Тема 1.3. Категория развития: теории психического развития; источники, движущие силы и условия психического развития; механизмы развития личности

Основные понятия: развитие психики, развитие в онтогенезе, области развития, процессы развития, теории развития, движущие силы, источники развития, условия психического развития, механизмы развития личности.

Развитие психики (англ. development of mind) – последовательные, прогрессирующие (хотя и включающие в себя отдельные моменты регресса) и в целом необратимые количественные и качественные изменения психики живых существ. Эти изменения обусловливают переход живых существ от низших (более простых) к высшим (более сложным) формам взаимодействия с окружающей средой. Определяясь биологическим, общественно-историческим и онтогенетическим развитием жизни, изменения психики включаются в этот процесс взаимодействия в качестве одного из важных его факторов.

В свете современных научных данных психика в своей зачаточной форме (чувствительности, т. е. способности ощущения) возникла из раздражимости живых существ как активное отражение ими жизненно важных для них изменений окружающей среды, регулирующее их поведение. Развитие психики сопровождалось эволюцией животных в связи с образованием и развитием их нервной системы. Развитие психики характеризовалось переходом от сенсорных к перцептивным и интеллектуальным (у высших животных) способам регуляции поведения; изменениями соотношения инстинктивных и условно-рефлекторных его механизмов в сторону возрастания роли последних и приспособлением животных к окружающей среде. Биологическая эволюция психики явилась предысторией человеческого духа, становление которого совершалось под определяющим влиянием совместной трудовой деятельности людей, в процессе возникновения и развития человеческого общества (антропогенез).

Особенности психики человека, его сознание – продукт общественно-исторического развития. В нем на первый план выступила преемственная социальная связь человеческих поколений, передача старшим поколением младшему результатов практической и возникшей на ее основе познавательной теоретической и другой деятельности, овладение младшим поколением этими результатами (орудиями, языком, знаниями, нормами поведения и др.), его роль в дальнейшем созидании материальных и духовных ценностей

Историческое развитие психики человека совершается в ходе ее онтогенеза. Филогенез определяет онтогенез путем создания необходимых для него естественных предпосылок и социальных условий. Человеческий индивид рождается с природными возможностями человеческого психического развития, которые реализуются в общественных условиях его жизни с помощью средств, созданных обществом. Психика, сознание развивается в процессе взаимодействия человека с окружающей его общественной средой, обучения и воспитания, овладения общественно выработанными способами действий с различными предметами, языковыми средствами общения, достижениями науки, техники и искусства, включения в жизнь общества и его созидательную деятельность. Постепенно человек становится субъектом общения, учения, познания и труда; формируется как личность с присущей ей системой психических свойств, внутренне обусловливающих организованность и устойчивость поведения в соответствии с ее общественным положением и складывающимися у нее сознанием и самосознанием.

В целом развитие психики совершается постепенно, но в нем наблюдаются в некоторые периоды скачки развития. Количественные изменения подготавливают качественные изменения психики, которые совершаются путем дифференциации целого, выделения в нем отдельных функций и новой их интеграции. Дифференциация функций приводит к возникновению новых действий (перцептивных, мнемиче-ских, мыслительных и др.), интеграция – к их объединению, соподчинению, к образованию новых структур психической деятельности. Новые структуры, возникают из старых путем их реорганизации. Старое (выработанные ранее действия, операции, образы, понятия и т. д.) входит в новообразуемые структуры, претерпевая при этом те или иные изменения. Новая, более сложная структура подготавливается старой, более элементарной, не обладающей признаками целой новой структуры, а только ее элементами, которые синтезируются в новой структуре. Вместе с тем усложнение форм психической деятельности включает и процессы свертывания, стереотипизации отдельных компонентов, являющихся необходимым условием экономного и эффективного их функционирования.

Развитие психики – обусловленный и вместе с тем активный саморегулирующийся процесс. Это – внутренне необходимое движение, «самодвижение» от низших к высшим уровням жизнедеятельности, в котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание всегда действуют через внутренние условия; с возрастом постепенно увеличивается роль собственной активности индивида в его психическом развитии, в формировании его как личности. Предвосхищая свое будущее, осознавая свои достижения и недостатки, человек стремится к самосовершенствованию посредством собственной деятельности, учения, игры, труда и общения с другими людьми. В своем стремлении к самовоспитанию и самообразованию он выступает как субъект собственного развития. Активно изменяя обстоятельства своей жизни, человек формирует себя как личность, как субъект деятельности и поступков.

Движущими силами развития психики человека как субъекта деятельности, как личности являются внутренние противоречия. Возникающие в жизни человека противоречия между целями, задачами и наличными для их достижения средствами, между стремлениями и возможностями для их удовлетворения, между тенденциями к изменчивости и к стереотипии, между старым и новым и т. д. разрешаются посредством деятельности личности, уступая место новым противоречиям.

Онтогенез человеческой психики носит стадиальный характер. Последовательность его стадий, периодов (младенчество, раннее, дошкольное детство, младший, средний и старший школьный возрасты, юность, зрелость, старость) необратима и предсказуема. Вместе с тем в каждом возрастном периоде можно наблюдать значительные индивидуальные различия в развитии.

Развитие в онтогенезе – это изменения, происходящие в строении тела, психике, поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды на протяжении жизненного пути от рождения до смерти. Развитие происходит в трех областях: физической, когнитивной и психосоциальной.

Таблица 2

Общая характеристика областей развития

Область развития Характеристика
Физическая Рост и изменения тела человека. Внешние изменения (динамика роста и веса). Внутренние: изменения (костей и мышц, желез, мозга и органов чувств). Психическое здоровье и двигательные навыки (ходьба, ползание, навыки письма)
Когнитивная Психические процессы, имеющие отношение к мышлению и решению проблем. Изменения, происходящие в восприятии, памяти, рассуждении, творческом воображении и речи
Психосоциальная Развитие личности и межличностных отношений. Изменения Я-концепции, эмоций и чувств, формирование социальных навыков и моделей поведения

К биологическим процессам развития относятся: созревание, рост, старение.

Созревание – это процесс развития, который заключается в предварительно запрограммированных изменениях роста в соответствии с генетическим планом.

Рост – это увеличение размеров, функциональных возможностей и сложности органа и организма в целом до точки оптимальной зрелости.

Старение – это биологические изменения в организме после прохождения точки оптимальной зрелости.

Влияние среды на развитие человека происходит посредством процессов научения, социализации.

Научение – это основной, связанный с развитием процесс изменения человека в результате приобретения личного опыта или упражнения.

Социализация – это процесс усвоения установок, мнений, обычаев, жизненных ценностей, ролей, ожиданий конкретной социальной группы.

Различные теории развития позволяют анализировать изменения, происходящие с человеком с нескольких точек зрения. Теории систематизируют наблюдения, придавая им организованную структуру. Они также дают рациональное объяснение тому, как и почему происходит наблюдаемое явление. Любая из теорий может быть верной и по праву заслуживать изучения, при этом, не объясняя причин какого-то конкретного процесса развития. У каждой теории есть свои положительные и отрицательные стороны, но вряд ли найдется такая, которую можно было бы назвать единственно верной. Таким образом, маловероятно, что какая-либо одна теория может полностью объяснить все процессы развития и формы поведения. Это не означает, что все теории неверны. Дело в том, что вследствие сложности процессов развития различные теории нацелены на объяснение разрозненных аспектов развития.

Таблица 3

Краткое изложение теорий развития человека

Теории Предположения о природе человека Процессы Области применения
Теории научения (Б. Ф. Скиннер, И. П. Павлов, Дж. Б. Уотсон, Э. Торндайк) Человек по своей природе ни хорош, ни плох; люди просто реагируют на воздействия внешней среды. Классическое обусловливание. Оперантное обусловливание. Формирование поведения путем последовательных приближений Модификация поведения. Условно-рефлекторные эмоциональные реакции
Когнитивные теории (Ж. Пиаже, Дж. Брунер) Люди рациональны, активны и компетентны. Оки не просто получают информацию, но и перерабатывают ее. Ассимиляция /аккомодация. Уравновешивание Обучение. Воспитание. Развитие моральных суждений
Психоаналитическая традиция (З. Фрейд, Э. Эриксон) Людьми движут внешние страсти; они постоянно пытаются направить в нужное русло мощные внутренние силы. Психосексуальное развитие. Идентификация. Разрешение конфликтов возрастного развития Изучение человеческого поведения, личности и межличностных отношений
Гуманистическая психология и теории «Я» (А. Маслоу, К. Роджерс) Люди представляют собой нечто большее, чем сумму ролей, связку стимульно-реактивных шаблонов или комок животных влечений. Самоактуализация. Позитивное отношение Консультирова- ние взрослых

Планы практических занятий

Занятие 1.Основные психологические школы в зарубежной возрастной психологии ХХ века

1. Психологические исследования детства в парадигме «ребенок – предмет» (К. Бюлер, Ст. Холл, В. Штерн, К. Коффка, А. Гезелл и др.).

2. Психологические исследования детства в парадигме «ребенок –взрослый» (М. Клейн, А. Фрейд, З. Фрейд, А. Валлон и др.).

3. Психологические исследования детства в парадигме «ребенок –общество» (Ф. Ариес, М. Мид, Э. Эриксон и др.).

Воспит

Занятие 2. Теория социального научения и детская психология

1. Бихевиоризм и детская психология.

2. Воспитание и развитие.

3. Поощрение и наказание как условия формирования нового поведения.

4. Роль подражания в формировании нового поведения.

Занятие 3. Женевская школа детской психологии

1. Ключевые понятия концепции Ж. Пиаже.

2. Эгоцентризм детского мышления.

3. Стадии интеллектуального развития ребенка.

Занятие 4. Отечественные психологические школы и детская психология

1. Л.С. Выготский и его школа.

2. Концепция Д.Б. Эльконина.

3. Концепция А.В. Петровского.

План лабораторного занятия

1. Тестовый контроль по основным понятиям темы.

2. Учебная дискуссия на тему «Собственная активность человека как фактор психического развития»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: