Организаторская работа командира подразделения по управлению воинской дисциплиной и поддержанию твердого уставного порядка

Командир подразделения, организуя работу по поддержанию воинской дисциплины и правопорядка, должен исходить из того, что крепкая воинская дисциплина и твердый уставной порядок являются одним из главных условий поддержания высокой боевой готовности и боеспособности ВС РФ.

1. Планирование работы по укреплению воинской дисциплины и поддержанию твердого уставного порядка в батальоне, роте и им равных подразделениях осуществляется с учетом мероприятий ком­плексного плана полка и реального текущего состояния воинской дисциплины и правопорядка в подразделении.

В батальоне (дивизионе) план по поддержанию воинской дисциплины и правопорядка разраба­тывается начальником штаба совместно с заместителем командира батальона (дивизиона) по вос­питательной работе на месяц. План утверждает командир батальона (дивизиона) и лично осуществ­ляет контроль за его выполнением.

3) Учет преступлений, пришествий и дисципли-нарных проступков
2) Непосредственная работа с личным составом по поддержанию дисциплины
Организаторская работа командира подразделения по поддержанию воинской дисциплины
1) Планирование работы
4) Анализ состояния воинской дисциплины в подразделении
5) Оценка состояния воинской дисциплины в подразделении
6) Подведение итогов состояния дисциплины и выработка мер по ее укреплению

В плане должны быть предусмотрены мероприятия:

- по предупреждению происшествий и преступлений, грубых дисциплинарных проступков с учетом специфики выполнения задач, вида, рода войск, места дислокации, качества контингента личного состава;

- по изучению реального состояния правопорядка и воинской дисциплины, дисциплинарной прак­тики в ротах, взводах, отделениях, расчетах, экипажах и выявлению фактов сокрытия правонару­шений и грубых дисциплинарных проступков;

- по организации индивидуальной и профилактической работы с военнослужащими, попадающи­ми в группу риска (склонных к дисциплинарным проступкам, с повышенной конфликтностью, особен­ностями в поведении, психике, из неблагополучных семей, склонными к алкоголю, наркотикам, имев­шими приводы в милицию и связь с криминогенными структурами);

- по обеспечению личного примера и обучению офицеров ротного звена, сержантов и старшин практике работы по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины, созданию в подчиненных воинских коллективах здоровой морально-нравственной атмосферы.

В роте (батарее) и им равных подразделениях мероприятия по поддержанию правопорядка и во­инской дисциплины планируются командирами и заместителями командиров подразделений по вос­питательной работе на неделю и включаются в расписание занятий. При этом особое внимание должно быть уделено доведению до личного состава законов об уголовной ответственности за во­инские преступления, требований общевоинских уставов, руководящих документов по вопросам во­инской дисциплины и поддержанию уставного порядка (в части, касающейся), приговоров военных судов об осуждении военнослужащих.

В расписании занятий одновременно должно быть отведено время для подведения итогов воин­ской дисциплины и правопорядка в роте, взводах, отделениях, расчетах и экипажах.

2.

Непосредственная работа с личным составом по поддержанию воинской дисциплины
Изучение личных качеств подчиненных
Значение состояния воинской дисциплины и морально-психологического состояния личного состава
Руководство деятельностью подчиненных командиров
Поддержание уста- новленных устава- ми правил взаимо- отношения между военнослужащими
Проведение анализа, подведение итогов, доклады и поста-новка задач
Проведение дисциплинарной практики
Учет психологических аспектов в работе по поддержанию воинской дисциплины
Непосредственная работа командира подразделения с личным составом по поддержанию воинской дисциплины и порядка сводится к следующему:

Изучение личных качеств подчиненных – это первое правило работы с людьми. Наиболее резуль­тативными методами по изучению людей зарекомендовали себя: изучение документов (автобиогра­фия, характеристика, медицинская книжка, личное дело и т.д.); проведение познавательных бесед; сплошное или выборочное наблюдение за поведением подчиненных; проведение экспериментов (ес­тественных, лабораторных).

Знание состояния воинской дисциплины и морально-психологического состояния личного состава позволяет командиру объективно оценивать обстановку, а следовательно, адекватно действо­вать и принимать решения, направленные на устранение недостатков. Источниками информации о состоянии дел в подразделении могут быть: личное наблюдение командиров за поведением лично­го состава; доклады подчиненных командиров (начальников); сообщения старших начальников и др.

Руководство деятельностью подчиненных командиров по вопросам поддержа­ния воинской дисциплины и порядка. Главное в этой работе добиться единого понимания подчиненными командирами (начальниками) требований, задач и способов укрепления воинской дисциплины. Основными методами считать: организатор­скую работу по изучению и практическому освоению общевоинских уставов подчиненными командирами; своевременное доведение до подчиненных командиров (начальников) требований руководя­щих документов и определение на этой основе своих практических задач; обучение подчиненных ко­мандиров (начальников) проведению дисциплинарной практики.

Поддержание установленных уставами правил взаимоотношений между военнослужащими. Под правилами взаимоотношений следует понимать совокупность наиболее целесообразных с точки зрения государства и общества служебных, неслужебных и личных отношений между военнослужа­щими в процессе прохождения военной службы, и регулируемых правовыми актами в целях поддер­жания порядка и дисциплины.

Организаторская работа командира подразделения в этом случае должна заключаться в реали­зации принципов взаимоотношений, таких как: единоначалие, командирская требовательность, во­инская субординация, войсковое товарищество, воинская вежливость, гуманизм и др. Вся работа командира подразделения должна быть направлена на сплочение воинского коллектива, укрепление дружбы между военнослужащими различных национальностей, воспитание подчиненных и созда­ние в подразделении нетерпимого отношения к нарушениям воинской дисциплины.

Учет психологических аспектов в работе командира подразделения по укреплению воинской дисциплины должен постоянно находиться в поле зрения работы с людьми. Чтобы эффективно управлять людьми, нужно знать психологию общения, а именно: рассматривать любой акт управления не только по содержанию, но и по форме (половина информации заключена не в том, что сказано, а как сказа­но); постоянно замечать и подчеркивать успехи и заслуги коллектива и отдельных его членов; объек­тивное отношение командира (начальника) к достигнутым успехам и недостаткам в коллективе; недо­пущения служебных конфликтов; развитие и поддержание в коллективе неофициальных отношений.

Проведение дисциплинарной практики. Успешное решение задач по укреплению воинской дисциплины в подразделениях в первую очередь зависит от того, насколько умело и эффективно будут предупреждаться правонарушения. В этой работе важная роль принадлежит дисциплинарной прак­тике, под которой понимается применение командиром (начальником) мер поощрений и взысканий по отношению к своим подчиненным, а также совокупность других мер воздействия на сознание и чувства военнослужащих с целью воспитания у них высокой ответственности и сознательного отно­шения к требованиям воинской дисциплины.

Эффективность воспитательного воздействия дисциплинарной практики, ее результативность в укреплении воинской дисциплины, в предупреждении дисциплинарных проступков и иных правона­рушений зависят от того, насколько обоснованно, правильно и своевременно командиры и началь­ники применяют свою дисциплинарную власть.

Основным требованием, предъявляемым к дисциплинарной практике, является требование стро­жайшего соблюдения командирами (начальниками) законности, как при применении мер поощрения, так и при наложении дисциплинарных взысканий. Даже малейшее отступление командира от устав­ных норм при применении дисциплинарной власти к подчиненным недопустимо. Нельзя добиться вы­сокой воинской дисциплины, обеспечить соблюдение уставного воинского порядка незаконными ме­тодами. Применение незаконных методов не только не способствует укреплению дисциплины, но и может повлечь за собой новые, подчас более тяжкие правонарушения.

Любое отступление командира в дисциплинарной практике от принципа законности подрывает его авторитет. У подчиненных в этих случаях ослабляется вера в справедливость и обязательность воинского правопорядка, что может вызвать новые нарушения. Отрицательно сказывается на со­стоянии воинской дисциплины и превышение отдельными начальниками, предоставленной им влас­ти, равно как и применение не предусмотренных уставами поощрений и взысканий.

Непременным требованием правильной дисциплинарной практики является и то, чтобы каждое поощрение и взыскание было справедливым, соответствовало степени заслуг отличившегося, либо тяжести проступка и степени вины совершившего правонарушение. Незаслуженно высокое поощре­ние случайно отличившегося военнослужащего, без учета его прежнего поведения и отношения к делу, как правило, не только не способствует укреплению дисциплины, но и приводит к отрицатель­ным последствиям. Фактически на нет сводится воспитательная роль поощрений и при неоправдан­но частом их применении к одним и тем же военнослужащим за одни и те же достижения.

Одним из необходимых условий является единообразный подход к применению поощрений и взы­сканий всеми командирами в подразделении.

Важное значение для повышения предупредительной роли дисциплинарной практики имеет уча­стие в ней командиров (начальников) всех степеней, в том числе сержантов и старшин - непосред­ственных начальников солдат и матросов.

Воспитательное воздействие дисциплинарной практики значительно повышается при умелом ис­пользовании командирами подразделений различных мер поощрения и взыскания, а также от стро­гого соблюдения порядка и сроков наложения взыскания. Нарушение установленных сроков нало­жений взысканий, как и не приведение наложенного взыскания в исполнение, как и любое отступ­ление при его применении от уставных требований, приводит к отрицательным последствиям.

3. Учет преступлений и происшествий ведется в масштабе полка (корабля) в журнале учета пре­ступлений и происшествий воинской части, которая хранится в штабе полка.

Учет грубых дисциплинарных проступков и дисциплинарной практики ведется от роты (батареи) до полка, бригады соответствующими штабами совместно с заместителями командиров по воспита­тельной работе в журналах учета грубых дисциплинарных проступков.

Учет поощрений и дисциплинарных взысканий ведется в воинских частях в служебных карточ­ках, которые ведутся:

в роте - на солдат и сержантов, проходящих военную службу по призыву;

в штабе воинской части - на солдат и сержантов, проходящих военную службу по контракту, на прапорщиков и офицеров;

Все поощрения и дисциплинарные взыскания заносятся в служебную карточку не позднее чем в семидневный срок, и каждая запись в ней заверяется:

- на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - командиром роты;

- на военнослужащих, поступивших на военную службу по контракту, - начальником штаба воин­ской части.

Дисциплинарным уставом определено, что непосредственные начальники докладывают по ко­манде о поощрениях и дисциплинарных взысканиях:

- на солдат, матросов, сержантов и старшин - командирам рот и им соответствующим ежедневно;

- на прапорщиков (мичманов) и офицеров (кроме высших) - командирам воинских частей ежене­дельно.

Командиры батальонов (дивизионов) и им соответствующие обязаны периодически просматри­вать служебные карточки в целях проверки правильности применения поощрений и наложения дис­циплинарных взысканий. Каждый военнослужащий 1 раз в год, а также в период перемещения и пе­ревода к новому месту службы должен быть ознакомлен со своей служебной карточкой под личную роспись.

4. Анализ состояния воинской дисциплины в подразделении занимает важное место в многогран­ной деятельности командира подразделения и позволяет уяснить реальное положение дел в подраз­делении, вскрыть причины и условия, способствующие правонарушению, грубым дисциплинарным проступкам, определить меры воздействия на нарушителей и пути поддержания уставного порядка, воинской дисциплины.

Анализ состояния воинской дисциплины проводится в определенной последовательности и вклю­чает в себя ряд этапов:

Оценка выводов
Разработка предложения
Определение содержания, целей и методика анализа
Распределение задач и обязанностей
Сбор фактического материала
Оценка дисциплинарной практики и действенности работы
Подготовительный период
Проведение анализа
Оценка результатов
Анализ состояния воинской дисциплины в подразделении

а) Подготовительный период.

Основой анализа является сбор данных. Основными источниками информации о состоянии воинской дисциплины в подразделении яв­ляются:

- результаты проверок боевой готовности, несения боевого дежурства, караульной и внутренней служб;

- отношение личного состава к выполнению учебно-боевых задач во время учений, походов, бое­вых стрельб;

- личные наблюдения за поведением военнослужащих в ходе служебной деятельности и общение с ними в неформальной обстановке;

- доклады командиров (начальников) всех степеней о состоянии воинской дисциплины, морально-нравственной атмосфере, взаимоотношениях в коллективе, настроениях и запросах военнослужащих;

- доклады лиц суточного наряда;

- индивидуальные и групповые беседы, проводимые с различными категориями военнослужащих;

- участие командиров (начальников) в проведении офицерских собраний, служебных, воспита­тельных и культурно-досуговых, спортивных мероприятий;

- изучение служебных карточек, постовых ведомостей, книг амбулаторного приема и историй бо­лезни подчиненных;

- результаты контроля и проверки выполнения требований законов, общевоинских уставов, прика­зов, директив и распоряжений, распорядка дня, состояние внутреннего порядка и материально-бы­тового обеспечения военнослужащих;

- письма, жалобы, заявления личного состава и родителей и др.

В совокупности все перечисленные выше и другие источники информации позволяют получить истинные данные, характеризующие состояние воинской дисциплины, уровень организаторской и воспитательной работы, эффективность деятельности различных должностных лиц по предупреж­дению правонарушений и грубых дисциплинарных проступков.

б) Проведение анализа.

Важной составной частью анализа дисциплины является обработка накопленного материала и его систематизация, как с качественной, так и с количественной стороны. Качественная сторона поз­воляет классифицировать проступки по их признакам, а количественная - получить табличные или графические зависимости, поясняющие динамику процесса. В войсковой практике наибольшее рас­пространение получили методы сравнения, детализации, комплексного исследования.

Метод сравнения используется для анализа однородных по своему содержанию, характеру пока­зателей и конкретных проступков. Например, сравниваются показатели воинской дисциплины среди различных подразделений (экипажей, расчетов, отделений, взводов, рот, батальонов) или ее состо­яние в подразделениях за отдельные периоды времени и т.д.

Метод детализации предполагает деление фактического материала на специфические признаки. Детализация проводится по времени, частоте проявления, характеру, причинам, тяжести проступ­ков, их последствиям, нравственным и материальным издержкам, организационным и воспитатель­ным мероприятиям. Способ детализации предусматривает не только деление, но и последующую группировку однородных показателей, фактов и явлений в таблицах, графиках, диаграммах.

Метод комплексного исследования предполагает выявление связи и взаимодействия определен­ных сторон дисциплины, организаторской и воспитательной работы, уставного порядка, требова­тельности командиров (начальников), материально-бытового обеспечения, досуга личного состава.

Анализ может быть достаточно объективным при том условии, если выявлены все основные свя­зи или по крайней мере те из них, которые приводят либо к позитивным сдвигам, либо к негативным тенденциям в решении задач поддержания правопорядка и воинской дисциплины.

в) Оценка результатов.

5. Оценка состояния воинской дисциплины в подразделении представляет немалую трудность, так как ее уровень определяется не только личными качествами воинов, но и сложившимися внутриколлективными нормами и традициями. В этом случае, оценивая дисциплину, не столь важно добивать­ся какой-либо статистики, намного важнее определить наличие негативных явлений во внутриколлективной жизни.

Командир подразделения, оценивая дисциплину с личным составом, обстоятельно должен разо­брать и допущенные за неделю грубые нарушения, вскрыть их причины, сообщить о принятых мерах, дать оценку дисциплине во взводах, назвать передовые и отстающие подразделения. Отдельно оце­нивает сержантов, их личное поведение, вклад каждого из них в улучшение дисциплины своего под­разделения. В таком же плане проводится работа с офицерами и прапорщиками, как правило, до под­ведения итогов с личным составом роты. Аналогичную работу проводит командир батальона на слу­жебном совещании офицеров, а при необходимости и на совещании сержантов. Тут оценивается со­стояние воинской дисциплины в ротах, взводах, определяется личная дисциплина офицеров.

6. Подведение итогов состояния воинской дисциплины и выработка мер по ее укреплению прово­дится в батальоне один раз в месяц, в роте еженедельно, во взводе и отделении ежедневно.

Коман­диры подразделений, наблюдая в течение дня за поведением подчиненных, их отношением к служ­бе, учебе, при подведении итогов отмечают примеры ревностного и нерадивого отношения к испол­нению воинского долга, служебных обязанностей, поощряют наиболее достойных, дисциплиниро­ванных за проявленную разумную инициативу, усердие и отличие по службе, конкретно разбирают каждый допущенный проступок и при необходимости наказывают виновных.

По результатам подведения итогов каждому военнослужащему может выставляться индивиду­альная оценка. Во взводе может быть выделено лучшее отделение, а на совещании с сержантами раскрыта практика работы командира этого отделения (расчета, экипажа).

Состояние воинской дисциплины в роте, батальоне и им равных подразделениях необходимо ана­лизировать по категориям военнослужащих (со всем личным составом, сержантами, старшинами, прапорщиками, офицерами).

С младшими командирами подведение итогов проводится на совещаниях или специальных заня­тиях с участием офицеров. При этом командир подразделения анализирует их роль в поддержании уставного порядка, личную дисциплинированность, вклад каждого из них в поддержание правопо­рядка и воинской дисциплины, выполнение распорядка дня, соблюдение формы одежды подчинен­ными. Особое внимание уделяется анализу участия сержантов (старшин) в дисциплинарной практи­ке, создании здоровой морально-нравственной атмосферы в коллективах.

Большое значение имеет анализ и подведение итогов состояния воинской дисциплины с офицер­ским составом в батальоне (роте) и им равных подразделениях. Командир батальона (роты) может при этом заслушать доклады командиров рот (взводов) о состоянии воинской дисциплины и проде­ланной работе по ее укреплению. Он оценивает положение дел в ротах (взводах) и определяет их места, дает персональную оценку вкладу каждого офицера и оценку их личной дисциплинированно­сти. Проводится тщательный анализ дисциплинарной практики офицеров, соблюдение при этом ими требований законов и общевоинских уставов, участия в воспитательных мероприятиях, организации индивидуальной работы с подчиненными.

В целом грамотная подготовка и умелое подведение итогов состояния воинской дисциплины в подразделении позволяет должностным лицам постоянно анализировать ее состояние и влияние на выполнение стоящих задач, выявлять динамику развития процессов в воинских коллективах, свое­временно принимать меры по предупреждению правонарушений.

«Изучение и учёт индивидуально-психологических особенностей личного состава в повседневной служебной деятельности»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: