Частные признаки письменной речи

Для каждого человека (автора, исполнителя) частные признаки качественно различны. Проявляются они в рукописях разных людей в виде устойчивых лексических и грамматических ошибок.

К лексическим ошибкам относятся: неверное употребление слов в силу непонимания их значения; повторение одних и тех же слов вследствие бедности словарного запаса; употребление лишних, равнозначных, не уточняющих смысла слов (свободная вакансия, прейскурант); неправильное использование фразеологизмов (играет большое значение, имеет роль и др.).

К грамматическим ошибкам относятся: неправильное употребление, смешение различных глагольных форм; неправильное употребление местоимений, приводящее к двусмысленному толкованию предложения; неправильное употребление деепричастного оборота, предлогов, союзов; смешение форм прямой и косвенной речи; пропуск слов и словосочетаний; неправильный порядок слов в предложении. Следует обращать внимание на однородные орфографические ошибки при написании одинаковых и различных слов, а также на повторяющиеся пунктуационные ошибки.

Отмеченные признаки письменной речи отличаются устойчивостью и поэтому имеют определенное идентификационное значение для установления исполнителя (автора) исследуемой рукописи.

Наибольшую идентификационную ценность представляют признаки, информирующие исследователя о так называемой авторской лексике. К ним относятся: употребление определенных фразеологизмов, профессионализ­мов, диалектизмов, жаргонных слов, слов-паразитов, вульгаризмов, архаизмов, историзмов и т.д. Определенное идентификационное значение для установления исполнителя (автора) текста имеют и такие частные признаки письменной речи, как навыки человека в акцентировании определенных слов и предложений, навыки в использовании символов, сокращений, аббревиатур, исправлений, вставок, правок.

Умышленное искажение признаков письменной речи, в особенности частных признаков, присущих определенной личности, представляет значительное затруднение, так как оно предполагает сознательное изменение динамического стереотипа, навыков, образовавшихся у человека в процессе его жизни и деятельности.

При наличии большого по объему почеркового материала исследование всегда начинается с изучения признаков письменной речи. Они играют определенную дополнительную роль при экспертном почерковедческом исследовании для решения вопроса о наличии или отсутствии тождества. Особое значение приобретают эти признаки, когда исследуются рукописи, выполненные заведомо измененным почерком. Исследование признаков письменной речи помогает в решении неидентификационных вопросов: установлении физического и психического состояния писавшего, определении его возраста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: