Введение. Предметом курса «Психология развития и возрастная психология» является рассмотрение онтогенетического развития человека в перспективе жизненного пути с учетом

Предметом курса «Психология развития и возрастная психология» является рассмотрение онтогенетического развития человека в перспективе жизненного пути с учетом культурно-исторических условий. Такой подход основывается на идеях, сформулированных Л.С. Выготским, Б.Г. Ананьевым, А.Г. Асмоловым, К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Анциферовой, Г. Крайг. Развитие человека при этом понимается как динамическая система, образованная взаимодействием созревания и научения, переплетением процессов физического, психического и социального развития. Обозначенный подход позволяет обеспечить комплексное рассмотрение проблематики развития человека в процессе онтогенеза.

Одной из основных проблем психологии развития и возрастной психологии является вопрос о том, как применять научно-психологические данные для решения реальных задач, стоящих перед всеми, кто сопровождает развитие человека на протяжении жизненного пути.

Студенты, обучающиеся по направлениям «030300–Психология», «Психолого-педагогические образование» готовятся к профессиональной деятельности, которая предполагает высокий уровень владения знаниями о различных подходах к психологическому анализу развития человека в онтогенезе, о многообразии концептуальных представлений о движущих силах, показателях, факторах, механизмах психического развития, а также умений и навыков прикладного исследования возрастных особенностей.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

Знать:

· основные категории и понятия психологии развития и возрастной психологии;

· историю формирования идей психологии развития и возрастной психологии;

· основные теории и концепции психологии развития и возрастной психологии;

· предмет и структуру современной психологии развития и возрастной психологии;

· психологическую структуру, механизмы развития личности на разных возрастных этапах,

· концепции стадиальности психического развития личности;

· специфику и предметное содержание, цели, задачи, проблемы и объекты психологии развития, её связи с другими науками и областями психологических знаний.

Уметь:

· применять понятийно-категориальный аппарат психологии развития и возрастной психологии для анализа разнообразных явлений, связанных с динамикой развития личности;

· использовать методы психологии развития и возрастной психологии для решения исследовательских, диагностических и психокоррекционных задач;

· ориентироваться в научной литературе по проблематике психологии развития и возрастной психологии.

Владеть:

навыками решение профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности:

В практической деятельности:

· анализ психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп;

· выявление трудностей в обучении, нарушений и отклонений в психическом развитии, риска асоциального поведения, диагностика психических состояний, возникающих в процессе учебной и внеучебной деятельности;

· распространение информации о роли психологических факторов в поддержании и сохранении психического и физического здоровья, в процессах воспитания и образования, трудовой и организационной деятельности, коммуникации;

· формирование установок, направленных на гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, толерантности во взаимодействии с окружающим миром.

В научно-исследовательской деятельности:

· участие в проведении психологических исследований на основе профессиональных знаний и применения психологических технологий, позволяющих осуществлять решение типовых задач в различных научных и научно-практических областях психологии;

· изучение научной информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования;

· применение стандартизованных методик;

· обработка данных с использованием стандартных пакетов программного обеспечения.

В педагогической деятельности:

· преподавание психологии как общеобразовательной дисциплины;

· сбор и оформление учебных материалов; проведение практических занятий в рамках утвержденного плана и программ;

· участие в проведении тестирования по итогам обучения;

· участие в учебно-методической работе в сфере общего образования;

· пропаганда психологических знаний для работников различных сфер жизни общества.

В организационно-управленческой деятельности:

· использование нормативно-правовых и этических знаний при осуществлении профессиональной деятельности.

Структура учебного пособия предполагает ориентацию студентов в проблематике учебного курса через последовательное представление его краткого содержания на основе раскрытия ключевых понятий и терминов, планов практических и лабораторных занятий, тем курсовых и контрольных работ, контрольных заданий, экзаменационных вопросов по курсу. В пособии подробно изложены задания для самостоятельной работы, которые студенты должны регулярно (по ходу изучения конкретной темы) выполнять письменно в отдельной тетради и предоставить преподавателю на проверку на предпоследнем практическом занятии курса.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: