Сущность, содержание и психолого-педагогические основы воинской дисциплины

Разновидностью государственной дисциплины является воинс­кая дисциплина, которая имеет для Вооруженных Сил особое значение. Она играет роль орга­низующего фактора, упорядочи­вает и охраняет систему отноше­ний внутри воинского коллектива. Ее правилами и нормами формируются отношения между началь­никами и подчиненными, старши­ми и младшими, также между во­еннослужащими, равными друг другу по должности и воинскому званию. Воинская дисциплина - одно из важнейших слагаемых боевой готовности войск. В свою очередь она может классифици­роваться на дисциплину боя, дис­циплину управления, дисциплину боевого дежурства и др.

Воинская дисциплина - стро­гое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и пра­вил, установленных законами, во­инскими уставами и приказами командиров (начальников). Она призвана регулировать воинский порядок, взаимоотношения меж­ду сослуживцами, отношения в подразделениях в целях обес­печения высокой организован­ности и боевой готовности войск и требует от военнослужащих большой собранности, точности и выдержки, взаимопонимания, оперативности выполнения всех распоряжений.

Воинская дисциплина отра­жает особенности военной службы и вследствие этого об­ладает рядом отличительных черт:

1. Она более детально регла­ментирует требования, предъяв­ляемые к военнослужащим.

2. Правила воинской дисципли­ны распространяются на внеслу­жебную сферу.

3. Она предъявляет более высо­кие требования к исполнителям, чем другие виды государствен­ной дисциплины.

4. Объем дисциплинарных прав у командиров и начальников зна­чительно шире, чем у иных долж­ностных лиц.

5. За нарушения требований воинской дисциплины установле­на более строгая юридическая ответственность по сравнению с другими видами государствен­ной дисциплины.

Воинская дисциплина является не только одним из компонентов боевой готовности частей и сое­динений, но и определяющим фактором всего уклада их жизни и учебно-боевой деятельности войск. Исходя из этого, ей при­сущи определенные социаль­ные и психолого-педагогичес­кие функции:

1. Нормативная - предполага­ющая разработку, обоснование, развитие упорядочение нормативных актов.

2. Организующая - дисципли­на как специфическая форма со­циальной связи людей согласо­вывает их действия по времени, месту, задачам и другим пара­метрам.

3. Побудительно-регулятив­ная - не только указывает на оп­ределенные рамки поведения во­еннослужащих, но и побуждает их к выполнению предъявляемых требований и следованию общеп­ринятому образцу поведения в воинской среде.

4. Педагогическая - воспиты­вает у личного состава сознатель­ное отношение к порученному де­лу, формирует уставные взаимо­отношения между военнослужа­щими.

5. Психологическая - выраба­тывает особую нравственную атмосферу, конкретную модель по­ведения с учетом психологичес­ких особенностей военнослужа­щих и психологии воинского кол­лектива.

К военнослужащим предъявляются повышенные требования в части исполнения служебного долга, что обусловлено спецификой жизни и деятельности войск, особыми целями и задачами, стоящими перед личным составом. Недисциплинированность, халатность и небрежность в исполнении служебных обязанностей даже в мирное время приводят к тяжёлым последствиям, а на войне – к необратимым потерям сил, средств и гибели людей. Важную роль в воспитании дисциплинированности военнослужащих играет дисциплинарная практика – психологически и педагогически обоснованное применение мер поощрения и взыскания.

Дисциплинарная практика – это система применения к военнослужащим мер поощрений и дисциплинарных взысканий в целях их воспитания, укрепления воинской дисциплины и поддержания в частях и подразделениях твёрдого уставного порядка.

Она достигает своей цели тогда, когда она целесообразна с точки зрения государственных интересов Российской Федерации и её Вооружённых Сил.

Субъектами дисциплинарной практики являются должностные лица, которым в соответствии с воинскими уставами предоставлены дисциплинарные права. Объектами – те, на кого распространяется её действие.

Воздействие дисциплинарной практики на поведение военнослужащих выражается через её функции:

1) служебно-деятельностную;

2) воспитательную;

3) информационную;

4) стимулирующую;

5) ограничительную;

6) обучающую;

7) профилактическую.

Служебно-деятельностная функция отражает возможность применения командирами дисциплинарной власти только в интересах выполнения служебно-боевых задач, поддержания твёрдой дисциплины и уставного порядка.

Воспитательная функция дисциплинарной практики заключается в оценке действий и поступков военнослужащих. С одной стороны, это: признание их усердия и достигнутых результатов, благодаря чему вселяется вера в собственные силы, обеспечивается высокий настрой на качественное выполнение служебных обязанностей. С другой – это действие принуждения, выражающееся в дисциплинарном взыскании и направленное на преодоление внутреннего сопротивления и переживания своей вины перед сослуживцами и командирами.

Информационная функция дисциплинарной практики направлена на выявление количественных показателей состояния воинской дисциплины, оценку деятельности должностных лиц по укреплению правопорядка, правильности применения предоставленных им дисциплинарных прав.

Стимулирующая функция помогает управлять воинской дисциплиной, поведением военнослужащих не только путём непосредственного воздействия на их сознание и волю, но и опосредованно – через стимулирование качественного выполнения ими служебных обязанностей. В практике работы командиров по укреплению воинской дисциплины широкое распространение получили средства морального и материального стимулирования. Стимулирующую роль выполняют не только поощрительные меры, но и определённые санкции морального и материального характера, применяемые к нарушителям воинской дисциплины.

Ограничительная (ограничивающая) функция предписывает должностным лицам соблюдение определённых требований в отношении применения дисциплинарных воздействий к военнослужащим, несущим службу в суточном наряде (на боевом дежурстве) и находящимся в состоянии алкогольного опьянения.

Наложения дисциплинарного взыскания на военнослужащего, входящего в состав суточного наряда (несущего боевое дежурство), за проступки, совершённые им во время несения службы, производится после смены наряда или после замены его другим военнослужащим, но не ранее чем через сутки. Наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, находящегося в состоянии алкогольного опьянения, а также получение от него каких-либо объяснений откладываются до его вытрезвления. Кроме того, командиры имеют право пользоваться дисциплинарной властью лишь в том объёме, который им предоставлен, и только в отношении тех военнослужащих, на которых она распространяется. Превышение дисциплинарной власти является нарушением законности. Оно может заключаться в применении дисциплинарной власти к лицам, на которых оно не распространяется; в использовании мер дисциплинарного воздействия, которые входят в круг полномочий вышестоящих начальников; в применении к нарушителям мер, не предусмотренных законом.

Обучающая функция проявляется в том, что должностные лица личным примером правильного применения дисциплинарной практики учат своих подчинённых эффективно использовать предоставленные им дисциплинарные права в укреплении правопорядка и воинской дисциплины.

Профилактическая функция дисциплинарной практики направлена на предупреждение грубых нарушений воинской дисциплины, происшествий и преступлений среди военнослужащих. К сожалению, в повседневной практике встречаются факты, когда отдельные командиры в целях сокрытия истинного состояния дисциплины не прибегают к наложению дисциплинарных взысканий на нарушителей, а занимаются уговорами и увещеваниями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: