Разновидностью государственной дисциплины является воинская дисциплина, которая имеет для Вооруженных Сил особое значение. Она играет роль организующего фактора, упорядочивает и охраняет систему отношений внутри воинского коллектива. Ее правилами и нормами формируются отношения между начальниками и подчиненными, старшими и младшими, также между военнослужащими, равными друг другу по должности и воинскому званию. Воинская дисциплина - одно из важнейших слагаемых боевой готовности войск. В свою очередь она может классифицироваться на дисциплину боя, дисциплину управления, дисциплину боевого дежурства и др.
Воинская дисциплина - строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников). Она призвана регулировать воинский порядок, взаимоотношения между сослуживцами, отношения в подразделениях в целях обеспечения высокой организованности и боевой готовности войск и требует от военнослужащих большой собранности, точности и выдержки, взаимопонимания, оперативности выполнения всех распоряжений.
Воинская дисциплина отражает особенности военной службы и вследствие этого обладает рядом отличительных черт:
1. Она более детально регламентирует требования, предъявляемые к военнослужащим.
2. Правила воинской дисциплины распространяются на внеслужебную сферу.
3. Она предъявляет более высокие требования к исполнителям, чем другие виды государственной дисциплины.
4. Объем дисциплинарных прав у командиров и начальников значительно шире, чем у иных должностных лиц.
5. За нарушения требований воинской дисциплины установлена более строгая юридическая ответственность по сравнению с другими видами государственной дисциплины.
Воинская дисциплина является не только одним из компонентов боевой готовности частей и соединений, но и определяющим фактором всего уклада их жизни и учебно-боевой деятельности войск. Исходя из этого, ей присущи определенные социальные и психолого-педагогические функции:
1. Нормативная - предполагающая разработку, обоснование, развитие упорядочение нормативных актов.
2. Организующая - дисциплина как специфическая форма социальной связи людей согласовывает их действия по времени, месту, задачам и другим параметрам.
3. Побудительно-регулятивная - не только указывает на определенные рамки поведения военнослужащих, но и побуждает их к выполнению предъявляемых требований и следованию общепринятому образцу поведения в воинской среде.
4. Педагогическая - воспитывает у личного состава сознательное отношение к порученному делу, формирует уставные взаимоотношения между военнослужащими.
5. Психологическая - вырабатывает особую нравственную атмосферу, конкретную модель поведения с учетом психологических особенностей военнослужащих и психологии воинского коллектива.
К военнослужащим предъявляются повышенные требования в части исполнения служебного долга, что обусловлено спецификой жизни и деятельности войск, особыми целями и задачами, стоящими перед личным составом. Недисциплинированность, халатность и небрежность в исполнении служебных обязанностей даже в мирное время приводят к тяжёлым последствиям, а на войне – к необратимым потерям сил, средств и гибели людей. Важную роль в воспитании дисциплинированности военнослужащих играет дисциплинарная практика – психологически и педагогически обоснованное применение мер поощрения и взыскания.
Дисциплинарная практика – это система применения к военнослужащим мер поощрений и дисциплинарных взысканий в целях их воспитания, укрепления воинской дисциплины и поддержания в частях и подразделениях твёрдого уставного порядка.
Она достигает своей цели тогда, когда она целесообразна с точки зрения государственных интересов Российской Федерации и её Вооружённых Сил.
Субъектами дисциплинарной практики являются должностные лица, которым в соответствии с воинскими уставами предоставлены дисциплинарные права. Объектами – те, на кого распространяется её действие.
Воздействие дисциплинарной практики на поведение военнослужащих выражается через её функции:
1) служебно-деятельностную;
2) воспитательную;
3) информационную;
4) стимулирующую;
5) ограничительную;
6) обучающую;
7) профилактическую.
Служебно-деятельностная функция отражает возможность применения командирами дисциплинарной власти только в интересах выполнения служебно-боевых задач, поддержания твёрдой дисциплины и уставного порядка.
Воспитательная функция дисциплинарной практики заключается в оценке действий и поступков военнослужащих. С одной стороны, это: признание их усердия и достигнутых результатов, благодаря чему вселяется вера в собственные силы, обеспечивается высокий настрой на качественное выполнение служебных обязанностей. С другой – это действие принуждения, выражающееся в дисциплинарном взыскании и направленное на преодоление внутреннего сопротивления и переживания своей вины перед сослуживцами и командирами.
Информационная функция дисциплинарной практики направлена на выявление количественных показателей состояния воинской дисциплины, оценку деятельности должностных лиц по укреплению правопорядка, правильности применения предоставленных им дисциплинарных прав.
Стимулирующая функция помогает управлять воинской дисциплиной, поведением военнослужащих не только путём непосредственного воздействия на их сознание и волю, но и опосредованно – через стимулирование качественного выполнения ими служебных обязанностей. В практике работы командиров по укреплению воинской дисциплины широкое распространение получили средства морального и материального стимулирования. Стимулирующую роль выполняют не только поощрительные меры, но и определённые санкции морального и материального характера, применяемые к нарушителям воинской дисциплины.
Ограничительная (ограничивающая) функция предписывает должностным лицам соблюдение определённых требований в отношении применения дисциплинарных воздействий к военнослужащим, несущим службу в суточном наряде (на боевом дежурстве) и находящимся в состоянии алкогольного опьянения.
Наложения дисциплинарного взыскания на военнослужащего, входящего в состав суточного наряда (несущего боевое дежурство), за проступки, совершённые им во время несения службы, производится после смены наряда или после замены его другим военнослужащим, но не ранее чем через сутки. Наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, находящегося в состоянии алкогольного опьянения, а также получение от него каких-либо объяснений откладываются до его вытрезвления. Кроме того, командиры имеют право пользоваться дисциплинарной властью лишь в том объёме, который им предоставлен, и только в отношении тех военнослужащих, на которых она распространяется. Превышение дисциплинарной власти является нарушением законности. Оно может заключаться в применении дисциплинарной власти к лицам, на которых оно не распространяется; в использовании мер дисциплинарного воздействия, которые входят в круг полномочий вышестоящих начальников; в применении к нарушителям мер, не предусмотренных законом.
Обучающая функция проявляется в том, что должностные лица личным примером правильного применения дисциплинарной практики учат своих подчинённых эффективно использовать предоставленные им дисциплинарные права в укреплении правопорядка и воинской дисциплины.
Профилактическая функция дисциплинарной практики направлена на предупреждение грубых нарушений воинской дисциплины, происшествий и преступлений среди военнослужащих. К сожалению, в повседневной практике встречаются факты, когда отдельные командиры в целях сокрытия истинного состояния дисциплины не прибегают к наложению дисциплинарных взысканий на нарушителей, а занимаются уговорами и увещеваниями.