Командир подразделения, организуя работу по поддержанию воинской дисциплины и правопорядка, должен исходить из того, что крепкая воинская дисциплина и твердый уставной порядок являются одним из главных условий поддержания высокой боевой готовности и боеспособности ВС РФ.
1. Планирование работы по укреплению воинской дисциплины и поддержанию твердого уставного порядка в батальоне, роте и им равных подразделениях осуществляется с учетом мероприятий комплексного плана полка и реального текущего состояния воинской дисциплины и правопорядка в подразделении.
В батальоне (дивизионе) план по поддержанию воинской дисциплины и правопорядка разрабатывается начальником штаба совместно с заместителем командира батальона (дивизиона) по воспитательной работе на месяц. План утверждает командир батальона (дивизиона) и лично осуществляет контроль за его выполнением.
3) Учет преступлений, пришествий и дисципли-нарных проступков |
2) Непосредственная работа с личным составом по поддержанию дисциплины |
Организаторская работа командира подразделения по поддержанию воинской дисциплины |
1) Планирование работы |
4) Анализ состояния воинской дисциплины в подразделении |
5) Оценка состояния воинской дисциплины в подразделении |
6) Подведение итогов состояния дисциплины и выработка мер по ее укреплению |
|
|
В плане должны быть предусмотрены мероприятия:
- по предупреждению происшествий и преступлений, грубых дисциплинарных проступков с учетом специфики выполнения задач, вида, рода войск, места дислокации, качества контингента личного состава;
- по изучению реального состояния правопорядка и воинской дисциплины, дисциплинарной практики в ротах, взводах, отделениях, расчетах, экипажах и выявлению фактов сокрытия правонарушений и грубых дисциплинарных проступков;
- по организации индивидуальной и профилактической работы с военнослужащими, попадающими в группу риска (склонных к дисциплинарным проступкам, с повышенной конфликтностью, особенностями в поведении, психике, из неблагополучных семей, склонными к алкоголю, наркотикам, имевшими приводы в милицию и связь с криминогенными структурами);
- по обеспечению личного примера и обучению офицеров ротного звена, сержантов и старшин практике работы по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины, созданию в подчиненных воинских коллективах здоровой морально-нравственной атмосферы.
В роте (батарее) и им равных подразделениях мероприятия по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины планируются командирами и заместителями командиров подразделений по воспитательной работе на неделю и включаются в расписание занятий. При этом особое внимание должно быть уделено доведению до личного состава законов об уголовной ответственности за воинские преступления, требований общевоинских уставов, руководящих документов по вопросам воинской дисциплины и поддержанию уставного порядка (в части, касающейся), приговоров военных судов об осуждении военнослужащих.
|
|
В расписании занятий одновременно должно быть отведено время для подведения итогов воинской дисциплины и правопорядка в роте, взводах, отделениях, расчетах и экипажах.
2.
Непосредственная работа с личным составом по поддержанию воинской дисциплины |
Изучение личных качеств подчиненных |
Значение состояния воинской дисциплины и морально-психологического состояния личного состава |
Руководство деятельностью подчиненных командиров |
Поддержание уста- новленных устава- ми правил взаимо- отношения между военнослужащими |
Проведение анализа, подведение итогов, доклады и поста-новка задач |
Проведение дисциплинарной практики |
Учет психологических аспектов в работе по поддержанию воинской дисциплины |
Изучение личных качеств подчиненных – это первое правило работы с людьми. Наиболее результативными методами по изучению людей зарекомендовали себя: изучение документов (автобиография, характеристика, медицинская книжка, личное дело и т.д.); проведение познавательных бесед; сплошное или выборочное наблюдение за поведением подчиненных; проведение экспериментов (естественных, лабораторных).
Знание состояния воинской дисциплины и морально-психологического состояния личного состава позволяет командиру объективно оценивать обстановку, а следовательно, адекватно действовать и принимать решения, направленные на устранение недостатков. Источниками информации о состоянии дел в подразделении могут быть: личное наблюдение командиров за поведением личного состава; доклады подчиненных командиров (начальников); сообщения старших начальников и др.
Руководство деятельностью подчиненных командиров по вопросам поддержания воинской дисциплины и порядка. Главное в этой работе добиться единого понимания подчиненными командирами (начальниками) требований, задач и способов укрепления воинской дисциплины. Основными методами считать: организаторскую работу по изучению и практическому освоению общевоинских уставов подчиненными командирами; своевременное доведение до подчиненных командиров (начальников) требований руководящих документов и определение на этой основе своих практических задач; обучение подчиненных командиров (начальников) проведению дисциплинарной практики.
Поддержание установленных уставами правил взаимоотношений между военнослужащими. Под правилами взаимоотношений следует понимать совокупность наиболее целесообразных с точки зрения государства и общества служебных, неслужебных и личных отношений между военнослужащими в процессе прохождения военной службы, и регулируемых правовыми актами в целях поддержания порядка и дисциплины.
Организаторская работа командира подразделения в этом случае должна заключаться в реализации принципов взаимоотношений, таких как: единоначалие, командирская требовательность, воинская субординация, войсковое товарищество, воинская вежливость, гуманизм и др. Вся работа командира подразделения должна быть направлена на сплочение воинского коллектива, укрепление дружбы между военнослужащими различных национальностей, воспитание подчиненных и создание в подразделении нетерпимого отношения к нарушениям воинской дисциплины.
|
|
Учет психологических аспектов в работе командира подразделения по укреплению воинской дисциплины должен постоянно находиться в поле зрения работы с людьми. Чтобы эффективно управлять людьми, нужно знать психологию общения, а именно: рассматривать любой акт управления не только по содержанию, но и по форме (половина информации заключена не в том, что сказано, а как сказано); постоянно замечать и подчеркивать успехи и заслуги коллектива и отдельных его членов; объективное отношение командира (начальника) к достигнутым успехам и недостаткам в коллективе; недопущения служебных конфликтов; развитие и поддержание в коллективе неофициальных отношений.
Проведение дисциплинарной практики. Успешное решение задач по укреплению воинской дисциплины в подразделениях в первую очередь зависит от того, насколько умело и эффективно будут предупреждаться правонарушения. В этой работе важная роль принадлежит дисциплинарной практике, под которой понимается применение командиром (начальником) мер поощрений и взысканий по отношению к своим подчиненным, а также совокупность других мер воздействия на сознание и чувства военнослужащих с целью воспитания у них высокой ответственности и сознательного отношения к требованиям воинской дисциплины.
Эффективность воспитательного воздействия дисциплинарной практики, ее результативность в укреплении воинской дисциплины, в предупреждении дисциплинарных проступков и иных правонарушений зависят от того, насколько обоснованно, правильно и своевременно командиры и начальники применяют свою дисциплинарную власть.
Основным требованием, предъявляемым к дисциплинарной практике, является требование строжайшего соблюдения командирами (начальниками) законности, как при применении мер поощрения, так и при наложении дисциплинарных взысканий. Даже малейшее отступление командира от уставных норм при применении дисциплинарной власти к подчиненным недопустимо. Нельзя добиться высокой воинской дисциплины, обеспечить соблюдение уставного воинского порядка незаконными методами. Применение незаконных методов не только не способствует укреплению дисциплины, но и может повлечь за собой новые, подчас более тяжкие правонарушения.
|
|
Любое отступление командира в дисциплинарной практике от принципа законности подрывает его авторитет. У подчиненных в этих случаях ослабляется вера в справедливость и обязательность воинского правопорядка, что может вызвать новые нарушения. Отрицательно сказывается на состоянии воинской дисциплины и превышение отдельными начальниками, предоставленной им власти, равно как и применение не предусмотренных уставами поощрений и взысканий.
Непременным требованием правильной дисциплинарной практики является и то, чтобы каждое поощрение и взыскание было справедливым, соответствовало степени заслуг отличившегося, либо тяжести проступка и степени вины совершившего правонарушение. Незаслуженно высокое поощрение случайно отличившегося военнослужащего, без учета его прежнего поведения и отношения к делу, как правило, не только не способствует укреплению дисциплины, но и приводит к отрицательным последствиям. Фактически на нет сводится воспитательная роль поощрений и при неоправданно частом их применении к одним и тем же военнослужащим за одни и те же достижения.
Одним из необходимых условий является единообразный подход к применению поощрений и взысканий всеми командирами в подразделении.
Важное значение для повышения предупредительной роли дисциплинарной практики имеет участие в ней командиров (начальников) всех степеней, в том числе сержантов и старшин - непосредственных начальников солдат и матросов.
Воспитательное воздействие дисциплинарной практики значительно повышается при умелом использовании командирами подразделений различных мер поощрения и взыскания, а также от строгого соблюдения порядка и сроков наложения взыскания. Нарушение установленных сроков наложений взысканий, как и не приведение наложенного взыскания в исполнение, как и любое отступление при его применении от уставных требований, приводит к отрицательным последствиям.
3. Учет преступлений и происшествий ведется в масштабе полка (корабля) в журнале учета преступлений и происшествий воинской части, которая хранится в штабе полка.
Учет грубых дисциплинарных проступков и дисциплинарной практики ведется от роты (батареи) до полка, бригады соответствующими штабами совместно с заместителями командиров по воспитательной работе в журналах учета грубых дисциплинарных проступков.
Учет поощрений и дисциплинарных взысканий ведется в воинских частях в служебных карточках, которые ведутся:
в роте - на солдат и сержантов, проходящих военную службу по призыву;
в штабе воинской части - на солдат и сержантов, проходящих военную службу по контракту, на прапорщиков и офицеров;
Все поощрения и дисциплинарные взыскания заносятся в служебную карточку не позднее чем в семидневный срок, и каждая запись в ней заверяется:
- на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - командиром роты;
- на военнослужащих, поступивших на военную службу по контракту, - начальником штаба воинской части.
Дисциплинарным уставом определено, что непосредственные начальники докладывают по команде о поощрениях и дисциплинарных взысканиях:
- на солдат, матросов, сержантов и старшин - командирам рот и им соответствующим ежедневно;
- на прапорщиков (мичманов) и офицеров (кроме высших) - командирам воинских частей еженедельно.
Командиры батальонов (дивизионов) и им соответствующие обязаны периодически просматривать служебные карточки в целях проверки правильности применения поощрений и наложения дисциплинарных взысканий. Каждый военнослужащий 1 раз в год, а также в период перемещения и перевода к новому месту службы должен быть ознакомлен со своей служебной карточкой под личную роспись.
4. Анализ состояния воинской дисциплины в подразделении занимает важное место в многогранной деятельности командира подразделения и позволяет уяснить реальное положение дел в подразделении, вскрыть причины и условия, способствующие правонарушению, грубым дисциплинарным проступкам, определить меры воздействия на нарушителей и пути поддержания уставного порядка, воинской дисциплины.
Анализ состояния воинской дисциплины проводится в определенной последовательности и включает в себя ряд этапов:
Оценка выводов |
Разработка предложения |
Определение содержания, целей и методика анализа |
Распределение задач и обязанностей |
Сбор фактического материала |
Оценка дисциплинарной практики и действенности работы |
Подготовительный период |
Проведение анализа |
Оценка результатов |
Анализ состояния воинской дисциплины в подразделении |
а) Подготовительный период.
Основой анализа является сбор данных. Основными источниками информации о состоянии воинской дисциплины в подразделении являются:
- результаты проверок боевой готовности, несения боевого дежурства, караульной и внутренней служб;
- отношение личного состава к выполнению учебно-боевых задач во время учений, походов, боевых стрельб;
- личные наблюдения за поведением военнослужащих в ходе служебной деятельности и общение с ними в неформальной обстановке;
- доклады командиров (начальников) всех степеней о состоянии воинской дисциплины, морально-нравственной атмосфере, взаимоотношениях в коллективе, настроениях и запросах военнослужащих;
- доклады лиц суточного наряда;
- индивидуальные и групповые беседы, проводимые с различными категориями военнослужащих;
- участие командиров (начальников) в проведении офицерских собраний, служебных, воспитательных и культурно-досуговых, спортивных мероприятий;
- изучение служебных карточек, постовых ведомостей, книг амбулаторного приема и историй болезни подчиненных;
- результаты контроля и проверки выполнения требований законов, общевоинских уставов, приказов, директив и распоряжений, распорядка дня, состояние внутреннего порядка и материально-бытового обеспечения военнослужащих;
- письма, жалобы, заявления личного состава и родителей и др.
В совокупности все перечисленные выше и другие источники информации позволяют получить истинные данные, характеризующие состояние воинской дисциплины, уровень организаторской и воспитательной работы, эффективность деятельности различных должностных лиц по предупреждению правонарушений и грубых дисциплинарных проступков.
б) Проведение анализа.
Важной составной частью анализа дисциплины является обработка накопленного материала и его систематизация, как с качественной, так и с количественной стороны. Качественная сторона позволяет классифицировать проступки по их признакам, а количественная - получить табличные или графические зависимости, поясняющие динамику процесса. В войсковой практике наибольшее распространение получили методы сравнения, детализации, комплексного исследования.
Метод сравнения используется для анализа однородных по своему содержанию, характеру показателей и конкретных проступков. Например, сравниваются показатели воинской дисциплины среди различных подразделений (экипажей, расчетов, отделений, взводов, рот, батальонов) или ее состояние в подразделениях за отдельные периоды времени и т.д.
Метод детализации предполагает деление фактического материала на специфические признаки. Детализация проводится по времени, частоте проявления, характеру, причинам, тяжести проступков, их последствиям, нравственным и материальным издержкам, организационным и воспитательным мероприятиям. Способ детализации предусматривает не только деление, но и последующую группировку однородных показателей, фактов и явлений в таблицах, графиках, диаграммах.
Метод комплексного исследования предполагает выявление связи и взаимодействия определенных сторон дисциплины, организаторской и воспитательной работы, уставного порядка, требовательности командиров (начальников), материально-бытового обеспечения, досуга личного состава.
Анализ может быть достаточно объективным при том условии, если выявлены все основные связи или по крайней мере те из них, которые приводят либо к позитивным сдвигам, либо к негативным тенденциям в решении задач поддержания правопорядка и воинской дисциплины.
в) Оценка результатов.
5. Оценка состояния воинской дисциплины в подразделении представляет немалую трудность, так как ее уровень определяется не только личными качествами воинов, но и сложившимися внутриколлективными нормами и традициями. В этом случае, оценивая дисциплину, не столь важно добиваться какой-либо статистики, намного важнее определить наличие негативных явлений во внутриколлективной жизни.
Командир подразделения, оценивая дисциплину с личным составом, обстоятельно должен разобрать и допущенные за неделю грубые нарушения, вскрыть их причины, сообщить о принятых мерах, дать оценку дисциплине во взводах, назвать передовые и отстающие подразделения. Отдельно оценивает сержантов, их личное поведение, вклад каждого из них в улучшение дисциплины своего подразделения. В таком же плане проводится работа с офицерами и прапорщиками, как правило, до подведения итогов с личным составом роты. Аналогичную работу проводит командир батальона на служебном совещании офицеров, а при необходимости и на совещании сержантов. Тут оценивается состояние воинской дисциплины в ротах, взводах, определяется личная дисциплина офицеров.
6. Подведение итогов состояния воинской дисциплины и выработка мер по ее укреплению проводится в батальоне один раз в месяц, в роте еженедельно, во взводе и отделении ежедневно.
Командиры подразделений, наблюдая в течение дня за поведением подчиненных, их отношением к службе, учебе, при подведении итогов отмечают примеры ревностного и нерадивого отношения к исполнению воинского долга, служебных обязанностей, поощряют наиболее достойных, дисциплинированных за проявленную разумную инициативу, усердие и отличие по службе, конкретно разбирают каждый допущенный проступок и при необходимости наказывают виновных.
По результатам подведения итогов каждому военнослужащему может выставляться индивидуальная оценка. Во взводе может быть выделено лучшее отделение, а на совещании с сержантами раскрыта практика работы командира этого отделения (расчета, экипажа).
Состояние воинской дисциплины в роте, батальоне и им равных подразделениях необходимо анализировать по категориям военнослужащих (со всем личным составом, сержантами, старшинами, прапорщиками, офицерами).
С младшими командирами подведение итогов проводится на совещаниях или специальных занятиях с участием офицеров. При этом командир подразделения анализирует их роль в поддержании уставного порядка, личную дисциплинированность, вклад каждого из них в поддержание правопорядка и воинской дисциплины, выполнение распорядка дня, соблюдение формы одежды подчиненными. Особое внимание уделяется анализу участия сержантов (старшин) в дисциплинарной практике, создании здоровой морально-нравственной атмосферы в коллективах.
Большое значение имеет анализ и подведение итогов состояния воинской дисциплины с офицерским составом в батальоне (роте) и им равных подразделениях. Командир батальона (роты) может при этом заслушать доклады командиров рот (взводов) о состоянии воинской дисциплины и проделанной работе по ее укреплению. Он оценивает положение дел в ротах (взводах) и определяет их места, дает персональную оценку вкладу каждого офицера и оценку их личной дисциплинированности. Проводится тщательный анализ дисциплинарной практики офицеров, соблюдение при этом ими требований законов и общевоинских уставов, участия в воспитательных мероприятиях, организации индивидуальной работы с подчиненными.
В целом грамотная подготовка и умелое подведение итогов состояния воинской дисциплины в подразделении позволяет должностным лицам постоянно анализировать ее состояние и влияние на выполнение стоящих задач, выявлять динамику развития процессов в воинских коллективах, своевременно принимать меры по предупреждению правонарушений.
«Изучение и учёт индивидуально-психологических особенностей личного состава в повседневной служебной деятельности»