double arrow

Искусство палеолита: периодизация, общая характеристика

Значительнаячасть памятников, относящихся к истории верхнего палеолита, сосредоточена на территории Пиренеев, они принадлежат преимущественно Франции и Испании. Именно здесь археологами были обнаружены крупные комплексы наскальных изображений – так называемое пещерное искусство. Благодаря оптимальным атмосферно-температурным условиям карстовых пещер в них достаточно хорошо сохранились наскальные гравюры и росписи, возраст которых исчисляется тысячелетиями. За пределами данного района такие находки встречаются крайне редко (Капова пещера на Урале). Более широкий ареал распространения имеют произведения малых форм: мелкая пластика, гравировка на кости и камне, а так же орудия труда, которые встречаются на территории Центральной, Западной и Южной Европы, России, Украины.

Едва ли не самыми древними памятниками первобытного искусства являются, так называемые, «палеолитические Венеры» - небольшие статуэтки, изображающие женскую фигуру. В исполнении статуэток обращает на себя внимание соединение черт схематизма и натурализма, а так же подчеркнутая гиперболизация форм. Наиболее характерным памятником является, найденная на территории Австрии Венера из Виллиндорфа. Одного взгляда на эту статуэтку достаточно, чтобы понять, что название «Венера» имеет иронический смысл – пропорции изображенной женской фигуры далеки как от классических образцов, так и от современных идеалов. Создавая статуэтку, первобытный мастер старался увеличить и подчеркнуть те части тела, которые указывают на главную особенность женщины – способность производить потомство. При этом плотные компактные формы статуэтки придают ей своеобразную монументальность, а мягкая обработка поверхности создает то особое ощущение «тактильной привлекательности», которое отличает лучшие образцы мелкой пластики.

Несмотря на конкретность, даже карикатурность форм, виллендорфскую статуэтку нельзя отнести к жанру портрета – ее автор явно проигнорировал задачу индивидуального сходства. Вместо черт лица голова статуэтки украшена горизонтальными полосками. Можно было бы объяснить эту странность неумелостью первобытного художника, однако, отмеченное нами выше мастерство в передаче формы, в достижении выразительности исключает такое объяснение. Остается предположить, что и странная «шишкообразная» голова и тоненькие муравьиные ручки «Венеры» - результат определенной сознательной установки, умышленный прием, продиктованный внутренней идеей произведения. Одно из возможных объяснений состоит в том, что стертость, непроявленность одних частей позволяет выявить другие, более важные с точки зрения общего замысла. Как уже было отмечено, гипертрофированные формы тела всячески подчеркивают указывают прежде всего на способность женщины производить потомство, безликость же изображения придает этой черте характер отвлеченности, обобщения, абстракции. Палеолитический художник не столько изображал женщину «как таковую», сколько использовал формы женского тела для создания обобщенного образа производящего начала природы, некого всеобщего женского материнского божества.

По точному наблюдению В. Б. Мириманова, основными темами первобытного искусства были женщина и зверь. И если тема женского начала была выражена главным образом в мелкой пластике, то изображение животных составляет главное содержание наскальных изображений.

В развитие пещерного искусства историки и искусствоведы так же выделяют три основных периода, названия которых происходят от названий мест наиболее характерных находок:

1. Ориньяк–перигор (30 000-25 000 лет до н. э.)

2. Солютре (25 000 – 15 000 лет до н. э.)

3. Мадлен (15 000 – 10 000 лет до н. э.)

Первый из перечисленных периодов заключает в себе процесс становления наскальной живописи – от схематических и орнаментальных композиций до фигуративных изображений. Уже на этом этапе животные становятся главной темой творчества первобытных охотников: быки, лошади, антилопы изображаются преимущественно темным контуром в профильном развороте. При этом животные, как правило вполне «узнаваемы», пропорции слегка утрированы, позы статичны.

Для периода Солютре характерно использование техники рельефа. И в рельефах и в живописных изображениях умело используются выпуклости и неровности сводов и стен пещер, напоминающие своими очертаниями фигуру или части тела животного Можно сказать, что человек на этом этапе выступает в творческом содружестве с природой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: