double arrow

Тема 1.2. Факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки: исторический очерк

Основные понятия: спорные вопросы теорий развития: природа или воспитание, непрерывность или скачкообразность, организм или механизм.

Природа или воспитание – это краткая формулировка вопроса о том, какие факторы – связанные с наследственностью или связанные с внешней средой – играют определяющую роль в развитии. Отдавая приоритет природе, основной детерминантой развития признается наследственность. С другой стороны, теоретики, которые подчеркивают значение воспитания, рассматривают факторы внешней среды (такие, как поведение матери, теснота жилья, скученность, температура или культурные факторы) в качестве главных элементов, лежащих в основе формирования поведения. Теоретики, признающие приоритет природы, и ученые, считающие основной детерминантой развития воспитание, наблюдая одну и ту же форму поведения, совершенно различно описывают процессы, которые привели к ее развитию. Например, ученый, подчеркивающий значение наследственности и биологических факторов как детерминант поведения, может объяснить то, что дошкольник придумывает себе воображаемых друзей, уровнем развития его мозга и когнитивной незрелостью. Ученый, подчеркивающий значение воспитания, может назвать в качестве причины такого поведения средовые факторы – например изоляцию, недостаток чуткости со стороны родителей или отсутствие братьев и сестер.

Еще одним принципиально важным для исследователей развития является вопрос о том, как происходит этот процесс – непрерывно или скачкообразно. Происходит ли развитие таким образом, что различные формы поведения постепенно наслаиваются друг на друга, накапливаясь количественно? Или же развитие имеет ступенчатый характер, причем каждый его этап отражает появление различных форм поведения, отличающихся друг от друга качественно? Сторонники теорий научения, как мы увидим из этой главы, придерживаются концепции непрерывного развития, в то время как сторонники теорий стадиального развития, такие как Ж. Пиаже и З. Фрейд, считают, что наиболее значимые разрывы в развитии указывают на появление новых способностей или форм поведения.

Вопрос о том, является человек по своей природе организмом или механизмом, – как и два предыдущих, философского происхождения. Сторонники организменного подхода считают людей активными, принимающими полноценное участие в процессе развития. Индивиды взаимодействуют с другими индивидами, участвуют в событиях и в процессе этого изменяются. Они, в свою очередь, также воздействуют на объекты и события и изменяют их. Сторонники организменного подхода, изучающие познание (например, Ж. Пиаже), считают, что в процессе получения информации изменяемся и мы сами. Этот процесс делает нас способными действовать более компетентно при последующих информационных обменах. С по­зиций механистического подхода люди описываются как существа, пассивно реагирующие на события внешней среды, внутренние влечения или мотивацию. Эту точку зрения наиболее четко выражают бихевиористы, считающие, что поведением людей управляют поощрения или наказания.

План практического занятия

1. Психологические исследования детства в парадигме «ребенок – предмет» (К. Бюлер, Ст. Холл, В. Штерн, К. Коффка, А. Гезелл и др.).

2. Психологические исследования детства в парадигме «ребенок –взрослый» (М. Клейн, А. Фрейд, З. Фрейд, А. Валлон и др.).

3. Психологические исследования детства в парадигме «ребенок –общество» (Ф. Ариес, М. Мид, Э. Эриксон и др.)

План лабораторного занятия

1. Тестовый контроль по основным понятиям темы.

2. Учебная дискуссия на тему «Спорные вопросы теорий развития»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: