озноб — при проведении закаливания нежелательна.

Закаливание солнцем лучше всего проводить с 9 до 11 часов лежа (ногами в сторону солнца) или в движении. Начинать необходимо с 5—10 мин, доводить до 2—3 часов с 15-минутным отдыхом в тени после каждого часа.

Плавание и развлечения на воде — сильное закаливающее средство и одна из любимых форм оздоровительной физической культуры детей. Если плавание организуется в реке или озере, необходимо подготовить место. Оно должно быть чистым; дно — ровное, песчаное, без ям; выше по течению не должно быть выхода холодных ключей. Плавание проводится под руководством инструктора по плаванию или педагога по физическому воспитанию. Должны присутствовать медицинский работник, вожатые и воспитатель отряда. При организации плавания необходимо соблюдать следующие правила:

· допуск к плаванию только по разрешению врача;

· при занятиях на воде соблюдать дисциплину, вход и выход из воды разрешать только по команде, не допускать ложных криков "тону", самовольного выхода из воды, заплыва за ограждение;

· перекличка детей до и после купания.

Одно из любимых развлечений детей — игры на воде. Они выполняют важную воспитательную функцию, позволяют обучать и совершенствовать технику плавания, повышать эмоциональность занятия. Можно рекомендовать большое количество упражнений и игр в воде: "поплавок"; "петушиный бой" (по колено в воде); "кто быстрее"; "бой всадников"; "переправа"; "охотники и утки"; "мяч под водой"; ныряльщики"; "пятнашки в воде"; "борьба за мяч"; "водное поло"; "рыбаки и рыбки"; различные эстафеты и др.

В целях предупреждения несчастных случаев и оказания помощи пострадавшим необходимо:

· ознакомление детей с правилами поведения на воде;

· ежедневно проверять состояние дна в месте купания детей;

· иметь в наличии спасательный инвентарь (лодку, спасательный круг);

· внимательно следить за купающимися;

· руководитель должен уметь плавать.

Большое место в физкультурно-оздоровительной работе ОЛЛ занимают игры. Они позволяют одновременно воздействовать на моторную и психическую сферы детей. Кроме традиционных народных подвижных и спортивных игр большой популярностью пользуются военизированные игры типа "Зарницы", к которым нужна предварительная подготовка, связанная с приобретением навыков ориентирования, маскировки, выработки ряда физических качеств. Одним из интереснейших и важных мероприятий является общелагерная спартакиада, включающая большое количество игр.

10.3. Туризм в системе
физического воспитания детей

Туристские походы занимают значительное место в жизни оздоровительного лагеря, так как располагают большими воспитательными возможностями. Их реализация зависит от педагога, вожатого-руководителя. Работа по туризму создает благоприятную почву для воспитания трудовых и волевых навыков. В походе турист учится преодолевать препятствия, готовить пищу, рубить дрова, ставить палатку, ориентироваться на местности.

Поход должен преследовать точно оформленныезадачи. В обязанности руководителя похода входят разработка маршрута, изучение района путешествия, для чего он заранее производит личную разведку. При выборе маршрута следует принимать во внимание возраст, степень физической подготовки, природные и климатические условия района похода. В результате должна быть сделана съемка местности или схема маршрута.

Особое место в подготовке занимает тренировка в укладке рюкзака, разжигание костра, быстрой установке палаток, устройстве шалашей. Все это хорошо бы разучивать в игровой форме и в виде викторин. Эффективным средством подготовки к туристским походам являются соревнования по туристской полосе препятствий в отрядах между звеньями. Они могут проводиться на быстроту преодоления командой (звеном) всей полосы, состоящей из естественных и искусственных препятствий: бег "по кочкам"; переноска "пострадавшего", преодоление рва, ручья по бревну; подъем на склон при помощи веревки; ориентирование, установка палатки; разжигание костра и др.

За 2—3 дня до выхода устанавливается список участников похода. На каждые 12—15 человек выделяется руководитель (из числа взрослых). Распределяются другие обязанности — завхоз по снаряжению, заместитель руководителя по продовольствию, санитар, фотограф.

После того как на основании распоряжения начальника лагеря будут выписаны продукты, поварская группа составляет меню на все время похода. Зампрод и завхоз еще накануне выхода получают продукты, инвентарь, посуду (ведра, миски, кружки, ложки), распределяют их по рюкзакам и в другую удобную для переноски тару. Заметим, что все это должно быть завершено до вечерней линейки.

Руководитель группы назначается приказом начальника лагеря и несет ответственность за подготовку и успешное проведение похода (путешествия), за жизнь и здоровье его участников.

При разработке маршрута следует наметить пути движения группы, составить план-график маршрута (наметить места привалов, определить наиболее трудные места-препятствия, места для ночлега и купания), договориться (при необходимости) о ночлеге с экскурсионным учреждением, с детским лагерем отдыха по пути следования, о товарищеской встрече, питании или о других мероприятиях.

Если группа выходит утром с намерением вернуться к вечеру, то маршрут для участников средней подготовленности может быть от 10 до 16 км. Если планируется двухдневный поход, то место бивуака целесообразно выбирать в 5—7 км от начала маршрута. На второй день похода можно планировать 14—20 км. После выбора маршрута изучаются его особенности: рельеф местности, ближайшие населенные пункты, наличие дорог и троп, естественные препятствия, лес, реки, достопримечательности, исторические памятники, музеи. Определяются возможности подъезда к началу маршрута и отъезда по его окончании.

Основная форма походного строя туристов — в колонну по одному. Впереди идет руководитель, за ним наиболее слабые участники. Один из опрятных туристов назначается замыкающим. Замыкающий никого не должен оставлять позади себя. Дистанция между участниками должна быть 1,5—2 метра. Первый привал рекомендуется сделать через 10—15 минут после начала движения для подгонки (при необходимости) снаряжения и обуви. В дальнейшем привалы на 10 мин рекомендуется делать через каждые 45—50 мин движения. Места для них выбираются в сухом живописном месте в тени. Рюкзаки снимаются, дается несколько упражнений для рук, плечевого пояса и туловища. Участники садятся или ложатся так, чтобы ноги были повыше (на рюкзаке или пне). Средняя скорость движения в пешем походе составляет 3—4 км/час, т.е. на прохождение одного километра группа затрачивает 15—20 мин. В то же время скорость движения зависит от рельефа местности, погодных условий и подготовленности группы. Вес переносимого груза может быть от 5—7 кг (девочки 10—12 лет) до 12—16 кг (мальчики 12—15 лет). Если вес груза (грузового снаряжения) намного больше рекомендуемого, то его следует доставить на определенные участки маршрута заранее.

Факторы опасности в путешествии могут быть стихийными, не поддающимися прогнозу (гроза, землетрясение, обвал и т.п.), но чаще всего это — ухудшение погоды, некачественный туристский инвентарь и снаряжение.

В походе нужно строго придерживаться установленного распорядка дня: запрещать подолгу задерживаться у костра в вечернее время; производить отбой в 22—24 ч, а подъем — в 6—8 ч в зависимости от предстоящей работы. В ночное время устанавливается поочередное дежурство. Регламент такой: по 2 человека по 2—3 ч, обязательно со взрослыми. Но, если путь обратный недалек, можно разрешить, а лучше возглавить вечернее песнопение у костра, доставляющее ребятам много радости и удовольствия.

Прежде чем уйти с привала, вся группа тщательно убирает территорию. Мусор сжигается, а костер заливается водой. Руководитель и командиры проверяют проделанную работу и не забыто ли что-либо.

Выбор пути, порядок движения и меры предосторожности:

1. Выбирая маршрут, нужно избегать больших открытых участков. Лучшей дорогой будет тропинка. По шоссе необходимо двигаться по обочине с левой стороны навстречу идущему транспорту.

2. Большую опасность представляет переправа через реку. Переправляться можно на лодках и на пароме, но избегая переправы вброд. Категорически запрещается переправляться вплавь.

3. Во время грозы в поле не надо бежать, а лучше найти укрытие в сухой яме, канаве, отнести все металлические предметы на несколько метров, лечь и укрыться плащом. В лесу не следует прятаться под высокие деревья. Особенно опасны отдельно стоящие дуб, тополь, ель, сосна (в березу и клен молнии ударяют редко).

4. В пути следить за уставшим участником, заботиться и помогать ему.

5. Придерживаться утвержденного маршрута и плана похода, не допуская отклонений от них без уважительных причин.

6. Строго придерживаться установленных правил купания детей. Руководитель лично проверяет место купания и во время купания неотлучно находится с ребятами.

7. Соблюдать санитарно-гигиенические правила. Не разрешать пить не кипяченую воду (за исключением проверенных колодцев и родников). Разъяснять участникам, что чрезмерное питье вызывает обильное потоотделение, выделение солей, а это в свою очередь вызывает утомление. Тщательно проверять качество употребляемых в пищу продуктов (мясо, колбаса, рыба, консервы, грибы). Не допускать приготовления пищи в оцинкованной посуде (ведра, бидоны должны быть обливные, алюминиевые).

8. Не разрешать двигаться с непокрытой головой, без рубашки во избежание солнечных и тепловых ударов. Немедленно оказывать первую помощь заболевшим и пострадавшим, а в случае необходимости обращаться к врачу ближайшего населенного пункта.

9. Турист никогда ничего не делает в одиночку. Не допускайте отставания от группы и самовольной отлучки.

10. Из заранее установленных пунктов уведомлять ОЛЛ (школу) о ходе похода и состоянии участников. Однако не всегда это удается сделать. Тогда следует договориться о прибытии в условленное время и место кого-либо из лагеря на лагерной автомашине.

11. Руководитель обязан обеспечить сохранность имущества и собранных материалов.

Указания руководителю
по организации купания учащихся в походе

1. Купание в туристском походе и в лагере является одним из наиболее ответственных моментов и требует от руководителя группы серьезного к нему отношения. В походе купание преследует только гигиенические и оздоровительные, а не спортивные цели.

2. Во всех случаях, когда специально оборудованных пляжей нет, руководитель обязан лично проверить глубину и безопасность места, выбранного для купания (отсутствие старых свай, камней и др.).

3. Глубина места купания при скорости течения не свыше 0,5 м/с должна быть не больше 1,5 м.

4. При промере глубины места купания нельзя ограничиваться прохождением по прямой от берега — нужно несколько раз пройти выбранный участок по всем направлениям. Границы купания необходимо показать всем купающимся. Температура воды при купании должна быть не ниже 18°С.

5. Если туристская группа имеет свои лодки, она должна патрулировать участок, отведенный для купания.

6. Каждое купание проводится с разрешения руководителя группы и только в его присутствии. Для наблюдения и своевременного оказания помощи один из руководителей должен находиться на берегу. Если в группе имеются пловцы-разрядники, следует привлечь их к дежурству в помощь руководителю, но нельзя им перепоручать руководство купанием.

7. Одновременно могут купаться не более 8 человек и не свыше 10 мин.

8. Во время купания не допускать криков. Объяснять участникам, что крик есть сигнал о помощи.

9. Категорически запрещается: а) купание с лодки, ныряние в воду с мостиков, лодок, обрывистого берега, а также купание в сумерки и в ночное время; б) купание после принятия пищи в течение 1,5 ч.

10. Во всех случаях, когда специально оборудованных пляжей нет, места купания должны располагаться вне мест спуска канализационных вод, ливнестоков и других источников загрязнения вод.

11. Категорически запрещается купание в водоеме вблизи гидротехнических сооружений, плотин, шлюзов, дамб.

В условленное время в лагере встречают отряд, пришедший из похода. Это неплохая традиция. Следуют рапорт начальнику лагеря и поздравления с возвращением.

По возвращении из похода подводятся итоги: в последующие 1—2 дня организуется обработка материалов похода, выпускаются стенгазета, фотомонтаж, готовится отчет о походе.

Для детей в возрасте 8—9 лет проводятся прогулки и экскурсии на расстояние 5—7 км в оба конца.


Список рекомендуемой литературы

Булич, Э.Г. Секреты молодости / Э.Г. Булич. — М., 1989.

Виленский, М.Я. Физическая культура в научной организации учебного труда студентов: Учеб. пособие / М.Я. Виленский. —М.: Прометей, 1993.

Виноградов, П.А. Основы физической культуры и здорового образа жизни: Учеб. пособие / П.А. Виноградов, А.П. Душанин, В.И. Жолдак. — М., 1996.

Голощапов, Б.Р. История физической культуры и спорта /
Б.Р. Голощапов. — М., 2001.

Дубровский, В.И. Спортивная медицина / В.И. Дубровский — М., 1998.

Зимкин, Н.В. Физиология человека / Под ред. Н.В. Зимкина. — М., 1975.

Ильинич, В.И. Физическая культура студента / Под ред.
В.И. Ильинич. — М., 2001.

Кофман, Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофман. — М., 1998.

Коц, Я.М. Физиология мышечной деятельности / Под ред. Я.М. Коц. — М., 1982.

Лаптев, А.П. Гигиена массового спорта / А.П. Лаптев. — М., 1984.

Лаптев, А.II. Гигиена физической культуры и спорта / А.II.Лаптев, А. А. Минх. — М., 1979.

Масляков, В.А. Массовая физическая культура в вузе /В.А.Масляков; Под ред. В.С. Матяжова. — М., 1991.

Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев— М., 1991.

Платонов, В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В.Н. Платонов. — М., 1986.

Попов, С.Н. Спортивная медицина, лечебная физическая культура и массаж / Под ред. С.Н. Попов. — М., 1985.

Смирнов, В.М. Физиология физического воспитания и спорта. / В.М. Смирнов, В.И. Дубровский. — М., 2002.

Столбов, В.В. История физической культуры / В.В. Столбов. — М., 1989.

Тимушкин, А.В. Здоровье и физическая культура студента / А.В. Тимушкин. — Балашов, 2002.

Ульянов, В.И. Физическая культура / В.И.Ульянов, Ю.Н.Комаров, Л.В.Голиков и др. — Пятигорск, 1999.

Фомин, Н.А. Физиологические основы двигательной активности / Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов. — М., 1991.

Холодов, Ж.К., Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К.Холодов, В.С. Кузнецов. — М., 2001.

Царик, А.В. О культуре физической и духовной / А.В. Царик. — М., 1989.


Учебное издание


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: