Искусство мезолита и неолита

В эпоху мезолита происходит смена климатических условий, а вместе с ними меняется образ жизни и характер деятельности первобытного человека. В этот промежуточный период старые культурные традиции уходят в прошлое, а новые находятся в стадии формирования. Вероятно, в связи с этим наследие мезолитической эпохи оказывается менее богатым и разнообразным.

Мезолитическая наскальная живопись, сохранившаяся на юго-востоке Иберийского полуострова, представляет собою едва ли не единственный памятник такого рода. Главная тема иберийских фресок – сцены охоты. Развернутые композиции изобилуют человеческими фигурами; люди и животные связаны единым динамичным действием. В то же время, завоевание композиции и сюжета обернулось и некоторыми потерями – из живописи практически уходит объем, изображения уплощаются, схематизируются. Фигуры охотников, наделенные большой экспрессией, остаются условными и схематичными – художник стремился не столько показать движение, сколько выразить его идею. Эстетическое требование единства стиля заставляет первобытных мастеров скорректировать образы животных в сторону большей стилизации. Различие в степени проработанности между фигурами людей и животных сохраняется, но оно уже не столь заметно, как в произведениях предшествующей эпохи.

Близким по стилистике к испанским фрескам является искусство Северной Африки. Особый интерес представляет живописный ансамбль, сохранившийся на плато Тассили в Сахаре. Композиции, датируемые 6-м и 5-м тысячелетиями, так же изображают сцены охоты. Оригинальным сюжетным направлением, характерным для искусства Африки, является изображение ритуальных сцен и действий, что говорит о процессе постепенного размежевания живописи и магизма. Около 4-го тысячелетия до н. э. охотничьи сцены сменяются сценами пастушеской жизни – композиции становятся менее динамичными и более проработанными. Напряжение, существовавшее ранее между человеком и зверем сглаживается, мирное сосуществование приходит на смену конфронтации. Меняется и образ человека – лица пастухов не скрыты масками, как лица колдунов, их движения спокойны и естественны.

Пережив неожиданный блестящий расцвет, живопись африканских пастухов встает на путь упрощения и ко 2-му тысячелетию до н. э. стиль ее становится схематическим.

Этот неожиданный поворот характерен в целом для развития позднемезолитического искусства – с переходом от присваивающего к производящему хозяйству меняются представления человека о господствующих в мире силах, складываются новые верования и культы, требующие для своего выражения иного художественного языка. Древние тотемические представления отодвигаются на задний план, на смену им приходит поклонение силам природы, поскольку жизнь и благополучие земледельцев зависит от «расположенности» к ним стихий. Ветер, река, солнце, земля становятся главными мотивами орнаментального искусства, претворяясь в сложные сочетания кругов и линий, спиралей и зигзагов. Развитие орнамента в эпоху неолита совпало с широким распространением керамики – мягкая поверхность глины покрывалась узорами. Можно с большой вероятностью предположить, что орнамент украшал не только утварь, но и одежду людей того времени, образцы которой не сохранились. Особой изысканностью и разнообразием отличается Трипольская керамика, обнаруженная на территории Украины и Молдавии. Помимо разнообразной по форме и орнаментики посуды в районах культуры обнаружены глиняные статуэтки чаще всего изображающие жескую фигуру. Распространенным сюжетом являлось так же изображение женщины с младенцем, что свидетельствует о распространенности женского культа, связанного с продолжением рода и плодородием.

К эпохе неолита относятся памятники мегалитической архитектуры – древнейшие из дошедших до нас каменных сооружений. По своему назначению мегалитические объекты, по всей видимости, относятся к культовому зодчеству, хотя, говорить о назначении некоторых из них достаточно сложно. Простейшим мегалитическим сооружением является менгир – вертикально поставленная неотесанная глыба, каменный столб неправильной формы. Иногда эти столбы, вес которых достигает порою трех тонн, образуют целые аллеи, иногда стоят особняком. Более сложную конструкцию представляет собой дольмен – образец простейшей стоечно-балочной конструкции: два каменных столба, соединенные перекладиной. Настоящей вершиной первобытного зодчества являются кромлехи – круги или, скорее, кольца, составленные из стоечно-балочных элементов. Наиболее известным сооружением этого типа является Стоунхендж (II тысячелетие до н. э.) – грандиозный мегалитический комплекс, расположенный недалеко от города Солсбери в Англии. На его сооружение ушло 120 каменных глыб весом до семи тонн каждая, диаметр кромлеха составляет тридцать метров. До сих пор остается загадкой – каким образом далеким предкам британцев удалось доставить эти огромные камни с ближайших гор, находящихся на расстоянии двухсот восьмидесяти километров от Стоунхенджа. Стоунхедж не был ни жилищем не укрытием, он не имел практического назначения, большинство историков связывают его, как и другие кромлехи, с солярным культом. И мегалитическая архитектура и грандиозные пещерные росписи, созданные в тяжелейших условиях оледенения, заставляют нас почувствовать сколь значимыми и существенными были для первобытного человека духовные потребности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: