Сообщение об ошибках

Ни один пользователь не может долго и продуктивно работать с системой, которая его огорчает и обижает. Тем не менее, такие «скандальные» системы являются нормой. Виной тому сообщения об ошибках.

Большинство сообщений об ошибках в действительности не являются собственно сообщениями об ошибках. На самом деле они показывают пользователю, что система, которой он пользуется, несовершенна, а именно:

· недостаточно гибка, чтобы приспособиться к его действиям. В действительности множество действий пользователя направлены не на то, чтобы сделать так, а не иначе, а на то, чтобы сделать примерно так, как хочется. Пользователю часто нет дела, можно добиться точного результата или нет. Показывать ему в таких случаях диалог об ошибке глупо, поскольку пользователю не нужно ничего знать. Ему нужен результат.

· недостаточно умна, чтобы показать ему его возможные границы действия. Во многих случаях пользователь совершает действия, которые воспринимаются программой как неправильные, не потому, что он дурак, но потому, что система не показала ему границ возможного действия. Все такие сообщения порочны, поскольку их можно было бы избежать, просто блокировав возможность совершения некорректных действий или показав пользователю их некорректность до совершения действия.

· самоуверенна и считает, что пользователь дурак, которым можно и нужно помыкать. Нормой также являются случаи, когда система пытается выставить дело так, как будто пользователь неправ, а система, наоборот, есть воплощение безошибочности и правоты. В действительности не пользователь сделан для системы, но система для пользователя. Таким образом, как-либо ущемлять пользователя неправильно.

Суммируя, можно сказать, что почти любое сообщение об ошибке есть признак того, что система спроектирована плохо. Всегда можно сделать так, чтобы показывать сообщение было бы не нужно.

Таким образом, почти все сообщения об ошибках должны быть удалены. Разумеется, речь идет не о том, чтобы просто выкинуть куски кода из программы, а о том, что системы изначально надо проектировать так, чтобы в них отсутствовала необходимость в таких сообщениях. Невозможно полноценно работать с системой, которая по нескольку раз за день тебя ругает.

Механизмы, которые уменьшают вероятность возникновения ошибочных ситуаций уже обсуждались, но избежать ошибочных ситуаций стопроцентно не возможно. Типичные примеры подобных ситуаций: файл, находящийся на сетевом сервере более не доступен; попытка записи на диск, доступный только для чтения; недостаток нужных для работы программы компонентов, и т.д. Каким должно быть сообщение об ошибке в этом случае? Идеальное сообщение об ошибке должно отвечать всего на три вопроса:

1. В чем заключается проблема?

2. Как исправить эту проблему сейчас?

3. Как сделать так, чтобы проблема не повторилась?

При этом отвечать на эти вопросы нужно возможно более вежливым и понятным пользователям языком и делать текст сообщения возможно более коротким.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: