Общая характеристика принципов воспитания военнослужащих

Принципы воспитания военнослужащих — это исходные педагогические поло­жения, служащие руководящими нормами для офицера, командира (начальника) как воспитателя. В своей совокупности они определяют направленность, содер­жание, организацию и методику воспитательного процесса в подразделении.

В них сконцентрированы и обобщены многолетний опыт воспитания военнослужащих и результаты его научных исследований. Принципы воспитания объективны по содержанию, но субъективны по форме. Поэтому знание их требований, закономерностей процесса, которые они отражают, позволяет командиру (начальнику) сознательно и твор­чески решать задачи воспитания воинов, систематизировать и упоря­дочивать свою деятельность, осуществлять ее педагогически обосно­ванно, уверенно достигая поставленной цели. Соблюдение принципов воспитания позволяет прогнозировать развитие воспитательного про­цесса в подразделении.

Анализ теории и практики воспитательной деятельности позволяет определить систему принципов воспитания военнослужащих:

1) целенаправленность и целесообразность всех воспитательных взаимодействий, влияний и воздействий;

2) гражданско-патриотическая и военно-профессиональная направлен­ность воспитательной деятельности;

3) гуманизм и демократизм в решении задач воспитания;

4) воспитание в различных видах деятельности военнослужащих (учеб­ной, служебной, боевой, хозяйственной, общественной и др.);

5) воспитание в воинском коллективе и через коллектив;

6) проявление в процессе воспитания единства высокой требователь­ности, уважительного отношения кличности военнослужащего, по­стоянного внимания к его нуждам, запросам, потребностям;

7) индивидуальныйи дифференцированный подход к личности, группе и коллективу;

8) обеспечение в процессе воспитания единства слова и дела, научной теории и практики;

9) единство, согласованность и преемственность воспитательных воздействий;

10) обеспечение единства воспитания, самовоспитания и перевоспи­тания;

11) целенаправленное стимулирование воспитательной деятельности и проявления военнослужащими высокого уровня воспитанности;

12) комплексный подход к воспитанию с учетом активного функциони­рования всех его элементов.

1) С точки зрения педагогического содержания воспитательная цель всегда имеет две стороны – целенаправленность любого воспитательного мероприятия или действия и целесообразность его осуществления.

Цель, осознанная с точки зрения того, что должен получить воспитатель в результате своей деятельности, выступает как целенаправленность, а цель, осознанная с точки зрения её полезности, выступает как целесообразность. Перед воспитателем, приступающим к воспитательному взаимодействию, влиянию и воздействию, стоят, следовательно, два основных вопроса: что он должен получить в результате их разрешения и какую пользу принесут полученные результаты?

Целевые установки в воспитательной деятельности представлены на различных уровнях: общая цель, определяемая на уровне макротребований, например воспитание человека-патриота, гражданина своего Отечества и т.д.; особая цель (или группа целей), определяемая, к примеру, требованиями воинской службы, необходимостью воспитания защитника государства; частная цель, определяемая на уровне индивидуального развития личности военнослужащего, требованиями самосовершенствования.

2) Принцип гражданско-патриотической и профессиональной направленности воспитательной деятельности.

Этот принцип отражает суть закономерной связи процесса воспитания с задачами формирования и развития качеств у военнослужащего как гражданина-патриота и как военного-профессионала. Рассматриваемый принцип требует, чтобы в организации и проведении, в содержательных аспектах любого воспитательного мероприятия, учебного занятия идеи патриотизма, профессионализма находили свое отражение, а воспитатели руководствовались ими в практической деятельности и служили образцом выполнения своего гражданского и воинского долга.

3) Гуманизм и демократизм, будучи принципом процесса воспитания военнослужащих, отражает общие закономерные тенденции развития общества, всех его социальных институтов, меру цивилизованности государства и народов, живущих в нем.

В области воспитания данный принцип в условиях армии базируется на таких общечеловеческих ценностях, как:

- постоянная забота воспитателей о физическом и духовном здоровье военнослужащих;

- создание условий для реализации принципа социальной справедливости, уважение человеческого достоинства;

- неприменение субъектами воспитания методов социального и профессионального насилия;

- оказание конкретной помощи военнослужащим в преодолении трудностей военной службы, в адаптации к новым условиям, особенно к боевым, и т.д.

4) Принцип воспитания субъектов и объектов в различных видах деятельности военнослужащих отражает закономерную обусловленность формирования личности полезным трудом. С определенной долей условности труд военнослужащего можно подразделить на несколько основных видов.

Во-первых, военно-профессиональный труд, связанный с выполнением обязанностей по службе, их выполнением в различных условиях военной службы, особенно боевых. Не случайно в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) было введено понятие «воспитание боем».

Во-вторых, труд, связанный с множеством военно-профессиональных специальностей. Каждая специальность требует воспитания и развития, помимо общих, особых качественных характеристик.

В-третьих, учебно-познавательная деятельность, обладающая большими возможностями для воспитания военнослужащих, которые реализуются через углубление и систематическое изучение индивидуальных и групповых особенностей подчиненных, высокий уровень организации учебной деятельности, эффективное использование содержания того или иного учебного предмета, применение различных методических приемов, средств и методов обучения, воспитательного воздействия, своевременную и объективную оценку действий и поведения военнослужащего и т.д.

В-четвертых, общественный труд, участие всех военнослужащих в кулътурно-досуговой и спортивно-массовой работе. Данный вид деятельности требует удовлетворения личных потребностей военнослужащего, проявления и формирования эстетических вкусов, развития творческой самодеятельности, воспитания физической культуры, развития духовных и физических способностей, необходимых для качественного выполнения воинского долга.

5) Воспитание военнослужащих в коллективе и через коллектив, путем создания атмосферы взаимопонимания, дружбы, войскового товарищества, социальной справедливости, высокой ответственности и высокой культуры взаимоотношений.

Этот принцип отражает закономерные связи и отношения социально-психологического плана, коллективной и групповой жизни людей, в нашем случае – военнослужащих. Взрослый человек, работающий или проходящий воинскую службу, большую часть самого эффективного времени проводит непосредственно в коллективе и группе людей. Он находится под постоянным влиянием и воздействием. Благодаря многообразию межличностных взаимоотношений, многочисленным контактам в сплоченном коллективе ускоряется процесс развития личности, появляются возможности для проявления своих способностей и корректировки своего поведения, действия.

6) Принцип сочетания высокой требовательности с уважением личного достоинства подчиненных, с постоянным вниманием к их нуждам и заботам, к удовлетворению разумных потребностей.

Данный принцип воспитания отражает суть закономерностей социального, психологического и собственно педагогического плана. Требовательность, как объективное явление, вытекают из самой сущности человеческой жизни, обусловлены теми обстоятельствами, в которых личность находится, выполняет свои общечеловеческие и профессиональные обязанности, характером того или иного вида труда. В логическом плане этот принцип включает три взаимосвязанных элемента – требовать, уважать, заботиться.

7) Индивидуальный и дифференцированный подход к воспитанию как руководящая идея, как принцип есть отражение закономерной зависимости воспитательной деятельности от индивидуально-психологических и групповых особенностей военнослужащих, от степени их учета в процессе педагогического влияния, воздействия и взаимодействия.

Люди в военной форме, как и члены любого коллектива, отличаются друг от друга многообразием индивидуальных особенностей: уровнем сознательности, образования, общего развития, культуры, жизненного опыта, интересов, способностей, разными темпераментами, физическими данными, национальными чертами характера и т.д. Наряду с особенностями те или иные категории военнослужащих могут иметь некоторые общие черты, признаки, обусловленные одинаковым возрастом, профессией, опытом воинской службы, должностными обязанностями, специальными интересами и т.д. В данном случае и идет речь о дифференцированном подходе в решении воспитательных задач.

8) Обеспечение в процессе воспитательной деятельности единства слова и дела, научной теории и практики.

Особое воспитательное значение рассматриваемый принцип имеет в системе «воспитатель – воспитанник», «начальник – подчиненный», «родитель - ребенок». Научными исследованиями доказано, что если бы каждый руководитель, воспитатель, командир достигал этого единства, то многие задачи формирования и развития высоконравственной личности, воспитания дисциплинированности, чувства долга, чести, совести, ответственности решались бы эффективнее, чем это делается сейчас.

9) Единство, согласованность и преемственность воспитательных воздействий как принцип воспитания отражает закономерные связи его с опытом прошлого влияния семьи, школы, среды, в которой формировалась личность военнослужащего, а также целенаправленные согласованные действия всех категорий воспитателей в условиях армейской жизни, соблюдение преемственности в период адаптации к новым условиям воинской службы.

Данный принцип предполагает наличие триединства в системе разнообразных факторов. Это: школа, семья, производство (если военнослужащий трудился до призыва в армию и на флот), армия; усилия всех воспитателей и начальников, в подчинении которых военнослужащий находится; разнообразные факторы воспитывающей среды: уровень взаимоотношений, личный пример воспитателей, педагогический эффект от проводимых занятий по боевой и специальной подготовке и т.д., стиль и тон общения, моральный и профессиональный авторитет воспитателя и др.

10) Принцип обеспечения единства воспитания, самовоспитания и перевоспитания, отражающего их закономерную взаимосвязь и взаимообусловленность в целостном педагогическом процессе.

Самовоспитание и перевоспитание в педагогической науке рассматриваются как функции процесса воспитания, как особые виды человеческой деятельности, основанные на самосовершенствовании личности военнослужащего, на устранении негативных качественных характеристик, отрицательных привычек, отклоняющегося от соответствующих норм поведения.

11) Принцип целенаправленного стимулирования воспитательной деятельности есть суть отражения закономерной зависимости эффективности труда, его качества от того, как его оценивают, насколько своевременно и целенаправленно поощряют.

Давно замечено, что устойчивых высоких результатов добивается тот, кто любит свой труд, если данный вид человеческой деятельности объективно оценивается и целенаправленно стимулируется как морально, так и материально.

12) Объединяющим, интегральным принципом процесса воспитания военнослужащих является подход к воспитанию с учетом функционирования всех элементов данного процесса: субъектов и объектов, организационных форм, содержательных и методических сторон воспитательной деятельности.

К числу требований данного принципа, которыми необходимо руководствоваться в процессе воспитательной деятельности, относятся:

- всестороннее изучение военнослужащих и определение уровня их воспитанности, проявления её в различных условиях воинской службы;

- охват воспитательной работой всех категорий военнослужащих независимо от их служебного положения, возраста и уровня образования;

- комплексное и творческое использование средств, методов и приемов педагогического воздействия, выбор оптимального их соотношения с учетом особенностей конкретного военнослужащего, служебно-педагогических условий его жизнедеятельности;

- обеспечение единства, согласованности и преемственности в воспитательной деятельности всех категорий военных воспитателей, командиров и начальников;

- систематический контроль, педагогический анализ и всесторонняя объективная оценка результатов воспитательной деятельности, своевременное корректирование самого педагогического процесса и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: