Краткая история развития судебного почерковедения

В практике расследования и судебного рассмотрения уголовных дел нередко возникает необходимость в производстве криминалистического исследования рукописных записей и подписей. Целью такого исследования, как правило, является установление исполнителя рукописи либо подписи. Заключения почерковедческой экспертизы является важным источником доказательств не только по уголовным, но и по гражданским, арбитражныи, и административным делам.

Судебное почерковедение имеет свою довольно длительную историю. Использование экспертизы документов, в том числе и почерка, можно проследить уже в античном Риме, где римский диктатор Сулла (I в. до н. э.) издал специальный закон Корнелия для уголовно-правовой защиты письменных завещаний и других документов от подлога. Во время правления византийского императора Юстиниана (V–VI вв. н. э.) судебные споры о подлинности документов стали обычным явлением, и уже в VI в. н. э. графическая экспертиза производилась по определенным правилам. Достаточно широко в то время применялось сравнительное исследование письменных источников, где в качестве образцов для сравнения использовались или публично оформленные документы, или те, которые представлялись в суде самой противной стороной, или документы, хранящиеся в публичных архивах.

В 1604 г. в Париже вышел первый печатный труд Франсуа Демеля, посвященный судебному исследованию документов, под названием «Советы по распознаванию поддельных рукописей и сравнению почерков и подписей для того, чтобы уметь видеть и обнаруживать всякие подделки; с подробным и полным объяснением искусства письма; о том, как распознавать и расшифровывать скрытые и тайные письмена». В XVII в. в Париже вышла книга по криминалистическому исследованию документов, написанная Жаком Равено – одним из членов корпорации экспертов-письмоведов. В книге автор предостерегал от суждения о почерке по первому впечатлению и давал другие рекомендации по экспертизе. В России уже в XV веке сравнение рукописей использовалось как способ удостоверения подлинности документов.

Естественно, нельзя говорить о судебном почерковедении как о специальной отрасли знаний до того, как появилась криминалистика. Экспертизу почерка прово­дили некомпетентные, нередко случайные лица. В лучшем случае на основе опыта и наблюдений задачу установления исполнителя по почерку пытались решать учителя чистописания, художники, а иногда просто грамотные люди. Так, в России в Своде законов 1857 г. было записано: «Рассмотрение и сличение почерков про­изводится назначенными судом, сведущими в том языке, на коем написаны и подписаны сличаемые документы, достойными веры людьми, не отведенными ни которым из тяжущихся, когда можно секретарями присутственных мест, учителями чистописания или другими преподавателями из находящихся в том месте или по­близости учебных заведений и вообще лицами, которые по за­ключению надлежащих присутственных мест, могут в сем случае быть признаны сведущими».

Формирование судебного почерковедения за рубежом связано с именами и работами таких криминалистов, как А. Бертильон, Э. Локар, С. Оттоленги, А. Осборн и др. Некоторые из них были ос­нователями определенных научных направлений в судебно-почерковедческой экспертизе, в частности – Альфонс Бертильон (1853–1914) – приметоописательного. Значительный вклад в развитие судебного почерковедения внес известный французский криминалист и судебный медик, основатель Лионской криминалистической лаборатории Эдмон Локар (1877-1966). Он теоретически обосновал и практически разработал графометрический метод исследования почерка.

Неоценим вклад в судебное почерковедение отечественных ученых. Один из первопроходцев российской криминалистики, «отец судебной фотографии», создатель первого в мире судебно-экспертного учреждения Евгений Федорович Буринский (1849-1912) заложил основы судебного почерковедения в России. Ему же принадлежит и наименование данной отрасли знаний – «судебное почерковедение». Он первым перекинул мостик между знаниями о почерке как объекте судебной экспертизы и данными естественных наук. Обобщая и систематизируя данные других наук, имеющие значение для изучения письма и почерка, Е.Ф. Буринский опирался главным образом на положения медицины, особенно психиатрии, психологии, физиологии, анатомии, обра­щая внимание на врачебно-диагностическое значение почерка, им использовались и работы по школьной гигиене. Впервые для целей судебного почерковедения он изложил сведения о меха­низме письма, рассмотрел патологические изменения в этом ме­ханизме и их отображение в рукописях.

Профессор Потапов Сергей Михайлович (1873-1957) – один из основателей отечественной криминалистики, инициатор создания теории криминалистической идентифи­кации – успешно развивал материалистическое направление криминалис­тического исследования письма, основанное, в свою очередь, на учении академика И.П. Павлова о динамическом стереотипе.

Значительным достижением отечественных специалистов стала подготовка и издание крупного монографического труда, посвященного рассматриваемой проблеме, «Судебно-почерковедческая экспертиза» под редакцией Е.Д. Добровольской, А.И. Манцветовой, В.Ф Орловой (1971).

Интенсивная научная разработка проблем криминалистического иссле­дования письма продолжается, о чем свидетельствуют работы отечественных криминалистов последних лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: