Движущие силы развития личности

Проблема движущих сил развития личности рассматривается в следующих подходах: биогенетическом, социогенетическом и персоногенетическом.

В центре внимания представителей биогенетической ориентации находятся проблемы разви­тия человека как индивида, обладающего опреде­ленными антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства нервной системы, органические побуждения, влечения, потреб­ности), которые проходят различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы вида в онтогенезе. В основе созревания индивида лежат приспособительные процессы организма, которые изучаются дифференциальной и возрастной психофизиологией, геронтологией, психогенетикой, нейропсихологией, психоэндокри­нологией и сексологией. В более современной, и не столь жестко привязанной к врожденным факторам, форме данная ориентация выступает в различных диспозициональных подходах к личности, исходящих при объяснении поведения из врожденных или приобретенных черт личности, характерологических особенностей, различных внутренних факторов, которые определяют индивидуальные различия в поведении человека.

В рамках социогенетического подхода изучаются процессы социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентаций, формирование социального и национального характера человека как типичного члена той или иной общности. Про­блемы социализации, или, в широком смысле, со­циальной адаптации человека, разрабатываются в социологии и социальной психологии, этно­психологии, истории психологии. Человек изучается как продукт воздействующих на него обстоятельств, из анализа которых можно вывести общие закономерности жизни личности.

В центре внимания персоногенетического подхода стоят проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого Я, борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации и личност­ного выбора, непрестанного поиска смысла жизни. Изучением всех этих проявлений личности занимается об­щая психология личности; разные аспекты этих проблем освещаются в психоанализе, индивидуальной психо­логии, аналитической и гуманистической психологии.

В обособлении биогенетического, социогенетического и персоногенетического направлений проявляется схема детерминации развития личности под влиянием 2-х факторов: среды и наследственности. Существует два наиболее распространенных варианта двухфакторных теорий или «концепций двойной детерминации развития» личности: теория конвергенции двух факторов В. Штерна и теория конфронтации двух факторов З. Фрейда. В теории В. Штерна развитие личности не есть лишь проявление прирожденных свойств, и не только восприятие внешних воздействий, а результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития. В психоаналитической теории противопоставляются личность и общество, это положение развивалось затем и в неофрейдизме.

В рам­ках культурно-исторического подхода разрабатывается принципиаль­но иная схема детерминации развития личности. В этой схеме свойства человека как индивида рассматри­ваются как «безличные» предпосылки развития личности, которые в процессе жизненного пути могут полу­чить личностное развитие. Социокультурная среда представляет собой источник, питающий развитие личности, а не фактор, непосредственно определяющий поведение. Будучи условием осуществления деятельности человека, среда несет те общественные нормы, ценности, роли, орудия, системы знаков, с которыми сталкивается индивид. Подлинными основаниями и движущей силой развития личности выступают совмест­ная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей, приоб­щение ее к культуре. Взаимоотношение между ин­дивидом как продуктом антропогенеза, личностью, усвоившей общественно-исторический опыт, и ин­дивидуальностью, преобразующей мир, может быть пере­дано формулой: «Индивидом рождаются. Лично­стью становятся. Индивидуальность отстаивают».

В рамках деятельностного подхода личность рассматривается как относительно устойчивая совокупность психических свойств, как результат включения индивида в пространство межиндиви­дуальных связей. Индивид в своем развитии испытывает социально обусловленную потребность быть личностью и обнаруживает способность стать личностью, реа­лизуемые в социально значимой деятельности. Этим определяется развитие человека как личности.

Формирующиеся в ходе развития способности и функции воспроизводят в личности исторически сфор­мировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых. Деятель­ность ребенка всегда опосредована взрослыми, на­правляется ими (в соответствии с их представле­ниями о должном воспитании и педагогическими умениями). Опираясь на то, чем ребенок уже об­ладает, взрослые организуют его деятельность по овладению новыми сторонами действительности и новыми формами поведения. Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой систе­мой мотивов.

В общем виде развитие личности может быть представлено как процесс и результат вхождения человека в но­вую социокультурную среду. Если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он при благоприятно складывающихся обстоятельствах, проходит 3 фазы своего становления в ней как личности.

1-я фаза — адаптация — предполагает усвоение действующих ценностей и норм и овладение соот­ветствующими средствами и формами деятельнос­ти и тем самым до некоторой степени уподобление индивида другим членам этой общности.

2-я фаза — индивидуализация — порождается обостряющимися противоречиями между необходимостью «быть та­ким, как все» и стремлением личности к максимальной персонализации.

3-я фаза интеграция — определяет­ся противоречием между стремлением индивида быть идеально представленным своими особеннос­тями и отличиями в общности и потребностью общ­ности принять, одобрить и культивировать лишь те его особенности, которые способствуют ее развитию и тем самым развитию его самого как личности. В случае если противоречие не устранено, наступает дезинтеграция и, как следствие, либо изоляция личности, либо ее вытеснение из общности, либо деградация с воз­вратом на более ранние стадии ее развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: