Рынок – среда существования предпринимателей

Если в стране нет рынка, то не может быть и предпринимательства, поскольку предприниматели самых разнообразных типов, видов, форм являются необходимыми субъектами рынка наряду с отдельными индивидами, домохозяйствами, государством и муниципалитетами.

Современный рынок представляет собой организованную и относительно сбалансированную систему, обеспечивающую предпринимателям свободу при выборе производимых товаров и услуг, а также способов их производства и продажи. Покупателям рынок гарантирует их независимость при выборе товаров и услуг и их приобретении. При наличии рынка никто не может административными мерами заставить предпринимателя производить какие-то конкретные товары, а покупателя – их приобретать. Рынок представляет собой сообщество самостоятельных и независимых хозяйствующих субъектов, которые взаимодействуют между собой по поводу того, кому, чего и сколько производить, продавать и покупать. Все эти процессы осуществляются посредством рынка, а точнее действующих на нём рыночных механизмов.

Абсолютно свободного рынка нет ни в одной стране, так как такой рынок достаточно быстро истощает все ресурсы страны и загоняет экономику в тупик. Нормально развитый рынок обязательно регулируется государством через целый комплекс законов и нормативных актов. Благодаря этому к потребителям не попадают вредные и опасные товары, не истощаются какие-либо важные ресурсы, население, государственные и муниципальные органы обеспечиваются нужными товарами и услугами в нужном количестве и нужного качества. Но самое главное, что законодательно поддерживается во всех государствах с рыночной экономикой – это конкуренция.

Конкуренция – это состязательность хозяйствующих субъектов в условиях, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности друг друга односторонне воздействовать на условия обращения товаров на рынке. Отсутствие конкуренции приводит к монополизации, которая чаще всего проявляется в том, что с рынка выдавливаются определённые категории предпринимателей (как правило, малые и средние) и группы товаров (как правило, самые дешёвые и местного производства). Обычно это достигается за счёт сговора крупных производителей, которые могут себе позволить снижать цены на некоторые товары ниже уровня рентабельности (демпинг), что совершенно недопустимо для малых и средних. Затем после ухода малых и средних предпринимателей с рынка крупные производители поднимают цены на свои товары и не только компенсируют все убытки, понесённые в результате конкурентной борьбы, но и получают сверхприбыли.

Поэтому законодательство в экономически развитых странах обычно жёстко регулирует все действия, приводящие к недобросовестной конкуренции на рынке и, тем более, к монополизму. Как правило, антимонопольное законодательство в таких странах очень развито и предусматривает очень жёсткие санкции вплоть до принудительной продажи отдельных предприятий или их ликвидации по решению суда. В качестве примера можно рассмотреть Соединённые Штаты Америки – самую рыночную страну мира, где собственно антимонопольный закон имеет объём в 17 страниц текста, а различные приложения, разъясняющие его применение в конкретных случаях, превышают 3000 страниц. Благодаря этому США имеют весьма совершенный рынок и являются экономически самой развитой страной мира.

Современные рынки очень разнообразны. Их принято классифицировать по:

· экономическому предназначению объектов рыночных отношений (рынки потребительские, сырьевые, полуфабрикатов, рынки труда, рынки ценных бумаг, информации и т.п.);

· географическому положению (американский рынок, африканский, российский, китайский…, рынок национальный, региональный, местный и т.д.);

· степени ограничения конкуренции (монополистический, олигополистический, монопсонический, свободный);

· обслуживаемым отраслям (рынок металлов, золота, нефти, автомобилей, зерна, леса, текстиля и т.п.);

· характеру продаж (розничный, оптовый, мелкооптовый, партионный и т.п.).

Наряду с положительными моментами рынок имеет достаточно много недостатков:

· не способствует сохранению невосполнимых ресурсов;

· не защищает окружающую среду;

· не регулирует потребление ресурсов, находящихся в общем пользовании (вода, дороги, кислород воздуха и т.п.);

· не стимулирует производство социально значимых товаров и товаров общего пользования;

· не гарантирует права граждан на труд и доходы;

· не стимулирует развитие фундаментальных направлений в науке;

· не стабилен, то есть подвержен взлётам и падениям в объёмах потребления отдельных товаров и т.д.

Компенсирование перечисленных недостатков требует обязательного вмешательства государства.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какими особенностями обладает предпринимательская среда?

2. Какое место в предпринимательской среде занимает экономическая свобода?

3. Состав внешней предпринимательской среды?

4. Состав внутренней предпринимательской среды?

5. Место рынка в предпринимательской среде?

6. Место конкуренции в предпринимательской среде?

Задания для самостоятельной проработки:

1. Правовые особенности предпринимательской среды.

2. Особенности внешней предпринимательской среды Южного Урала.

3. Особенности внутренней предпринимательской среды Южного Урала.

4. Особенности рынка (выбрать конкретную отрасль) Южного Урала.




double arrow
Сейчас читают про: